В музее-галерее «Заварка» походит выставка «Было/Не было» (12+), посвящённая сказкам Самарской Луки. Кураторы и художники решили переосмыслить наследие в виде народного творчества и создали видео-арт, инсталляции, скульптуры и фотографии. Мы побывали на новой выставке и узнали, чем интересны сказки, былички и легенды нашего края.
В музее-галерее «Заварка» проходит выставка «Было/Не было» (12+), посвящённая сказкам Самарской Луки. Фото: Виталий Шабинский
Вдохновлённые книгой
Чтобы выставка оставила приятное послевкусие, следует понять, что явилось её предпосылкой. Это фольклорное наследие Поволжья, которое хранится в сборнике «Сказки и предания Самарского края». Книга была составлена в далёком 1884 году, в неё вошли более 200 сказок, собранных поэтом, этнографом и исследователем фольклора Дмитрием Садовниковым. Он больше известен по публикации большого собрания «Сказки русского народа». Также его авторству принадлежат книги «Русская земля, Жегули и Усолье на Волге», «Из летней поездки по Волге», «Подвиги русских людей». Кроме того, он написал много небольших статей, этнографических рассказов, стихотворных переводов и пособия для народных школ и училищ. Как поэт он публиковался под псевдонимами Волжанин и Жанрист. Некоторые из его стихотворений стали впоследствии популярными народными песнями.
Название выставки намекает на то, что не всё описанное является вымыслом. Фото: Виталий Шабинский
«Сказки и предания Самарского края» были изданы посмертно. Эти тексты являются богатым этнографическим материалом. Хотя сборник посвящён Самарскому краю, в нём есть множество рассказов, которые относятся не только к этой территории. Название указывает на область, в пределах которой были записаны сказки и предания, однако под Самарским краем Садовников имел в виду не только нашу губернию, но и соседнюю – Симбирскую.
В сборнике рассказы разделены по содержанию и имеют общие заглавия: «Про клады», «Про разбойников», «Про Стеньку Разина», «Про постоялые дворы», «О Петре Первом». У некоторых произведений в нём очень своеобразные названия: «Торбочка-самобранка», «Девушка Снежурочка», «Бой казачки с богатырём», «Уточка Золотой хохолок», «Ивашка белая рубашка, горький пьяница», «Ума много, а денег нет», «Купец и Жидовин». Рассказы записаны со слов людей разных сословий и занятий: крестьян, мещанок, дворников, воротников и других. Наибольшее число текстов создано со слов крестьянина из Ставропольского уезда Абрама Новопольцева.
Художники интерпретировали по своему сказки, былички и легенды. Фото: Виталий Шабинский
В книге кроме сказок представлены и другие жанры народной прозы: былички и легенды. Кстати, название выставки – «Было/Не было» намекает на то, что не всё описанное является вымыслом. Некоторые произведения всё-таки претендуют на достоверность, поэтому рассказчик предстаёт в них свидетелем событий.
Кураторы выставки – заведующий музеем-галерей Екатерина Елисеева и старший научный сотрудник «Заварки» Кирилл Гуров – изучили сборник и проанализировали образцы трёх жанров. После чего они предложили художникам интерпретировать эти тексты.
Мифические существа и горные пейзажи
Садовников не дожил до публикации своего сборника «Сказки и предания Самарского края» и не оставил аннотации к нему. Поэтому у художников было большое поле для фантазии. На выставке можно увидеть работы Яны Арбузовой, Кирилла Гурова, Савелия Малахова, Антона Вейса, Анастасии Альбокриновой, Евы Сизиковой и Софьи Светловой.
Сказки представили через инсталляцию «Волшебные предметы быта». Это сборная солянка из вещей, которые многие могли увидеть где-нибудь в глубинке. Они отсылают к сказкам про курочку Рябу и Машу и медведя, к убранству деревянной избы, детским играм и забавам в русской деревне. Некоторые арт-объекты сопроводили оригинальными версиями сказочных текстов.
Былички отразили в иллюстрациях и портретах потусторонних существ из народной демонологии. Фото: Виталий Шабинский
Былички отразили в иллюстрациях и портретах потусторонних существ из народной демонологии. Например, одно из произведений рассказывает о мужике, который однажды заехал к знакомым. В избе никого не было, поэтому он остался внутри и дожидался хозяев. Заглянул мужик под печку и увидел белого мертвеца. Он испугался, выбежал на улицу и прыгнул на лошадь. Гость быстро направился домой, а свою собаку оставил в чужой избе с мертвецом. Иллюстрацию к этой истории создал Кирилл Гуров.
Легенды представили в образе пейзажей Жигулёвских гор и исторических персонажей. В одном из залов транслировали видео-арт с видами на холмы и степи нашего региона. Здесь же можно было услышать звонкий и неприятный смех кикиморы или другого таинственного существа. Кстати, кикимора обитает не только на болотах, как мы привыкли думать. Согласно текстам с выставки, встретить это существо можно в домах и хозяйственных постройках. Одна из легенд гласит, что кикимора поселилась в кабаке и воровала вино из бочки. Никто не хотел держать это заведение из-за суеверий. Но однажды появился новый владелец, который заключил договор с духом и успешно торговал, пока не нарушил уговор.
Предметы на выставке могут помочь почувствовать себя главным героем сказочных произведений. Фото: Виталий Шабинский
На выставке можно найти множество подобных страшных и забавных историй. При этом окружающие предметы помогают почувствовать себя главным героем сказочных произведений.
Экспозицию можно посетить до 8 ноября на улице Самарской, 207а.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий