Для Екатерины Нестеровой и Юлии Землянской музыка – это их жизнь. Они решили поделиться частичкой того, что любят и показать уютные уголки Самары, среди которых есть малоизвестные музыкальные места. Мы совершили прогулку от улицы Ленинградской, где с 2000-х годов продолжает собираться музыкальная тусовка города, до музейного дворика на Красноармейской, который стал концертной площадкой под открытым небом.
Джазовые музыканты Юлия Землянская и Екатерина Нестерова. Фото: Виталий Шабинский
Екатерина Нестерова – музыкант, композитор, поэт и продюсер креативных проектов. Юлия Землянская – певица, преподаватель в джазовой студии «Движение», автор аранжировок и песен. Вместе они являются участницами музыкального проекта «Джульетта любит лето», куда входят ещё барабанщик Денис Рыбаков и контрабасист Александр Бортник.
Бывший арт-клуб «Бумажная луна» (Ленинградская, 77)
Екатерина: Раньше, в 2010-х годах, тут находился арт-клуб «Бумажная луна», в котором проходили выступления джазовых коллективов. Сейчас многие из тех музыкантов разъехались по другим городам и странам, но они продолжают блистать.
Мы часто сюда ходили на концерты Игоря Яковенко. Сегодня он пишет музыку и выступает в столице. Также здесь играл Ильфат Садыков, который переехал в Париж и стал там видным музыкантом. Ещё тут можно было услышать Ольгу Круковскую. Она сейчас живёт в Санкт-Петербурге и развивает направление свободной импровизационной музыки. Недавно она провела потрясающий концерт в Самаре. Чтобы вы понимали – в этом направлении нет заранее подготовленного произведения, все музыканты импровизируют.
Екатерина Нестерова: «Раньше, в 2010-х годах, тут находился арт-клуб «Бумажная луна», в котором проходили выступления джазовых коллективов». Фото: Виталий Шабинский
Я тоже здесь начинала играть авторскую музыку. 15 лет назад мы с друзьями увлекались авторским джазом и собирались именно в «Бумажной луне», где была довольно дружелюбная атмосфера. Владельцы клуба были открыты к сотрудничеству, к экспериментам, они не гнались за прибылью, не заставляли музыкантов играть популярные каверы, чтобы привлечь побольше зрителей. Поэтому здесь авторы могли представить своё художественное высказывание. Это очень ценно.
Сейчас в «Доме 77» проходит много чего интересного. Место в целом классное. В «Вечно молодом» организуют концерты, а в «Нулевой комнате» можно создать коллаборации с танцорами и художниками. Например, мы с танц-художницей Юлией Авраменко планируем совместный проект и, возможно, покажем его где-то здесь.
Екатерина Нестерова: «Владельцы клуба были открыты к сотрудничеству, к экспериментам, они не гнались за прибылью, не заставляли музыкантов играть популярные каверы, чтобы привлечь побольше зрителей». Фото: Виталий Шабинский
Сквер Высоцкого
Юлия: В 1990-х на Ленинградской находился вещевой рынок. Мы с мамой приезжали сюда на автобусе №2, выходили на остановке «Сквер Высоцкого» и шли на рынок. Когда приходилось долго ждать обратный автобус, мы заходили в сквер, чтобы поесть мороженого.
В сквере Высоцкого. Фото: Виталий Шабинский
А в доме напротив (Высоцкого, 8) работал ламповый музыкальный магазин «Блюз». Он проработал долгое время, но давно закрылся. Важно понимать, почему это было знаковое место для музыкантов: раньше свободный доступ в Интернет отсутствовал и мы могли получить информацию только с помощью виниловых пластинок, CD-дисков и аудиокассет. Всегда хотелось найти что-то новое в мире музыки, для этого слушали содержимое кассет или дисков. На рынке это сделать было невозможно, а в магазине «Блюз» стояли проигрыватели с наушниками, через которые можно было сразу послушать весь альбом. Там был огромный выбор, я приходила сюда и копалась в коробках в поисках новинок. Люди уходили отсюда домой со стопочками дисков. Это было удивительное время.
Юлия Землянская: «Даже мои ученики не вслушиваются в альбомы. А ведь музыканты выстраивают пластинку в соответствии со своим видением и особой концепцией». Фото: Виталий Шабинский
А сейчас разве кто-то прослушивает альбом от начала до конца? Нет, ведь популярны подборки и рекомендации на стриминговых сервисах. Даже мои ученики не вслушиваются в альбомы. А ведь музыканты выстраивают пластинку в соответствии со своим видением и особой концепцией.
Бывшая чайная «Чайковский» (Молодогвардейская, 92)
Екатерина: Здесь в подвале находилась чайная «Чайковский», которая потом стала носить название «Весна, лето, осень, зима и снова весна». Это тоже культовое место, которого больше нет. Тут проходили знаковые концерты, на которых собирался весь джазовый андеграунд. В какой-то момент чайная даже заменила «Бумажную луну». Для меня лично это место очень важно, потому что мы с мужем проводили здесь концерт в честь нашей свадьбы. На второй день мы собрали абсолютно всех наших друзей музыкантов и организовали капустник.
Думаю, джаз стал более популярным за эти годы, эта музыка звучит сегодня чаще. Джазовые фестивали получают гранты от государства. Например, недавно мы были на таком в Смоленске, где получили первый приз.
Екатерина Нестерова: «Здесь в подвале находилась чайная «Чайковский», которая потом стала носить название «Весна, лето, осень, зима и снова весна». Это тоже культовое место, которого больше нет». Фото: Виталий Шабинский
Музыкальные тусовки на Некрасовской, 56
Юлия: Это не просто барбершоп, здесь каждую субботу проходят джем-сейшены, то есть музыкальные тусовки. Сюда могут прийти музыканты, которые между собой совершенно незнакомы. Главное, чтобы у них был опыт. Эти вечера организовал директор студии «Движение» Денис Рыбаков, он как раз играет на ударных в нашем проекте «Джульетта любит лето».
Некрасовская, 56. Фото: Виталий Шабинский
С 22.00 до 1.00 здесь можно бесплатно послушать выступления (18+). Обычно на них собирается толпа зрителей. Многие из посетителей таких концертов стали уже завсегдатаями, знают песни и подпевают музыкантам.
В целом в Самаре концерты проходят в разных нестандартных местах. Например, выступления можно увидеть на крыше торгового центра «Опера». Но это уже организуют экскурсионные агентства.
Юлия Землянская: «Здесь каждую субботу проходят джем-сейшены, то есть музыкальные тусовки. Сюда могут прийти музыканты, которые между собой совершенно незнакомы». Фото: Виталий Шабинский
Двор Музея модерна
Юлия: Кофейня White Cup часто приглашает музыкантов. Мы с Катей тут выступали два раза. Во дворе очень классная атмосфера, люди приходят на концерт расслабленные, готовые слушать нашу авторскую программу. Зрители при этом отдыхают в шезлонгах, качаются на качелях с детьми и наслаждаются атмосферой. Кстати, Музей модерна сотрудничает с джазовыми музыкантами и организует свои вечера.
Юлия Землянская: «Если мы готовимся выступать во дворике, то можно не париться о том, как воспримут наше творчество. Нас всегда примут здесь хорошо». Фото: Екатерина Ершова
Сюда приходят классные люди. Если мы готовимся выступать во дворике, то можно не париться о том, как воспримут наше творчество. Нас всегда примут здесь хорошо. Поэтому можно расслабиться и с удовольствием показать свою музыку. Но такое отношение встречается не везде, в некоторых заведениях люди часто ожидают услышать джазовые стандарты и там нужно завоёвывать внимание.
Двор Музея модерна. Фото: Виталий Шабинский
Театр оперы и балета
Екатерина: С этим местом связано начало моей музыкальной карьеры. Когда мне было 15-16 лет, я играла в рок-группе. В тот момент я бросила музыкалку и решила ломать шаблоны. Нашла объявление в газете и пришла играть на клавишах в группу, которую организовали взрослые дядьки. Мы долго репетировали в гараже и решили записать альбом. Для этого пошли в студию, которая находилась на верхнем этаже театра оперы и балета. Нас встретил опытный взрослый звукорежиссёр. Видимо, во время записи он во мне что-то разглядел, поэтому сказал: «Катя, тебе нужно идти учиться джазу». Я последовала его совету.
У театра оперы и балета. Фото: Виталий Шабинский
Дом учёных (Студенческий переулок, 3А)
Юлия: В этом здании в 1962 году был организован первый в Куйбышеве джазовый клуб, ставший третьим по счёту в стране – после Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) и Москвы. Организовали клуб пианист и журналист, знаковая фигура для самарского джаза Игорь Вощинин и саксофонист Лев Бекасов.
Людей надо было приобщать к искусству и вдохновлять. За 30 лет существования клуба провели 24 фестиваля. На них приглашали звёзд из столицы и других стран. Как я недавно прочитала, зарубежных музыкантов специально переименовывали на русский манер, чтобы те могли выступать. Это делали специально, чтобы не возникало лишних вопросов. Ведь джаз – это изначально американское движение, а нужно было продвигать советскую культуру.
Юлия Землянская: «Сейчас всё больше российских коллективов играют джаз на русском языке ... песни на родном языке понятнее и ближе слушателям». Фото: Виталий Шабинский
Сейчас всё больше российских коллективов играют джаз на русском языке – переводят или пишут свои стихи. Нам нравится этот тренд, потому что песни на родном языке понятнее и ближе слушателям.
Безымянка
Екатерина: Здесь на улице Свободы, 89 существует уже 25 лет студия «Движение». Она ценна тем, что в ней учатся и дети, и взрослые. Это не обычная музыкалка, а целая инфраструктура. Можно сказать, что здесь находится колыбель джаза в нашем городе.
Екатерина Нестерова: «Наш город очень музыкальный. Здесь намного легче выступать, здесь много коллективов, много возможностей». Фото: Виталий Шабинский
Я пять лет жила в Сочи и очень скучала по Самаре. Наш город очень музыкальный. Здесь намного легче выступать, здесь много коллективов, много возможностей. Если ты взрослый, то ты всё равно можешь научиться играть джаз, найти с кем и где выступать.
Юлия: Наше учебное заведение – большая редкость в России. Есть консерватории, институты, но студий очень мало.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий