Виниловая эра не заканчивалась. Это подтверждают ценители и коллекционеры пластинок из Самары. Мы встретились с кандидатом исторических наук Артёмом Доценко, который проводит «Виниловые вечера» (16+), и диджеем Сергеем Сергеевым (DJ Serco), обладателем внушительной коллекции винила в городе. Они поделились с нами тем, как собирали свои виниловые библиотеки и какие необычные пластинки оказались у них на руках.
Фото: Виталий Шабинский
Увлечение винилом – с чего начать?
Впервые Артём Доценко послушал собственную пластинку в день рождения (в 1983 году), когда ему исполнилось три года. Он мечтал получить в подарок винил примадонны советской эстрады и получил его. Это приобретение стало первым в нынешней коллекции, которой уже более 40 лет. С детства Артём умел пользоваться проигрывателем, даже сам ставил звукосниматель на пластинку. Он был сильно увлечён музыкой, в то время как его сверстники играли в машинки, кубики и «стреляли» из детских пистолетиков.
До наших дней та первая пластинка не сохранилась, так как износилась из-за постоянного прослушивания. Спустя десятилетия Артём купил точно такую же.
В начале 1980-х пластинка была одним из средств передачи музыки. Магнитофоны и кассеты были, но такого антуражного, официального, в красивой обложке было мало. Плёночные катушки перезаписывались и распространялись среди знакомых, а пластинки выходили официально на музыкальном рынке. Раньше на улице Осипенко находился фирменный магазин «Мелодия». Он принадлежал крупной одноимённой звукозаписывающей компании, выпускавшей пластинки в Советском Союзе. Этот магазин был крупнейшей точкой продажи винила в Самаре. Там можно было найти музыку на любой вкус. Кроме того, на улице около самого магазина торговали частники (фарцовщики), они предлагали импортный винил. Официальная пластинка фирмы «Мелодия» стоила до 1980 года 2 рубля 15 копеек, а фирменная пластинка группы Boney M оценивалась в 200 рублей во времена ажиотажа. Почти две зарплаты нужно было выложить за неё на чёрном рынке.
коллекционер Артём Доценко
Артём Доценко продолжает увлекаться винилом и приобщать к этому других. С 2019 года он проводит «Виниловые вечера» (16+) в Самарской областной библиотеке для молодёжи. Делится с участниками интересными фактами о музыкантах и композициях, и всё это под виниловые треки. Кстати, на момент создания вечеров это было единственное событие такого формата в Самарской области.
Фото: Виталий Шабинский
Настоящие ценители предпочитают первопрессы
Не у всех людей в советское время была возможность слушать зарубежную музыку. Только в 1990-е случился переломный момент – наступила новая эпоха: многим стали доступны кассетные и CD-плееры, стало больше цифровых носителей информации. Пластинки стали терять свою актуальность. Их можно было купить буквально за копейки на книжном рынке в Самаре. Некоторые даже оставляли пластинки возле мусорных контейнеров.
Фото: Виталий Шабинский
Коснулось это не только России, но и других стран. По словам Артёма Доценко, в США молодые семьи до сих пор выбрасывают коллекции, оставшиеся от родственников или предыдущих жильцов домов. В итоге то, что могло бы стоить на рынке винила около 10 тысяч рублей, просто валяется на улице.
У нас в Самаре за последние 3-4 года стали больше ценить пластинки. Теперь винил, который остался от дедушки или от бабушки, выставляют на сайтах объявлений. Сегодня я называю пластинки «чёрным золотом». Цена на них растёт из года в год. Особенно подорожали импортные экземпляры – примерно в два раза. Заказать их напрямую из-за рубежа стало довольно трудно. Приходится пользоваться услугами перекупщиков. В Китае я бы не рекомендовал заказывать винил и даже иглы для проигрывателя. Чаще всего они плохого качества.
коллекционер Артём Доценко
Настоящие ценители предпочитают первопрессы – первые издания с главного завода-производителя. Считается, что они звучат намного лучше. У Артёма Доценко есть первопресс Пола Маккартни 1971 года (16+) – пластинка вышла, когда все участники группы The Beatles были ещё живы. Также он приобрёл лонг-плей (долгоиграющую пластинку) Джона Леннона, выпущенный за три недели до его убийства. Как Доценко определил, что это первопресс? По списку треков на обратной стороне конверта – они идут в неверном порядке. Лишь на втором прессе эту ошибку исправили.
Фото: Виталий Шабинский
В коллекции у Артёма хранится и пластинка группы ABBA (16+), которая появилась за месяц до победы коллектива в конкурсе «Евровидение» (16+). Найти такие экземпляры достаточно сложно, однако коллекционерам удаётся отыскать виниловые «бриллианты» на специальных сайтах.
Кроме лонг-плеев существуют и пластинки маленького формата («сорокопятки», названные так, потому что скорость воспроизведения составляла 45 оборотов в минуту). Раньше на них выпускали отдельные композиции перед выходом основного альбома музыкальной группы. Также небольшой винил расходился по радиостанциям, где его крутили диджеи. Подобные пластинки, но с большой прорезью в центре использовались в джукбоксах (музыкальных автоматах) в ресторанах и кафе.
Диджеинг на виниле
Сергей Сергеев работает диджеем в Самаре более 15 лет. Его первое знакомство с пластинками также состоялось в детстве. У его родителей была семейная коллекция. Но к созданию собственной Сергея сподвигли примеры других диджеев, которые выступают с винилом – Лена Попова (СПб), Zoff, Balu и другие.
Первая пластинка, которую я использовал для диджейской деятельности, появилась в нашей семье за год до моего рождения. В 1985 году мама привезла её папе в качестве подарка из Югославии. На обложке этого винила Майкл Джексон ещё до пластической операции. На пластинке всего три песни. Потом, когда я вырос, впервые осознанно приобрёл винил в Москве в 2006 году. На пластинке красного цвета был записан только ремикс на французскую группу Nouvelle Vague.
коллекционер Сергей Сергеев
Пластинки можно разделить на две категории – для прослушивания и для выступлений. На последних не печатают целые музыкальные альбомы. Диджейские пластинки отличаются малым количеством песен – от одной до четырёх. Первый трек может быть оригиналом, а остальные – ремиксы. Музыка на таком виниле звучит громче из-за особенностей записи. Бывает, что вторая сторона пластинки остаётся полностью гладкой. На такой поверхности очень удобно настраивать иглу проигрывателя, чтобы она не соскальзывала. Также у диджейских пластинок более минималистичное оформление или его совсем нет.
Фото: Ирина Быкова
Редкие и необычные пластинки
Как и многие диджеи в 2000-х Сергей осваивал покупку пластинок в интернете. Хотя и в магазинах были определённые предложения. Кстати, Сергей более семи лет проработал в магазине пластинок, где и научился хорошо в них разбираться.
Однажды он попросил своего шефа зайти в магазин винила, когда тот находился в командировке в столице. Так у него появилась пластинка Софи Эллис-Бекстор. В 2010 году певица приезжала в Самарскую филармонию с концертом, и Сергей вместе с другом (DJ Dia Pason) простояли 1,5 часа на морозе, чтобы получить автограф британской артистки. На обложках винила удобно оставлять автографы, поэтому многие коллекционеры приносят свои пластинки на концерты звёзд.
Фото: Ирина Быкова
У меня не самая большая коллекция в Самаре. Просто не все рассказывают о своём увлечении. Есть разные пути коллекционирования. Иногда удаётся купить чужие коллекции. Не обязательно следить за новинками и искать единичные экземпляры. Я люблю не только выступать, но и слушать музыку, поэтому в моей коллекции есть много оригинальных изданий. Например, проект группы Space под названием Paris-France-Transit 1982 года (16+). Я эту пластинку когда-то заказал на самом большом маркетплейсе винила. Оригиналы в отличие от переизданий звучат более живо и интересно. Качество пластинок в те годы напрямую связано с исходной записью без оцифровки. Тогда был золотой век виниловой музыки, соответственно действовали определённые стандарты звучания.
коллекционер Сергей Сергеев
У Сергея в коллекции есть совсем необычные пластинки, например, в виде бургера или пильного диска с зубьями. Одна из редких пластинок в его коллекции – «Беги от меня» (16+) группы «Гости из будущего». Её тираж всего 300 копий. Это культовый альбом для тех, кто родился и жил в 1990-х. Среди советских редкостей – Александр Зацепин и песни из знаменитых кинофильмов. Кстати, саундтреки из комедий Леонида Гайдая стали больше ценить. Сейчас виниловая коллекция Сергея насчитывает более трёх тысяч пластинок разного формата.
Фото: Ирина Быкова
Чтобы винил оставался в хорошем состоянии, важно о нём правильно заботиться. Его нужно защищать от пыли, статического электричества и чистить профессиональными средствами. Хранить пластинки лучше вдали от батареи и других нагревательных приборов. Не стоит складывать их в стопку друг на друга. Самый безопасный вариант хранения – ставить винил на полку как книги под небольшим уклоном. Также виниловые пластинки нельзя долго носить в руках, на них могут остаться вмятины. К тому же, есть риск погнуть пластинку. Выпрямить её можно, но это очень трудоёмкий процесс, в котором разбираются только профессионалы.
Экскурс в историю
В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан или диск. В середине того же года молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор «фонограф», в котором звук записывается на цилиндрическом валике при помощи иглы.
В 1887 году американский инженер Эмиль Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска.
В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита.
Одной из первых грампластинок в традиционном понимании стал экземпляр, выпущенный в 1897 году фирмой Victor в США. А долгоиграющие виниловые пластинки в привычном виде впервые были выпущены фирмой Columbia в 1948 году.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий