Мы часто используем выходные, чтобы отдохнуть и попутешествовать. Иногда выезжаем и за пределы Самарской области. Так сделала наш культурный журналист Жанна Скокова. Она отправилась в Оренбург и привезла оттуда классный материал про местную уличную культуру. В поисках арт-объектов она нагуляла не один километр, а ещё поговорила с местным художником под псевдонимом Жёлтый Кубик и искусствоведом Эльвирой Карповой.
Пиксельный стрит-арт Оренбурга
Работа Жёлтого Кубика «Фотон», вдохновленная произведением братьев Стругацких. Фото: Жанна Скокова
Жёлтый Кубик – относительно новый художник. Его работы начали появляться на улицах Оренбурга около года назад. Автор работает в технике пиксель-арт. Кубик создаёт персонажей из небольших цветных плиток, как известный художник из Франции Space Invader (Космический Захватчик). В отличие от своего зарубежного «коллеги», Жёлтый Кубик выбирает разнообразные темы и часто меняет главных героев. Его работы посвящены увядающей исторической среде, ликвидации троллейбусов в центре Оренбурга, вырубке деревьев и массовой культуре.
Работа «Дино» на месте утраченного «Пакмана». Фото: Жанна Скокова
Автор достаточно часто вторгается в городскую среду и делает это, как вы, наверное, уже поняли, нелегально. Поэтому Жёлтый Кубик сохраняет полную анонимность. Тут же вспоминается Бэнкси и конспирологические теории о его личности. Однако, если связаться с легендой мирового стрит-арта практически невозможно, то с Жёлтым Кубиком нам поговорить всё-таки удалось.
Большинство моих плиточек находится в старом центре, но не на самой ходовой улице – пешеходной Советской, а где-то в одной-двух улицах от неё, в переулках. Люди, глядя на плиточки, видят и наш старый Оренбург. А он до сих пор по-своему красив.
Я стараюсь бережно относиться к старым домам, тем более памятникам, и свои плиточки размещать рядом, а не на них. Не всегда, правда, получается, но стараюсь. Стрит-арт может быть и на памятниках. Но он должен нести какой-то смысл или выполнять задачу. Например, многие старые дома – объекты культурного наследия, но всем на них наплевать. Стрит-арт и должен привлечь внимание к ним, чтобы стало наконец-то не всё равно.
художник Жёлтый Кубик
Именно плиточки автор выбрал по двум причинам. Во-первых, они позволяют реализовать идеи вне зависимости от художественных способностей. Во-вторых, работы вызывают у зрителей определённые ассоциации из детства. Подключив фантазию, можно погрузиться в мир, который свободен от серьёзности.
«Три желания». Фото: Жанна Скокова
У художника есть собственный Telegram-канал, который так и называется «Жёлтый Кубик». На него сейчас подписано более полутора тысяч человек. Там Кубик публикует все свои работы. Автор даже создал онлайн-карту с арт-объектами, в том числе утраченными.
Идея с картой – это из комментариев от оренбуржцев. Мне предложили, я реализовал. Люди мне пишут, как с помощью карты устраивают семейный велопробег по плиточкам. Мама с сыном прислала целый ролик, как они прошли по всем «ангелам без дома». Кто-то на свой день рождения идёт в поход по мозаикам.
художник Жёлтый Кубик
Граффити и трафареты
Уже 15 лет в Оренбурге существует граффити-команда C45. Художники занимаются в основном шрифтами, иногда дополняя их персонажами. Во многих работах можно заметить небольшую забавную деталь – ногу в чёрном сапоге. Также райтеры обращаются к кухонно-бытовой теме, изображая посуду и еду.
Работы команды C45. Фото: Жанна Скокова
Встречаются в Оренбурге и анонимные рисунки, созданные с помощью трафарета. Чаще всего они одноцветные. В основном с помощью трафаретов изображают персонажей или портреты исторических личностей.
На улице Володарского во дворе бара «Метод» находится стена, усыпанная небольшими работами художников со всей России. Здесь можно увидеть пиксель-арт, инсталляции, мини-скульптуры и раскрашенные копии легендарного забора ПО-2 (железобетонная сплошная плита, ставшая самым массовым забором в СССР).
Стена во дворе бара «Метод». Фото: Жанна Скокова
Муралы и фестивали
В Оренбурге есть и легальное искусство. Оно представлено авторами, которые создавали муралы во время фестивалей. Например, в 2015 году здесь проходила «Стенограффия» – проект родом из Екатеринбурга. Благодаря ему появилась масштабная работа «Истлевший угол» с цитатами из книги Алексея Иванова. Автором является Павел Знагъ.
«Истлевший угол». Фото: Жанна Скокова
Вместе со «Стенограффией» Оренбург посетил активный арт-деятель и художник Никита Nomerz. Он создал здесь несколько работ в своём фирменном стиле, но до наших дней сохранилась только одна – она скрыта в одном из дворов старого города.
Работа художника Никиты Nomerz. Фото: Жанна Скокова
Ещё один заметный проект – расписанные электробудки. Это инициатива местных художников и компании-оператора связи. Арт-объекты можно увидеть по всему Оренбургу. Они относятся к паблик-арту – искусству, создаваемому специально для городской среды, чтобы разнообразить её визуал и выделить новые достопримечательности.
«Даже в провинции можно быть хорошим художником». Авторы работы: Жëлтый Кубик и Эльвира Карпова. Фото: Жанна Скокова
Отличительная особенность стрит-арта в Оренбурге в том, что его почти нет. Те, кто начинает что-то делать, уезжают и не успевают перейти от граффити к стрит-арту – более идейному и насыщенному формату. Есть ощущение, что сейчас мы к чему-то чуть-чуть приближаемся. Активные художники на вес золота. Недавно мы подали заявку на грант для реализации паблик-арт проекта про город. Хочется рассказать про Оренбург с помощью уличных работ – совместить локальную идентичность и авторское видение художников.
искусствовед и преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Эльвира Карпова
Уличное искусство. Оренбург vs Самара
Конечно, уличное искусство в разных городах отличается, так как у художников есть свои творческие подходы. Кто-то предпочитает только аэрозольные баллоны, другие могут создавать скульптуры, а третьи используют в качестве инструмента общения со зрителем тексты.
Если сравнивать Оренбург с Самарой, то конкретно в плане стрит-арта (не граффити!) мы пока проигрываем. У нас граффити до сих пор преобладает над стрит-артом, а муралов намного больше, чем интересных инсталляций или скульптур. В Самаре нет настолько активного и социально ориентированного автора, как Жёлтый Кубик. Но есть интересные инициативы. Например, художник Олег Захаркин (участник Ширяевской и Московской биеннале современного искусства) создаёт абстрактные работы на холстах и других поверхностях, которые потом интегрирует в городскую среду. А недавно автор представил свою новую серию под названием «Психотека». Она состоит из психоделичных изображений, в которых можно разглядеть различных героев и сюжеты. Особенность этих картин в том, что каждый в них увидит что-то своё, в зависимости от личного опыта и настроения.
Другой автор, который постоянно находится на слуху – Клаус. Он не перестаёт радовать и удивлять самарцев своими масками, скульптурами и настенной живописью. Правда сейчас художник больше ориентирован на выставочные проекты. Но это не мешает ему иногда устраивать уличные интервенции.
Летом в Самаре проходил проект «Дети в городе». Юра Рычков и его воспитанники создали несколько наивных и милых работ. Юные авторы занимались микро-стрит-артом, о котором мы подробно рассказали в этом материале.
Также в обойме остаются те, кто начинал свой путь в уличном искусстве много лет назад: Денис Вертиго, Денис Тачез, команда ЧЖНС. Создают работы и граффити-райтеры из команд ТРКС, 183, 174, Frenz и другие. Прошлым летом в районе набережной даже провели граффити-фестиваль, в котором приняли участие более 30 профессиональных художников из Самары, Тольятти, Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока. В Самаре появляются и новые имена. Например, Крол, Луоки, Mons и Helix.
Фото обложки: Жанна Скокова
Комментарии ()
Написать комментарий