21 сентября 2022, 17:16

«Волжский акцент». Когда этника становится современной

Этим летом стартовал проект «Волжский акцент». Его авторы  отправились в экспедицию, чтобы услышать, изучить народную музыку и узнать о традициях этносов Самарской, Волгоградской, Астраханской, Костромской, Нижегородской областей, Татарстана, Марий Эл и Чувашии. Одновременно участники проекта старались познакомить как можно больше людей с  музыкальной культурой разных народностей.

В 2020 году композитор Владимир Кошелев решил написать произведение о Волге. Он захотел соединить звуки народных инструментов разных этносов Поволжья в один концерт. Так появилась сюита «Диалог времён». В ней задействовали 25 разных народных инструментов. Этнические мотивы завязали с современными музыкальными стилями: металл, джаз, фьюжн и другими. Исполнял сюиту самарский коллектив «Волга-Фолк оркестр». В каждой её части главная роль доставалась одному из народных инструментов.  

Нерехтский рожок

Откуда: город Нерехта, Костромская область

Основой первой части сюиты стал этот рожок и наигрыш нерехтского рожечного хора «Вниз по Волге-реке». Раньше с помощью этого инструмента пастухи сгоняли скот или предупреждали друг друга об опасности. В свободное время они развлекали односельчан - играли на загнутом рожке плясовые и песенные наигрыши.

Пастушья барабанка

Откуда: деревня Тарасиха, Нижегородская область

Вторая часть сюиты - «Егорьевская песня». Её написали с пастушьего заговора на выгон скота в начале мая. 

Барабанка в «песне» - главный инструмент музыкальной партии. Это дощечка с двумя палочками-колотушками. Первая - большая - для отбивания ритма, вторая - для подыгрыша.

Музыкантов на пастушьей барабанке научили играть жители Тарасихи в Нижегородской области.

Марийские гусли

Откуда: деревня Помары, Марий Эл

В Помарах оркестр записал старинные марийские песни. Одна из них стала основой третьей части сюиты «Серебро марийских струн». Ведущая партия - у марийских гуслей. Специалисты говорят, что по звучанию инструмент чем-то схож с древнегреческой арфой.

Чувашская волынка (шибр)

Откуда: Чувашия

Волынка у многих из нас ассоциируется с Шотландией. Наверное, потому что многие не в курсе, что на этом инструменте играли давно и на территории современной России. Чувашская волынка, или шибр, почти не отличается от британки звучанием, а вот внешний вид несколько другой. Наша - поменьше и поскромнее. Из круглого закрытого мешка с воздухом торчат всего две трубки, тогда как в шотландской версии их больше двух. Для выступление волынку самостоятельной изготовил Максим Бурко - один из музыкантов «Волга-Фолк оркестра». Она звучит в отдельной части сюиты - «Чувашская фантазия».

Тальянка 

Откуда: Татарстан

Основной инструмент пятой части сюиты - тальян-гармун или - татарская гармонь, проще - тальянка. Последнее название произошло от слова «итальянка». На таких инструментах раньше чаще всего играли на улицах иностранцы. Татарская гармонь отличается от обычной. На правой клавиатуре тальянки находится 12 - 15 кнопок, на левой - три, которые издают звон колокольчиков. 

Двойная жалейка

Откуда: село Покровка, Самарская область

Самарское звучание передаёт аналог свирели или дудки. У двойной жалейки две трубки, которые вставлены в один раструб. Музыковеды отмечаю «пронзительный и жалостливый» тембр жалейки. Иногда инструмент называют прототипом кларнета.

Скрипка

Откуда: Волгоградская область

Волгоградская скрипка - в центре внимания в седьмой части сюиты. От классической она отличается количеством струн. У волгоградской их три, а не четыре. Это, как говорят, придаёт звучанию «волжский акцент».

Инструмент когда-то был частью казачьего быта. На скрипке играли на свадьбах и пирах.

Саратовская гармошка

Откуда: Астраханская область

Сюита заканчивается под звуки саратовской гармошки. По легенде, один органщик в 1783 году решил создать новый инструмент, потому что постоянно перемещать музыкальный орган с бала на бал было тяжело и неудобно. Так появилась гармошка. Особенностью саратовской - в колокольчиках. Возникает вопрос, почему гармошка саратовская Их звон придаёт мелодии задорный и весёлый настрой.

У современной музыки есть общие черты с фольклорными мелодиями. Это прежде всего ритм, лад, гармония. Тот ритмический рисунок, который заложен в народных мелодиях - наиграшах, влияет коренным образом на современную музыку. Это основа, которая понятна человеку. Это заложено по природе.

Сегодня к наиграшам обращаются и те, кто пишет электронную музыку, и музыку для симфонических оркестров.

руководитель «Волга-Фолк оркестра» Дмитрий Буцыков

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Выходи из комнаты: девять планов на осенние выходные
    14 октября 2022, 13:00
    Выходи из комнаты: девять планов на осенние выходные

    Оставляем сериалы на зиму и стараемся поймать выходные с плюсом и без дождя. Плывём в любимое Ширяево, открываем для себя новые места на «Станкозаводе», пробуем все блюда из тыквы за раз и отправляемся на охоту за грибами. Вариантов с запасом.

    «Архивы» учеников на поп-ап выставке «Внимание, дети!»
    17 марта 2023, 08:35
    «Архивы» учеников на поп-ап выставке «Внимание, дети!»

    Эту пёструю экспозицию, от которой у кого-то даже рябило в глазах, собрали за один вечер и так же быстро разобрали через три дня. Для чего нужно было показывать детские рисунки в галерее Victoria Underground? Узнали об этом у создателя и куратора поп-ап выставки Ивана Ключникова.

    В оркестровой яме: камера наблюдения и электро-пол
    11 ноября 2022, 10:08
    В оркестровой яме: камера наблюдения и электро-пол

    Узнали у заведующего оркестром и дирижёра театра оперы и балета Алишера Бабаева, зачем в яме камера, кто поднимает и опускает электро-пол, от чего зависит рассадка музыкантов и не обидно ли им, что их не видят зрители.

    «Один выстрел» - крепкая бэшка
    11 ноября 2021, 17:19
    «Один выстрел» - крепкая бэшка

    В киноиндустрии есть много различных терминов и приёмов. Например, есть так называемый one shot, или как у нас говорят, «ваншот». В видеоиграх ваншотом называют поражение противника с одного выстрела.