В Самаре появилось новое культурное пространство. Оно располагается в новостройке, которую возвели на территории бывшего Завода имени Масленникова. Названия выставок в «ЗИМ Галерее» были многообещающими, поэтому мы отправились туда за очередной порцией искусства и урбанизма.
«Комбинат СтритАртСпецстрой»
Это выставка, организованная журналом «Собака.ru» и творческим объединением Aksometry Lab. Судя по названию, здесь авторы должны были превратиться в неких рабочих-станочников, которые без конца штампуют свои произведения. Экспозиция действительно похожа на конвейер – работы протянулись длинной полосой вдоль бетонных стен галереи, которая напоминает производственное помещение.
Здесь представлены авторы, которые творят в различных техниках и практиках. В экспозиции 17 работ, созданных художниками современного и уличного искусства. Классика соседствует с андеграундом. Натюрморты делят пространство с диджитал-артом, граффити и абстракцией. Все работы не объединены никакой темой. Они могут быть интересны, как личное высказывание или демонстрация своего стиля.
Организаторы выставки отметили, что среди работы есть те, что являются арт-брендом Самары. Что подходит под такое описание, может решить только сам зритель: будут ли это шрифты, узнаваемые и тиражируемые персонажи или фотореалистичная манера – неважно. Главное – это есть.
В выставке участвует Клаус со своей остроумной работой, которая как бы намекает нам на лишние или неуместные разговоры. Один из его самых частых образов – обезьяна. Она облизывает какой-то фрукт, а надпись цветными буквами гласит: «Следи за языком».
Некоторые холсты были наполнены юмором. Например, Сергей Base Цвелик изобразил удивлённых телепузиков, в животе одного из которых начали показывать балет. Дима Свет обратился к маргинальной культуре. Его персонаж с гипертрофированным лицом показывает свои нелепые татуировки.
Были и новые лица. Художники Mons и Helix рисовали не на деревянных щитах, а прямо на стене. Их синего персонажа в японском стиле с огромными ботинками можно было увидеть на улице. Те, кто интересуется стикерами, могут узнать его.
Антон Лавин создал плакат с очень детальным объёмным изображением. Полностью раскрыть возможности его работы можно было с помощью QR-кода и после включения VPN. Посмотреть диджитал-арт удалось не всем.
«Идеальный город»
Это первая экспозиция, созданная галереей «Виктория» и её куратором Сергеем Баландиным в стенах «ЗИМ Галереи». Она посвящена утопическим проектам французского архитектора Клода-Николя Леду, который жил XVIII веке. Его работы опередили своё время.
Выставка состоит из шести проектов Леду, для которых специально изготовили объёмные макеты. Чтобы раскрыть тему как можно глубже, рядом с мини-зданиями разместили большие сопроводительные тексты из книги «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусствам, нравам и законодательству». Поэтому приготовьтесь много читать.
Если кратко изложить историю Клода-Николя Леду, то он хотел создать не просто пространства для людей, а архитектуру, которая способна влиять на личность и быть философским высказыванием. Наследие архитектора – это размышления о жизни, смерти, обществе, природе и религии.
Леду создал уникальный проект кладбища. По его задумке, здесь не только можно было хоронить мёртвых, но и получать впечатление от «путешествия в загробный мир». Доминантой этого пространства было здание в виде огромного шара, который бы напоминал посетителям о непостижимости смерти. При этом строение похоже на планету. Оно расширяет представление о мироздании и о том, что находится за его границами. Образ шара архитектор использовал и для проекта дома садовника, превращая его обитателя в творца.
Ещё одно причудливое здание от Леду – Мастерская кругов, которая напоминает игральную кость. По задумке автора, в этой постройке должны были делать бочки.
Столь экстравагантные здания архитектор планировал возводить в полях и деревнях. Но в те времена, когда он жил, такие смелые решения пугали общественность. Мастерскую кругов удалось построить только много лет спустя после смерти Леду в 1998 году вблизи города Арли во Франции. Сейчас это культурный центр и достопримечательность.
Архитектор критиковал чиновников за их желание идти проверенными путями, отвергая эксперименты. Леду отстаивал право художника на самовыражение. До сих пор его проекты являются поводом для размышлений о свободе творчества.
Кстати, кроме самих выставок в «ЗИМ Галерее» можно посмотреть на оформление стен. Пространство расписал самарский художник Арт Абстрактов, вдохновившийся эстетикой конструктивизма и авангарда. Здесь можно сделать атмосферные фото.
Выставка «Комбинат СтритАртСпецстрой» (12+) открыта до 20 октября. «Идеальный город» (12+) – до 29 октября. Посетить экспозиции можно бесплатно. Адрес: Ново-Садовая, 106г (3 этаж, вход слева).
Фото: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий