17 августа 2022, 10:45

Всё как у людей: о чём выставка «Жизненный цикл фотоальбома»

Есть такая традиция - пересматривать старые фотоальбомы. Эта, почти, реликвия хранится у многих годами, передаётся из поколения в поколение. Но мало кому приходило в голову изучить снимки и их систематизировать. Исследованием феномена решили заняться сотрудники Самарского литературного музея. И вот, что у них получилось.

Альбомы принесли из дома. Один экземпляр нашли в фонде литмузея. Отлично, но почему нам должна быть интересна чужая личная жизнь? Оказалось, тут всё на так просто, как кажется. Во-первых, выставка не о событиях и не о людях, она про то, как менялся облик альбомов. Во-вторых, это ностальгия и ассоциации с собственной жизнью. Тема всего лампового и старого по-прежнему актуальна. Тут даже название «Жизненный цикл фотоальбома: все как у людей» (16+) как бы намекает нам на прошлую эпоху, 1980-90-е годы и песню Егора Летова. Кроме того, здесь можно внаглую заглянуть в чужую жизнь, найти что-то очень личное, смешное или грустное, а потом обсудить.

Жемчужиной выставки можно считать снимки из коллекции Кирилла Гурова. На них - его молодой отец. Заметен безбашенный и бунтарский дух 1980-1990-х, когда в стране зарождалась мода на зарубежную рок-музыку.

Мы не знаем, насколько фотография в то время ломала стереотипы. Но люди уже делали что-то необычное в кадре, искали собственную идентичность, переодевались, играли роли. Этот альбом можно даже назвать протестным.

Я спрашивал папиного друга: «Почему у вас такие стильные снимки? На что вы ориентировались?» Он то ли решил оставить это в тайне, то ли просто сам не знает, почему так. Однако я нашёл сходство снимков с визуалом Егора Летова, который тоже любил бунтарский стиль. Видно, что в то время сочетались культуры хиппи и панка.

куратор выставки Кирилл Гуров

В толстом альбоме Елены Вяльцевой, которая также является куратором выставок в музее, нашлась очень любопытная фотография 1920-х годов. На ней - молодой человек со скрипкой возле стены где-то на улице. Это какой-то родственник бабушки Елены. В то, что снимку около ста лет, сложно поверить. Он выглядит словно кадр из съёмки в стиле ретро для модного журнала. Возможно, фото сняли в фотоателье.

Глядя на остальную экспозицию, хочется сказать: «У меня было также. Такая же обложка детского альбома. Подобные семейные посиделки. Мы с родственниками на фоне ковра, на прогулке в парке». Благодаря таким негласным традициям создателям выставки удалось даже составить классификацию кадров. Например, шаблон на фоне ковра появился с 1950-х годов.

Плюс ко всему, люди не понимали, как вести себя перед камерой, поэтому доверялись инстинктам и стереотипам. Отсюда фото с решеткой, где многие изображают узников, смешные позы с памятниками или кринж со свадьбы — невеста «держит жениха на ладони» и многое другое. Ближе к 1990-м сюжеты стали более хулиганскими. А ведь в XIX веке даже не знали, что в кадре можно улыбаться. Шаблон на радостное выражение лица стал популярен благодаря рекламе и массовому кино.

В послевоенные годы в большом количестве появляются фотошколы. В советское время быстро поняли, что это является важным моментом воспитания ребенка. Учили художественным приёмам, композиции и секретам фотопечати. Были даже лайфхаки работы с засвеченными кадрами. Например, слишком светлые области замазывали пальцем через фотоувеличитель. Сейчас мы делаем что-то подобное, но уже в фотошопе.

Почему дети такие одинаковые на старых фото? Неужели раньше не хватало воображения на разнообразные кадры? Может, нужно было добавить немного творчества? Это странно. Несмотря на популярность фотошкол, наличие аппарата почти у каждой семьи, всё сводилось к стандартным шаблонам. Люди будто стеснялись самих себя. Возможно, боялись увидеть на плёнке совсем другого человека, а не лучшую свою версию.

Это, конечно, не сравнится с популярными сегодня соцсетями, где фотографии, сделанные на обычный телефон, выглядят почти профессиональными, даже слишком гламурными и правильными. Кажется, что в этом вылизанном виртуальном мире больше нет души. Поэтому, если у вас дома есть старые альбомы, но вы уже не помните людей, фото которых в них хранятся, не выкидывайте эти частички истории. Возможно, они пригодятся вашим детям.

Мы живём в эпоху социальных сетей. Фотография меняет свою функцию. Она больше не про память, а про сообщение, то есть приравнивается к тексту.

Каждый день мы общаемся друг с другом картинками, пересылаем мемы и делимся селфи. Рабочие вопросы тоже решаем с помощью фото. Получается бытовой репортаж.

Сейчас, пока живы люди, которые являются хранителями этой памяти «классических фото», они могут интерпретировать альбом, рассказать об истории семьи.

Я сам столкнулся с тем, что просматривая семейные фото, вспоминаю только тех, кого видел в детстве или не так давно. Есть лица, про которых ты не знаешь. Например, в альбоме моего родственника есть подпись: «Другу юности Шарику от Валерки». Шарик — это мой дед, так как у него фамилия Шароватов, а кто такой Валерка —  я понятия не имею. Мне про него никто не рассказывал. Воспоминаний нет.

куратор выставки Кирилл Гуров

Экспозицию «Жизненный цикл фотоальбома» можно посетить до 9 сентября по адресу: улица Фрунзе, 155.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Волжский акцент». Когда этника становится современной
    21 сентября 2022, 17:16
    «Волжский акцент». Когда этника становится современной

    Этим летом стартовал проект «Волжский акцент». Его авторы отправились в экспедицию, чтобы услышать, изучить народную музыку и узнать о традициях этносов Самарской, Волгоградской, Астраханской, Костромской, Нижегородской областей, Татарстана, Марий Эл и Чувашии. Одновременно участники проекта старались познакомить как можно больше людей с музыкальной культурой разных народностей.

    И друг, и образ, и еда: животные в жизни древних людей
    16 октября 2024, 08:56
    И друг, и образ, и еда: животные в жизни древних людей

    В Самарском археологическом центре проходят тематические экскурсии по выставке «Лицом к лицу» (6+). И одна из них была посвящена взаимоотношениям человека с животными, которые окружали его в различные эпохи (6+). Побывали на ней и мы. Кого древние люди приручили первыми, как звериные образы отражались в искусстве и культуре, а также о некоторых находках, связанных так или иначе с миром наших предков – рассказываем в материале.

    Башня, подвал и другие тайные уголки особняка Клодта
    25 июля 2022, 12:51
    Башня, подвал и другие тайные уголки особняка Клодта

    Мы побывали в одном из самых необычных зданий города - особняке купца Ивана Клодта. Сейчас в нём находится Детская картинная галерея. Внутри есть на что посмотреть: оригинальный камин, выход на балкон башенки через окно, холодный подвал. Погуляли по сказочному особняку вместе с заведующим лекторием Детской картинной галереи Александром Житковым.

    Изнанка самарских доходных домов на выставке в «Заварке»
    03 апреля 2024, 08:53
    Изнанка самарских доходных домов на выставке в «Заварке»

    Что такое доходный дом? Кто в нём обитал? Как уживались хозяева и квартиранты? Какими видят постояльцев этих домов современные художники? Об этом мы узнали в музее-галерее «Заварка» на выставке «Сдаётся квартира: жизнь доходного дома» (12+).