26 сентября 2023, 16:45

Топ-8 экспонатов музея АвтоВАЗа

Первые малиновые «Жигули», концепт кабриолета «Лада» и «Ниву», побывавшую на Южном полюсе мы нашли в Тольятти в музее АвтоВАЗа. Он работает через дорогу от заводоуправления. В коллекции – более 40 машин. Прогулялись по музею российского автогиганта и составили рейтинг самых интересных, на наш взгляд, экспонатов. 

Музей АвтоВАЗа

Тольятти, Южное Шоссе, 121
53.552367, 49.272153

Малиновые «Жигули»

Советские «Жигули» или ВАЗ-2101 собирали по образу и подобию Fiat 124. Эти две машины стоят на входе в музей. На первый взгляд, они идентичны. Приглядевшись, замечаем у каждого из них есть свои особенности: у иномарки нет зеркал, окна «итальянца» закрываются не так герметично, как в нашем авто, немного отличаются бампера. В остальном это - те же кузов, двигатель и привод.

«Жигули» в музее АвтоВАЗа сохранились с первой выпущенной партии автомобилей в 1970 году, с номерами его владельца, который отказывался в 1990-ых годах менять «мечту» на новенькую тогда «девятку».

Рядом с ВАЗ-2101 стоит первый миллионник – ВАЗ-2103. Он сошел с конвейера 21 декабря 1973 года.

«Восьмёрка» – «снежная королева»

Напротив первых заднеприводных моделей АвтоВАЗа – один из первых переднеприводных автомобилей из семейства «Лада-Спутник» – трёхдверный хэтчбек ВАЗ-2108 – пример инновационных дизайнерский и технических решений 1980-х. Самым необычным во внешнем виде для нас стало наличие «дворников» на фарах.

Конкретно эту машину отдали в музей прямо с конвейера, из первой выпущенной весной 1984 года партии «восьмёрок». Найти такую в Советском Союзе в цвете «снежная королева» было практически невозможно. 

Именная «99»

В 1991 году в честь 25-летия АвтоВАЗа в музей привезли памятный ВАЗ-21099. На его кузове – фамилии и инициалы сотрудников завода – всех 110 тысяч человек. Именно столько людей работало на АвтоВАЗе в 1990 году.

В музее рядом с машиной лежит схема. Она помогает в поиске нужной фамилии. Распределяли их по кузову в зависимости от цеха, в котором работал человек.

На них ездили президенты

Тольяттинский музей может похвастаться машинами, на которых ездили два президента России. По легенде, один из первых, кто протестировал седан ВАЗ-2110 в 1993 году, был Борис Ельцин. Но подтверждений этому нет. Видеозаписи не сохранились. Остаётся верить на слово тем, кто был на встрече бывшего директора АвтоВАЗа Владимира Каданникова с первыми лицами государства в Кремле.

Со вторым экспонатом проще: в 2010 году Владимир Путин проехал трассу «Амур» на жёлтой «Калине-Спорт». Он расписался на машине, а после она попала в музей АвтоВАЗа. Подпись Путина сохранилась до сих пор.

«Нивы» – покоритель гор и Южного полюса

В первом зале наше внимание привлекли две яркие «Нивы». Красная «Антарктида» с утеплённым салоном работала на станции Беллинсгаузен на Южном полюсе. Внедорожник выдержал суровые климатические условия и более десяти лет  с 1990 по 2002 оставался на ходу. По словам российских полярников, наша «Нива» оказалась надежнее автомобилей Jeep, на которых ездили коллеги-американцы.

Рядом – белый ВАЗ-2131. Эта «Нива» установила мировой рекорд. Во время экспедиции «Тибет-99» российско-американская команда альпинистов на этой машине «забралась» на 5 700 метров. Так высоко до этого не заезжал ни один автомобиль. Интересно, что на этой «Ниве» для подъёма на вертолёте установили специальные крюки.

На «Жигулях» вокруг света

В начале второго зала снова – ВАЗ-2101. На этой машине автолюбители из Чехии в 2017-2018 годах совершили кругосветное путешествие. На бампере – флаги всех стран, которые туристы  проехали, в салоне – ловцы снов, на верхнем багажнике лежат запасные колёса. Машина – ровно в том состоянии, в каком её пригнали в музей.

 

Авто из будущего

В центре второго зала – концепты «Лады». Их прорабатывали дизайнеры завода в разные годы. В концепты заложили сочетание футуристичных форм с биодизайном, обтекаемые корпуса, яркие цвета.

Например, «Лада-Родстер» – прогулочный молодежный спорткар-кабриолет. Проект на укороченном шасси Калины, кузов – каркасно-панельный. Отдельная изюминка машины – механизм складывания жесткой крыши. Г-образный остеклённый верх при помощи сервопривода ложится поверх крышки багажника, но не складывается в сам отсек. Такой механизм и стоит недорого, и позволяет сохранить место в багажнике.

Гоночные «Лады»

Привлекли наше внимание раллийные «Лада-Нива» и «Лада-Самара-ТЗ». «Нива» – на колесах с 1995 года. Она участвовала в марафоне «Париж – Москва – Улан-Батор – Пекин» и приехала на финиш второй.

От серийной 2108 «Самару-ТЗ» отличают фары, фонари, лобовое стекло и дверные ручки. Кузов здесь – каркасно-панельный с несущей пространственной рамой, сваренной из стальных труб. Внешние панели сделаны из композитов и по дизайну стилизованы под «Ладу». «Самары» выпустили в трех экземплярах. Они с успехом выступали в ралли «Париж – Дакар» в 1990, 1991 и 1993 годах, хотя до призовых мест не дошли.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Неопалимовская церковь в Никольском. От крещения чувашей до детского сада
    12 апреля 2022, 17:03
    Неопалимовская церковь в Никольском. От крещения чувашей до детского сада

    Бывшую колокольню этого храма хорошо видно с трассы. В селе Никольское Безенчукского района стоит полуразрушенная церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Здание из красного кирпича, построенное в XIX веке, является памятником культурного наследия. По назначению его использовали ровно сто лет.

    Топ-пять текстов 2023 года. Выбор главного редактора «Кому на Волге» Натальи Фёдоровой
    08 января 2024, 10:15
    Топ-пять текстов 2023 года. Выбор главного редактора «Кому на Волге» Натальи Фёдоровой

    Завершаем итоговые подборки любимыми материалами главного редактора «Кому на Волге» и газеты «Волжская коммуна» Натальи Фёдоровой. Внутри: пять текстов и десятки классных фотографий, воспоминания о выездах по области и самом ярком фестивале этого лета.

    Под водой: средневековая ладья, оружие 90-х и затопленный город
    13 июля 2021, 11:39
    Под водой: средневековая ладья, оружие 90-х и затопленный город

    Путешествовать можно не только по земле, но и под водой. Самарские дайверы часто погружаются на дно Волги и озёр нашей области, где находят удивительные и необычные артефакты. И вот некоторые из них.

    Новая набережная в Тольятти: море, скалодром и «пятак»
    17 августа 2023, 19:30
    Новая набережная в Тольятти: море, скалодром и «пятак»

    На новую набережную Тольятти ехать стоит. Как минимум летом или ранней осенью уж точно. И вот почему мы рекомендуем это место к посещению: после реконструкции набережная в Автозаводском районе действительно может посоперничать с самарской. Прогулялись по обновлённым тропинкам, затестили скамейки-лежаки, покатались на самокате и насладились панорамным видом на Жигулёвское море.