Куда поехать на длинных выходных в июне
Впереди длинные летние выходные. И у нас есть идеи, как провести их интересно, познавательно и небанально. Предлагаем четыре варианта однодневных путешествий по городам области.
Этим летом стартовал проект «Волжский акцент». Его авторы отправились в экспедицию, чтобы услышать, изучить народную музыку и узнать о традициях этносов Самарской, Волгоградской, Астраханской, Костромской, Нижегородской областей, Татарстана, Марий Эл и Чувашии. Одновременно участники проекта старались познакомить как можно больше людей с музыкальной культурой разных народностей.
В 2020 году композитор Владимир Кошелев решил написать произведение о Волге. Он захотел соединить звуки народных инструментов разных этносов Поволжья в один концерт. Так появилась сюита «Диалог времён». В ней задействовали 25 разных народных инструментов. Этнические мотивы завязали с современными музыкальными стилями: металл, джаз, фьюжн и другими. Исполнял сюиту самарский коллектив «Волга-Фолк оркестр». В каждой её части главная роль доставалась одному из народных инструментов.
Откуда: город Нерехта, Костромская область
Основой первой части сюиты стал этот рожок и наигрыш нерехтского рожечного хора «Вниз по Волге-реке». Раньше с помощью этого инструмента пастухи сгоняли скот или предупреждали друг друга об опасности. В свободное время они развлекали односельчан - играли на загнутом рожке плясовые и песенные наигрыши.
Откуда: деревня Тарасиха, Нижегородская область
Вторая часть сюиты - «Егорьевская песня». Её написали с пастушьего заговора на выгон скота в начале мая.
Барабанка в «песне» - главный инструмент музыкальной партии. Это дощечка с двумя палочками-колотушками. Первая - большая - для отбивания ритма, вторая - для подыгрыша.
Музыкантов на пастушьей барабанке научили играть жители Тарасихи в Нижегородской области.
Откуда: деревня Помары, Марий Эл
В Помарах оркестр записал старинные марийские песни. Одна из них стала основой третьей части сюиты «Серебро марийских струн». Ведущая партия - у марийских гуслей. Специалисты говорят, что по звучанию инструмент чем-то схож с древнегреческой арфой.
Откуда: Чувашия
Волынка у многих из нас ассоциируется с Шотландией. Наверное, потому что многие не в курсе, что на этом инструменте играли давно и на территории современной России. Чувашская волынка, или шибр, почти не отличается от британки звучанием, а вот внешний вид несколько другой. Наша - поменьше и поскромнее. Из круглого закрытого мешка с воздухом торчат всего две трубки, тогда как в шотландской версии их больше двух. Для выступление волынку самостоятельной изготовил Максим Бурко - один из музыкантов «Волга-Фолк оркестра». Она звучит в отдельной части сюиты - «Чувашская фантазия».
Откуда: Татарстан
Основной инструмент пятой части сюиты - тальян-гармун или - татарская гармонь, проще - тальянка. Последнее название произошло от слова «итальянка». На таких инструментах раньше чаще всего играли на улицах иностранцы. Татарская гармонь отличается от обычной. На правой клавиатуре тальянки находится 12 - 15 кнопок, на левой - три, которые издают звон колокольчиков.
Откуда: село Покровка, Самарская область
Самарское звучание передаёт аналог свирели или дудки. У двойной жалейки две трубки, которые вставлены в один раструб. Музыковеды отмечаю «пронзительный и жалостливый» тембр жалейки. Иногда инструмент называют прототипом кларнета.
Откуда: Волгоградская область
Волгоградская скрипка - в центре внимания в седьмой части сюиты. От классической она отличается количеством струн. У волгоградской их три, а не четыре. Это, как говорят, придаёт звучанию «волжский акцент».
Инструмент когда-то был частью казачьего быта. На скрипке играли на свадьбах и пирах.
Откуда: Астраханская область
Сюита заканчивается под звуки саратовской гармошки. По легенде, один органщик в 1783 году решил создать новый инструмент, потому что постоянно перемещать музыкальный орган с бала на бал было тяжело и неудобно. Так появилась гармошка. Особенностью саратовской - в колокольчиках. Возникает вопрос, почему гармошка саратовская Их звон придаёт мелодии задорный и весёлый настрой.
У современной музыки есть общие черты с фольклорными мелодиями. Это прежде всего ритм, лад, гармония. Тот ритмический рисунок, который заложен в народных мелодиях - наиграшах, влияет коренным образом на современную музыку. Это основа, которая понятна человеку. Это заложено по природе.
Сегодня к наиграшам обращаются и те, кто пишет электронную музыку, и музыку для симфонических оркестров.
руководитель «Волга-Фолк оркестра» Дмитрий Буцыков
Фото: Екатерина Ершова
Впереди длинные летние выходные. И у нас есть идеи, как провести их интересно, познавательно и небанально. Предлагаем четыре варианта однодневных путешествий по городам области.
В SPACE13 Gallery представили персональный проект московской художницы Надежды Прадес. Её выставка «Безвременье» (6+) повествует о внутренней свободе, дружбе, любви, беззаботном отдыхе и ощущении праздника. Рассказываем, какие истории художница зашифровала в своих картинах, а также, где она запечатлела живописные восходы и закаты.
Завершился первый этап проекта «Дворовый переворот», который запустили волонтёры «Том Сойер Феста» в коллаборации с арт-резиденцией Третьяковки «Художник +». В пяти дворах исторического центра появились инсталляции, скульптуры и рисунки самарских художников, также в «Саду наличников» оформили фотозону. «Кому на Волге» рассказывает, какие локации стоит посетить, чтобы познакомиться с локальным искусством.
Наступает самое грибное время. А значит, гулять по лесу можно не просто так, а с пользой. Профессионал по части «тихой охоты» Светлана Савинкова в беседе с «Кому на Волге» рассекретила места, где можно ожидать щедрый улов, а также рассказала, как не набрать случайно корзинку поганок.
Комментарии ()
Написать комментарий