24 января 2025, 10:22

«Великое Детство» и «Где я?»: как на улицах Самары появились новые арт-объекты

Городская среда постоянно пополняется не только скульптурными композициями в классическом виде, но и современным искусством. Рассказываем, кто придумал паблик-арт, наполненный ностальгией, как двор мещанки стал объектом вдохновения, а также зачем самарский художник копил рекламные объявления в течение четырёх лет. 

История на заборе

В рамках «Волгафеста» в 2024 году рядом с баней №1 (Пионерская, 45) был установлен арт-объект «Великое Детство». Его автор Андрей Карпов решил объединить вещи с историей и воспоминания, чтобы вписать их в городскую среду. 

Инсталляция посвящена детству тех, кто живёт в историческом центре Самары, а именно в районе улиц Чапаевской и Пионерской. В советское время и в 1990-е здесь кипела жизнь, можно было увидеть, как подростки строят шалаши, снежные пещеры, катаются с горки и играют с мячом. Андрей Карпов услышал множество историй от своего друга Михаила Лётчика, который с рождения живёт на Чапаевской. Автор глубоко проникся рассказами, захотел отобразить впечатления о детстве приятеля и создать место, которое укрепляет связь между поколениями.

Арт-объект «Великое Детство» (недалеко от Пионерской, 45). Фото: Андрей Савельев

Основой послужили доски и стойки из «Дома с часами» (усадьба купца Кожевникова), который находится сейчас на реставрации у «Том Сойер Феста». Деревянное здание считается старейшим из сохранившихся в Самаре. Из этих неликвидных материалов собрали забор, на который установили старые почтовые ящики. В них спрятаны детские фотографии, а также артефакты, которые относятся к периоду 1960 – 1990-х годов. На заборе висит рамка от бывшего зеркала, в которой красуются детские металлические санки. Рядом закреплено велосипедное колесо, напоминающее о беззаботных летних днях. Есть артефакты из бани – ржавый таз и ароматный веник. Их передала местная жительница по имени Гузель. А ещё тут зашифрованы отсылки к творчеству Поля Сезанна и группе ДДТ.

Инсталляция посвящена дворовому детству в историческом центре Самары. Фото: Андрей Савельев

В целом это бизиборд (доска, на которой закреплены различные элементы для развития мелкой моторики у маленьких детей), только предназначенный для взрослых. Ящики можно открывать, колёса крутить, а бумажные стаканчики на леске использовать для переговоров через забор.

Для инсталляции художник Арсений Vreditel_li пожертвовал один из своих домашних телефонов. Слава Вершинин сам повесил деревянные счёты. Также арт-объект дополнила работа «Связь» Тимура Микулишна и Макара Голикова. Она представляет собой несколько стаканчиков на леске, с помощью которых можно переговариваться вдоль забора. Одновременно это символ связи между поколениями, так как на заборе есть артефакты из 1960-х и 1990-х годов. Недавно я нашёл у себя в подвале детскую хоккейную клюшку 1982 года и решил, что она тоже послужит искусству.

Мне хотелось бы, чтобы больше людей приносили сюда свои артефакты. Всего в создании арт-объекта участвовали девять организаций и минимум 16 человек.

художник Андрей Карпов

Арт-объект постоянно пополняют новыми артефактами. Так, недавно на нём появилась старая пластинка. Андрей разместил её рядом с клюшкой, потому что винил напоминает ему шайбу и подходит по композиции. С обратной стороны есть специальные гвоздики для того, чтобы жители этого района оставляли на импровизированном заборе свои детские фотографии. Также в ящики можно положить какие-то артефакты, например, скакалки, фишки, подшипники и прочее.

Двор, дом и воспоминания

Как мы упоминали выше, именно истории Михаила Лётчика стали вдохновением для создания арт-объекта. Он назван «Великим Детством», потому что совмещает в себе множество фактов, связанных с Самарой и двором на Чапаевской, 34Б. Именно тут стоял тот легендарный забор, который стал референсом для инсталляции.

Истории из детства Михаила Лётчика вдохновили художника на создание арт-объекта. Фото: Андрей Савельев

Здесь же находится дом Михаила, построенный примерно в 1906 – 1912 годах. Изначально на его месте стоял каменный амбар, который ближе к 1917 году перестроили. В 1930-х рядом построили кирпичный туалет, который сейчас используется как сарай.

Я живу на втором этаже в квартире с балконом. Кстати, мы с папой его вместе ремонтировали. Одно из ярких воспоминаний детства у меня связано с деревьями. Рос у нас во дворе большой тополь, однажды он упал и повредил крышу дома, а также балкон.

Я искал информацию о доме и дворе. Самые ранние документы датируются 1879 годом, когда местом владела коломенская мещанка Фильчугина. Тут было несколько деревянных построек, в основном службы: баня, конюшня, курятники. Потом место выкупили крестьяне Калмыковы из деревни Сухая Вязовка. А наша семья живёт тут более 100 лет.

вдохновитель проекта Михаил Лётчик

Долгое время соседом Михаила был владелец лошадей. Его питомцы катали горожан на площади Куйбышева в 1990-х. Потом мужчина приобрёл детские паровозики в качестве нового бизнеса. А несколько лет назад сосед переехал. Сам двор тоже изменился. В нём стало меньше деревьев, но дух старины сохранился.

Арт-объект постоянно пополняют новыми артефактами. Фото: Андрей Савельев

Поиск себя среди визуального шума

Следующий арт-объект находится на Садовой, 99. Его создали художник Rhenium75 и арт-группа LAMINAT crew. Идея появилась ещё в 2020 году. Автор и его друзья начали собирать на улице флаеры и листовки, чтобы потом сделать их частью инсталляции на стене заброшенного дома. Копили они материал в течение четырёх лет.

В какой-то момент я понял, что нас окружает огромное количество рекламы. В городском пространстве её так много, что мы перестаём её замечать. Со временем реклама начинает по-другому действовать. Мы не ощущаем её влияния, потому что нам сложно заметить то, к чему мы привыкли. Получается, что пространство смотрит на человека как на потребителя.

Вопрос «Где я?» про место личности среди рекламы. Это повод подумать о том, сколько в нас осталось от людей, а не от потребителей. Зеркало в инсталляции появилось неслучайно. Человек открывает дверь, видит стену с вопросом и отсутствие прохода, но он замечает зеркало. Он может посмотреть в отражение и встать перед вопросом в прямом смысле.

художник Rhenium75

Материал для арт-объекта художник собирал в течение четырёх лет. Фото: Андрей Савельев

Все арт-объекты можно свободно увидеть на улице.

Фото обложки: Андрей Савельев

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Сани из Архангельска, труба из Сыктывкара, комод из Перми – «Отель «Зелёный»
    09 февраля 2024, 12:57
    Сани из Архангельска, труба из Сыктывкара, комод из Перми – «Отель «Зелёный»

    В холле музея Алабина появилось необычное сооружение из дверей, оконных рам, досок и мебели. Это приют для «бездомных» растений, который придумал художник Андрей Сяйлев. Рассказываем для чего создали «Отель «Зелёный» (0+), и кто в нём сейчас проживает.

    Новости из другой реальности, дизайн из игр и творчество нейросети на выставке «Искусство будущего»
    28 декабря 2022, 15:29
    Новости из другой реальности, дизайн из игр и творчество нейросети на выставке «Искусство будущего»

    В галерее «Виктория» можно увидеть лучшие работы первой международной биеннале «Искусство будущего» (12+). Это событие объединило 60 проектов российских и зарубежных художников, использующих новейшие технологии: нейросети, 3D-анимацию, виртуальную и дополненную реальность.

    Особняк Курлиных – главный символ самарского модерна
    17 июня 2024, 16:58
    Особняк Курлиных – главный символ самарского модерна

    Особняк купцов Курлиных появился в Самаре в 1903 году. Работа московского зодчего Александра Зеленко считается самым ярким в городе образцом стиля модерн. Рассказываем, копировал ли Зеленко чужие решения, почему так много образов бабочек в декоре, и что особенно выделяло здание на углу улиц Фрунзе и Красноармейской.

    Самара против Тольятти. Два мира художников в «ЗИМ Галерее»
    15 февраля 2024, 11:12
    Самара против Тольятти. Два мира художников в «ЗИМ Галерее»

    «12/12» (18+) – это выставка-предпоказ аукциона современного искусства, который пройдёт в Тольятти. В ней участвуют авторы из Самары и Тольятти. Чтобы подогреть интерес к событию, в «ЗИМ Галерее» решили противопоставить друг другу художников из городов на Волге. Мы отправились туда, чтобы посмотреть, есть ли разница между арт-мирами главных городов Самарской области.