Первые малиновые «Жигули», концепт кабриолета «Лада» и «Ниву», побывавшую на Южном полюсе мы нашли в Тольятти в музее АвтоВАЗа. Он работает через дорогу от заводоуправления. В коллекции – более 40 машин. Прогулялись по музею российского автогиганта и составили рейтинг самых интересных, на наш взгляд, экспонатов.
Музей АвтоВАЗа
Тольятти, Южное Шоссе, 121
53.552367, 49.272153
Малиновые «Жигули»
Советские «Жигули» или ВАЗ-2101 собирали по образу и подобию Fiat 124. Эти две машины стоят на входе в музей. На первый взгляд, они идентичны. Приглядевшись, замечаем у каждого из них есть свои особенности: у иномарки нет зеркал, окна «итальянца» закрываются не так герметично, как в нашем авто, немного отличаются бампера. В остальном это - те же кузов, двигатель и привод.
«Жигули» в музее АвтоВАЗа сохранились с первой выпущенной партии автомобилей в 1970 году, с номерами его владельца, который отказывался в 1990-ых годах менять «мечту» на новенькую тогда «девятку».
Рядом с ВАЗ-2101 стоит первый миллионник – ВАЗ-2103. Он сошел с конвейера 21 декабря 1973 года.
«Восьмёрка» – «снежная королева»
Напротив первых заднеприводных моделей АвтоВАЗа – один из первых переднеприводных автомобилей из семейства «Лада-Спутник» – трёхдверный хэтчбек ВАЗ-2108 – пример инновационных дизайнерский и технических решений 1980-х. Самым необычным во внешнем виде для нас стало наличие «дворников» на фарах.
Конкретно эту машину отдали в музей прямо с конвейера, из первой выпущенной весной 1984 года партии «восьмёрок». Найти такую в Советском Союзе в цвете «снежная королева» было практически невозможно.

Именная «99»
В 1991 году в честь 25-летия АвтоВАЗа в музей привезли памятный ВАЗ-21099. На его кузове – фамилии и инициалы сотрудников завода – всех 110 тысяч человек. Именно столько людей работало на АвтоВАЗе в 1990 году.
В музее рядом с машиной лежит схема. Она помогает в поиске нужной фамилии. Распределяли их по кузову в зависимости от цеха, в котором работал человек.
На них ездили президенты
Тольяттинский музей может похвастаться машинами, на которых ездили два президента России. По легенде, один из первых, кто протестировал седан ВАЗ-2110 в 1993 году, был Борис Ельцин. Но подтверждений этому нет. Видеозаписи не сохранились. Остаётся верить на слово тем, кто был на встрече бывшего директора АвтоВАЗа Владимира Каданникова с первыми лицами государства в Кремле.
Со вторым экспонатом проще: в 2010 году Владимир Путин проехал трассу «Амур» на жёлтой «Калине-Спорт». Он расписался на машине, а после она попала в музей АвтоВАЗа. Подпись Путина сохранилась до сих пор.
«Нивы» – покоритель гор и Южного полюса
В первом зале наше внимание привлекли две яркие «Нивы». Красная «Антарктида» с утеплённым салоном работала на станции Беллинсгаузен на Южном полюсе. Внедорожник выдержал суровые климатические условия и более десяти лет с 1990 по 2002 оставался на ходу. По словам российских полярников, наша «Нива» оказалась надежнее автомобилей Jeep, на которых ездили коллеги-американцы.
Рядом – белый ВАЗ-2131. Эта «Нива» установила мировой рекорд. Во время экспедиции «Тибет-99» российско-американская команда альпинистов на этой машине «забралась» на 5 700 метров. Так высоко до этого не заезжал ни один автомобиль. Интересно, что на этой «Ниве» для подъёма на вертолёте установили специальные крюки.
На «Жигулях» вокруг света
В начале второго зала снова – ВАЗ-2101. На этой машине автолюбители из Чехии в 2017-2018 годах совершили кругосветное путешествие. На бампере – флаги всех стран, которые туристы проехали, в салоне – ловцы снов, на верхнем багажнике лежат запасные колёса. Машина – ровно в том состоянии, в каком её пригнали в музей.
Авто из будущего
В центре второго зала – концепты «Лады». Их прорабатывали дизайнеры завода в разные годы. В концепты заложили сочетание футуристичных форм с биодизайном, обтекаемые корпуса, яркие цвета.
Например, «Лада-Родстер» – прогулочный молодежный спорткар-кабриолет. Проект на укороченном шасси Калины, кузов – каркасно-панельный. Отдельная изюминка машины – механизм складывания жесткой крыши. Г-образный остеклённый верх при помощи сервопривода ложится поверх крышки багажника, но не складывается в сам отсек. Такой механизм и стоит недорого, и позволяет сохранить место в багажнике.
Гоночные «Лады»
Привлекли наше внимание раллийные «Лада-Нива» и «Лада-Самара-ТЗ». «Нива» – на колесах с 1995 года. Она участвовала в марафоне «Париж – Москва – Улан-Батор – Пекин» и приехала на финиш второй.
От серийной 2108 «Самару-ТЗ» отличают фары, фонари, лобовое стекло и дверные ручки. Кузов здесь – каркасно-панельный с несущей пространственной рамой, сваренной из стальных труб. Внешние панели сделаны из композитов и по дизайну стилизованы под «Ладу». «Самары» выпустили в трех экземплярах. Они с успехом выступали в ралли «Париж – Дакар» в 1990, 1991 и 1993 годах, хотя до призовых мест не дошли.
Фото: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий