«Нулевая комната» предлагает гостям погрузиться в иные реальности и глубину собственного сознания. Художница из Тольятти Вероника Проценко представила здесь выставку о вымышленном устройстве – камере сенсорной депривации, которая как будто бы поможет расширить грани сознания или позволит просто побыть наедине с собой (12+). Разбирались, что же это такое.
В центре зала находится сооружение из «умной» ткани, которая, по задумке автора, поглощает информационный шум. Такая своеобразная камера, внутри которой, опять же по задумке автора, можно очистить сознание, испытать новые ощущения или вспомнить о чём-то важном. Всё зависит от помыслов и настроения посетителя. Здесь нет никаких чувств, только пустота, с которой можно делать всё, что угодно.
Кстати, медитативная практика на выставке не подразумевалась изначально. Камера сенсорной депривации – это не интерактивный объект в прямом смысле. С ним можно и нужно взаимодействовать, но это не «аудионаркотики» и «не машина сновидений». Создателю устройства неподконтрольны эффекты, которые оно может оказывать. Никакие смыслы не вкладывались в суть камеры заранее. Медитативный эффект – лишь один из немногих.
На выставке есть ещё рисунки и глифы, выведенные на стенах. Это своего рода инструкции, прямые и косвенные. Изображения отсылают к эзотерическим теориям, в частности, к гималайским дыхательным практикам и физическим упражнениям. Тут ткань сай-фая причудливо переплетается с различными психодуховными практиками. Это то, к чему чаще всего обращается Вероника Проценко. Она работает не только с перформативными звуковыми практиками, но и с живописью, графикой. Художница старается добиться расщепления человеческого восприятия, введения зрителя в пограничные состояния.
Вероника редко участвовала в публичных проектах. «Камера сенсорной депривации» - это первая работа в белоснежных стенах галереи, где соблюдены все ритуалы выставки, несмотря на то, что автор не особо склонна представлять себя в рамках каких-то институций. Погоня за славой и упоминаниями не стоит у неё на первом месте. В публичных работах девушка использует псевдонимы. Выставка в «Нулевой комнате» – не исключение.
Меня всегда привлекали игры с границами человеческого восприятия, их гибкостью, фантастические сверхобъекты, искажающие привычную картину мира, порталы, обыденно перемещающиеся в пространстве и времени, без спецэффектов. Очень хочется углубиться в синтез эзотерики и доказательной науки, искать закономерности в случайном и непредсказуемом, переплетать доисторические верования и высокотехнологичную перегруженную эпоху, в которой мы живем.
художница Вероника Проценко
Камера сенсорной депривации скоро отправится в родной город художницы. 18 марта выставку можно будет увидеть в Тольятти в Отделе современного искусства на Свердлова, 3. В Самаре она открыта до 12 марта по адресу: Ленинградская, 77.
Фото: Андрей Савельев
Комментарии ()
Написать комментарий