«Всякие сказки» (12+) – независимый арт-проект, который объединил 15 признанных московских художников. Сейчас их работы можно увидеть в Самаре в стенах «Станкозавода». Это живопись, графика, скульптуры, которые создавали в течение двух лет специально для этой выставки.
Мы встретились с тремя организаторами и идейными вдохновителями проекта – художницей Анастасией Кузнецовой-Руф, художником Иваном Коршуновым и петербургским искусствоведом Владимиром Назанским. Поговорили с ними про художественный язык, смыслы сказок и национальные черты. Их речь мы решили сопроводить фотографиями с выставки.
Сказочный триптих. Фото: Виталий Шабинский
«Всякие сказки»
Более 50 произведений мэтров и молодых авторов. В 2023 году передвижная выставка побывала в разных уголках России: в Новосибирске, Красноярске, Нижнем Новгороде. В Самаре экспозиция будет работать до 21 декабря в Бенке Холл на Куйбышева 128/1. Вход платный.
Участники выставки: Владимир Дубосарский, Александр Виноградов, Константин Звездочётов, арт-группа «Синие носы», Мария Сафронова, Антон Кузнецов, Иван Коршунов, Анастасия Кузнецова-Руф, Егор Плотников, Екатерина Белявская, Дарья Котлярова, Тимофей Смирнов, Александр Савко, Георгий Острецов.
Как появилась идея выставки
Анастасия Кузнецова-Руф:
- В 2020 году, когда все находились на карантине из-за пандемии, всё намеченное пришлось отложить. Это и персональные выставки и большие проекты, как например NordArt, в Германии. Всё прекратило своё существование на неопределённый срок.
Я подумала, что наша страна откроется первой. Хотелось бы проехать по её музеям с новым проектом. Я подумала о том, какое высказывание хотелось бы сделать? Я понимала, что старт будет, скорее всего, в 2023 году, потому что нужно подготовить проект, собрать друзей. Я никогда раньше не организовывала никаких выставок. Может быть, только в студенческие годы. Можно сказать, что это мой дебют в плане организатора.
Битва со Змеем. Фото: Виталий Шабинский
В этом году мог отметить юбилей известный советский художник, график и иллюстратор Леонид Трофимович Кузнецов. И я хотела сделать ему такой подарок. Конечно, он его уже не увидит, потому что его 15 лет нет с нами, но это не имеет значения. Он был главным моим педагогом и учителем. Это такой подарок, которым я хотела показать, что современное искусство настоящее, фигуративное, оно работает с серьёзными идеями и смыслами. Мне кажется, что в итоге это удалось.
Так вот. Я поделилась своими мыслями с Иваном Коршуновым, а потом спросила у куратора Владимира Назанского: «Как вы думаете, это интересная идея?». Он поддержал и сказал, что такое искусство будет здорово звучать в российских музеях.
Когда у проекта есть будущее, и он имеет право на существование, один кирпич подбирается к другому. В результате мы имеем несколько выстроенных зданий.
Самара стала четвёртым городом, где представлен проект. Здесь мы отошли от идеи музеев. Нас привлёк новый арт-кластер «Станкозавод», который за год обрёл невероятную популярность и стал местом сосредоточения арт-силы. Поэтому мы попробовали сделать выставку не в музее. Это был интересный опыт.
Между сказок. Фото: Виталий Шабинский
Как привлекали художников с именами
Владимир Назанский:
- Обычно кураторы находят художников. Здесь история совершенно противоположная. Художники сами меня нашли (смеётся). Cложилась уникальная ситуация – это не придуманная куратором выставка, а та, которая сложилась естественным образом.
Все художники, которые здесь представлены, – знакомые и друзья Анастасии Кузнецовой-Руф и Ивана Коршунова. Большая часть из них – люди одного поколения, родившиеся в 1980-х, объединённые общностью опыта. Почти все они учились в художественном институте имени Сурикова в Москве. Внутренние художественные и человеческие связи, стилистические симпатии уже сложились де-факто.
Плюс, были приглашены укоренившиеся с 1990-х годов мэтры современного искусства, такие как Дубосарский и Виноградов. Причём по отдельности. Долгое время они работали вместе, и были известны как «виндубы».
Отсылки к крысиному королю. Фото: Виталий Шабинский
Ещё здесь Савко, и Георгий Острецов, и легендарный Константин Звездочётов. Такое сочетание признанных мастеров и нового поколения 40-летних говорит с одной стороны о традициях и преемственности, а с другой – о естественной смене поколений.
Разных художников объединила тема сказки. Она неисчерпаема, но будто бы забыта. Как ни странно, но уже несколько десятилетий, живя в фальсифицированном мире, мы ничего не вспоминали о таких подлинных вещах, как сказки. Наконец-то, эта идея пришла в голову ребятам во время ковидного заточения за городом, когда можно было подумать, обратиться внутрь себя, вспомнить свои истоки.
Сказки – это, обычно, про национальные черты. Этот момент важен в проекте?
Иван Коршунов:
- Выставку не нужно воспринимать, как некие иллюстрации, хотя у нас есть один художник, который проявил себя именно как иллюстратор. На картинах сюжеты не только русских, но и западноевропейских сказок. В детстве мы читали и те, и те.
На выставке представлен взгляд взрослых людей на то, какие мы, что из себя представляем сейчас. Для художников важно показать отношение к жизни, к искусству.
«Интеграция» Олимпийского огня. Фото: Виталий Шабинский
Что значит сказка
Анастасия Кузнецова-Руф:
- Сказка, в моём понимании, двуполярная. Не путать с биполярностью. То есть двухфазная.
Первое – это культурный код или история, которая объединяет абсолютно всех вне зависимости от местонахождения, возраста, вероисповедания, морального, физического и финансового состояния. Сказка была в детстве у всех. Этот проект подтверждает сказанное. Потому что абсолютно разные люди приходят на выставку и одинаково узнают образы: отсылки к Билибину, дверцы окошка со сказочницей, Карлсона, грустную русалку. Это объединяет как Новый год – единый праздник для всей Земли.
Второй момент – возможность найти новый язык аллегорий через сказку и сопоставить то, что мы чувствовали в детстве с сегодняшним днём. Так или иначе, с тремя желаниями по жизни идёт каждый из нас. Неважно, сколько нам лет, в нас живёт мечта о том, что мы встретим золотую рыбку, которая исполнит основные желания. Чудеса реализуются и во взрослой жизни. Мне, как художнику, интересно с этим работать.
Сказки, знакомые всем. Фото: Виталий Шабинский
Иван Коршунов:
- Для меня сказка интересна культурными кодами, которые в ней заложены. Очень многие сюжеты перекликаются, иногда даже не понимаешь, откуда конкретно они взяты. В сказках даже тема воскрешения воспроизводится в причудливом виде. Мне интересны эти метаморфозы - тема, которая обрастает смыслами и преобразуется в фантазийный образ сказки.
Владимир Назанский:
- Прежде всего мне вспоминается детство. Те сказки, которые мне рассказывали и читали. Первые ассоциации, которые приходят в голову – тепло, что-то глубинное, исконное, личное и предельно позитивное.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий