07 сентября 2021, 14:47

Театр оперы и балета: сусальное золото и дух монаха в подвале

11 сентября Самарский оперный театр открывает новый сезон. Мы прогулялись по пока пустым залам, побывали в мастерских, заглянули за кулисы и спустились в легендарный подвал. 

История

Год постройки - 1938

Годы реконструкции - 2006-2010

В здании восемь этажей, расположенных на разных уровнях. Часть из них зрители просто не замечают. В гардеробе - зеркала «в рост» и кабинки для переодевания. Такие есть только здесь и в филармонии. 

На втором этаже - колонный зал. Колонны из мрамора, под потолком - сусальное золото. Под ногами - паркет из пород ценных деревьев. В люстрах - стразы Swarowski. До эпидемии коронавируса тут традиционно проводили новогодние спектакли для детей. Из колонного зала можно было бы выйти на балконы, которые «смотрят» на площадь Куйбышева, но для зрителей они закрыты. Театр планирует проводить на них живые концерты во время акции «Ночь в музее».

Этажом выше - ещё один зал, где зрители проводят время до начала представлений и в антрактах. В одном из углов стоит балетная пачка и сундук с реквизитом. В другом конце зала - музей. Здесь и костюмы из оперы «Борис Годунов», бюст Шостаковича, подаренный театру его вдовой.

Отправляемся к большой сцене. Зал рассчитан на 1000 зрителей. Места расположены на четырёх уровнях. Напротив сцены на втором уровне находится губернаторская ложа. Под ней - помещение с пультами для технического персонала. Над ложей - проёмы для осветителей. Сотрудники театра рекомендуют покупать билеты на первые ряды амфитеатра. С верхних уровней хорошо смотреть балет, потому что виден рисунок танца.

Вишенки

Так в театре называют женщин-капельдинеров из-за костюмов вишнёвого цвета. Именно они встречают зрителей в зале и провожают на места.

Высота сцены - девять метров, ширина - 12. Во время реконструкции здесь появились подъёмно-опускные площадки и люки, передвижные осветительные башни, съёмный линолеум и другие технические «фишки». Во время пандемии за кулисами установили телевизионные экраны. На них выводили оркестр, который переехал из оркестровой ямы вглубь сцены.  Тогда музыкантов разместили ближе к заднику для соблюдения социальной дистанции. Через мониторы оперные артисты видели дирижёра, это помогало исполнять свои партии без ошибок. Сейчас музыканты играют в оркестровой яме.


Со сцены пробираемся в залы для хранения декораций. Под них выделили два этажа. Большинство декораций установили на колёсики для удобства перемещения. 
Переходим в смежный декорационный зал. Сейчас тут расписывают задник для балета «Дон Кихот Ламанчский». На полу лежит огромное полотно, на котором рисуют необычными длинными кистями по эскизу художника. Чтобы понимать масштаб и видеть результат работы, оформители поднимаются на второй этаж и оценивают роспись сверху. Выше - ещё один зал для росписи, но меньших размеров.


В небольшой каморке за дверью - бутафорский цех. Здесь создают мелкий реквизит. Например, головы троллей из поролона к детской опере «История Кая и Герды».
На этом же этаже - слесарный цех.

Швейный цех находится в центральной части здания. Тут создают все костюмы: балетные пачки, мужскую одежду, костюмы для детских спектаклей. Интересно, что пачки, сделанные здесь  высоко оценивают в московских театрах.


Верхние этажи занимают административные и технические службы. В театре много помещений - балетные классы, репетиционные, гримёрки, нотная библиотека, помещения для музыкантов. В штате работают 800 человек.

Под конец экскурсии спускаемся в подвал. Здесь видна часть кладки храма Христа Спасителя, на месте которого построили театр. Подвал оборудовали под бункер. Летом сюда водили экскурсии, рассказывали про эвакуацию Большого театра, военные годы. А ещё существует легенда о монахе, который жил в разрушенном храме и был против строительства здания театра на его месте. Якобы сейчас его дух обитает в подвале театра. Верить этому или нет - личное дело каждого.

 
Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Из-за нас они здесь». В «Виктории» показали авторов из России, Европы и США
    22 февраля 2023, 14:49
    «Из-за нас они здесь». В «Виктории» показали авторов из России, Европы и США

    В Самаре открыли выставку с работами известных российских и зарубежных современных художников из коллекции московского Stella Art Foundation. Проект «Из-за тебя я здесь» (18+) о том, какой авторы видели жизнь за «железным занавесом», как играюче меняли реальность и всматривались в будущее.

    На Чувашской биеннале современного искусства: мифы, экология, NFT
    07 декабря 2022, 16:46
    На Чувашской биеннале современного искусства: мифы, экология, NFT

    В Самарской области по громким культурным событиям временное затишье, и мы решили отправиться к нашим соседям по Волге - в Чувашию. Здесь прошла масштабная биеннале, в которой приняли участие художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Чебоксар и других городов России.

    Остатки старой мельницы, вековой НИИ и современный «Древний мир»
    13 августа 2021, 06:45
    Остатки старой мельницы, вековой НИИ и современный «Древний мир»

    Ещё не определились с планами на выходные? Мы поможем. Главное иметь в доступе авто и хорошую компания. Вашему вниманию - очередной вариант маршрута по Самарской области, который можно проехать за один день.

    Усадьба Самариных, церкви XIX века и «Хогвартс» в Безенчуке
    09 сентября 2022, 15:40
    Усадьба Самариных, церкви XIX века и «Хогвартс» в Безенчуке

    Наш 15-ый маршрут «Одним днём» приведёт вас на самую южную точку левого берега Волги в Самарской области. По пути к ней смотрим на то, что осталось от старинного храма в Никольском, достойно восстановленную церковь в Екатериновке Безенчукского района. Попадаем внутрь бывшей мельницы Малюшкина, сравниваем здание НИИ в Безенчуке с Хогвартсом и гуляем по лесу на обрывистом берегу Волги. Поехали.