18 октября 2023, 16:15

«Своды». Под землёй Музея Модерна

Музей Модерна представляет проект, посвящённый истории особняка Курлиных. «Своды» (12+) позволит пролить свет на скрытые ранее факты о здании и его обитателях. Проект можно разделить на две большие части. Первая – техническая, которая касается планов, строительства здания, его перестройки и так далее. Вторая – социально-политическая, о людях, которых держали в подвале в качестве заключенных. Широко распространена версия, что помещение использовали для расстрелов в 1918 году. Рассказываем, что нового мы узнали о подземельях Музея Модерна во время общения с куратором «Сводов» Артёмом Шаламовым.

Расстрельная стена

Начнём с самой мрачной истории, связанной с особняком Курлиных, который сейчас занимает музей. В подвальной комнате – стена со следами от пуль. В 1941 году на её фоне снялись те, кто сидел здесь во время Гражданской войны 1917-1922 годов в статусе военнопленных. Фотография находится в фондах Музея Модерна. Имена бывших заключённых известны благодаря подписи на снимке.

Полагаю, что основной причиной ареста людей с этой фотографии были их вероятные связи с коммунистами. Контрразведка чехословаков, которые тогда занимали город, активно боролась с большевистским подпольем. Многие попадали под подозрение. Среди них, например, Антонина Биргель, в личном деле которой нашли составленные с её слов воспоминания. Женщина рассказывает, что её арестовали и привели в дом на углу улиц Саратовской и Алексеевской (нынешние Фрунзе и Красноармейская). Она упоминает, что в подвале была не только тюрьма, но и место расстрела.

Артём Шаламов

Антонину Биргель арестовывают за то, что она была санитаркой и помогала «красным» во время боя против чехов под Липягами. После она вернулась в Самару на работу в швейную мастерскую. Здесь её и задержали вместе с несколькими другими людьми.

Подробности о жизни в заточении очень сложно найти даже в воспоминаниях. По какой-то неизвестной причине никто из участников событий не рассказывал детально об условиях содержания. Об этом упоминается вскользь. После подвала людей обычно этапировали в самарскую тюрьму. Некоторым удавалось сбежать. Сохранились свидетельства об этом, которые оставили непосредственные участники событий. Тюрьмой подвал перестал быть после того, как чехословаки ушли из Самары. Заключённых, находившихся в нём в тот момент, они просто оставили без присмотра.

Есть версия или слух, что в 1930-е годы в подвале особняка Курлиных расстреливали репрессированных. Доказательств этому нет. К таким предположениям подводит факт, что здание занимало отделение чрезвычайной комиссии, которая занималась борьбой с контрреволюцией.

После того, как мы закончим изучать дела пленных времён Гражданской войны, перейдём к исследованию времени, когда в особняке располагалась ЧК. По поводу версии о массовых расстрелах в 1930-е: есть вопрос в целесообразности использования именно этого помещения. Тут нет дополнительного выхода из подвала для выноса тел, и у нас нет уверенности, что он здесь когда-то вообще был. К тому же акустика помещения как будто бы не располагает к тому, чтобы применять тут огнестрельное оружие. Чтобы подтвердить или опровергнуть версию о расстрелах в 1930-е годы нужно смотреть документы. С этим есть сложности. Часть из них до сих пор закрыта для общего доступа.

Артём Шаламов

В тоннеле

По историческим меркам с момента постройки особняка Курлиных в 1903 году прошло не так много времени. Однако о некоторых деталях из его прошлого известно мало. Сейчас сотрудники Музея Модерна продолжают поиски первоначального плана здания, который архитектор по идее должен был подать в городскую управу. Это нужно для того, чтобы понять, каким оно было изначально. Особняк за все время своего существования множество раз подвергался перестройкам и реставрациям.

Я попытался проникнуть в старую вентиляционную систему. Оказалось, что это тоннель, по которому в особняк со стороны нынешней улицы Фрунзе прокладывали водопровод. Также теперь мы знаем, как отапливали здание – горячим воздухом, а не водой, как сейчас.

Артём Шаламов

На стенах подвала и невооружённым взглядом можно увидеть следы перестроек и перекладывания кирпичной кладки. В том же тоннеле для водопровода можно увидеть кирпичную кладку и часть старого фундамента старого здания, на месте которого сейчас стоит особняк Курлиных.

Выставку «Своды» в Музее Модерна можно посетить до 26 октября. Адрес: Красноармейская, 15. Экспозицию будут дополнять новыми экспонатами и фактами из жизни людей, которые так или иначе связаны с историей особняка. После завершения выставки проект продолжит существовать в онлайн-формате.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Топ-пять текстов 2023 года по версии журналиста «Кому на Волге» Анастасии Коротковой
    02 января 2024, 08:15
    Топ-пять текстов 2023 года по версии журналиста «Кому на Волге» Анастасии Коротковой

    У каждого в команде «Кому на Волге» есть личный список материалов, к которым хочется возвращаться спустя время, советовать их друзьям и даже перечитывать самим по несколько раз. Делится подборкой журналист «Кому на Волге» Анастасия Короткова. Там и про шутки от местных стендап-комиков, и про спелестологию, и даже про родник грешников в Ширяеве.

    Ресторанный олдскул Самары: 8 культовых заведений нашего города
    14 сентября 2022, 10:29
    Ресторанный олдскул Самары: 8 культовых заведений нашего города

    Что-то временно, а что-то постоянно – фраза, которая точно описывает самарский общепит. Одни заведения закрываются, проработав всего пару месяцев, другие становятся настоящей достопримечательностью города и кормят гостей и жителей уже третий десяток лет. Нашли восемь ресторанов, которых назвали долгожителями самарского общепита.

    Башня из скриншотов. О выставке «Вытесненные воспоминания» Игоря Самолёта
    18 октября 2022, 15:00
    Башня из скриншотов. О выставке «Вытесненные воспоминания» Игоря Самолёта

    У вас есть желание залезть в чужой телефон и почитать переписку? Нет. А что, если это гаджет художника, и он сам предлагает покопаться в его личных сообщениях и фото. Выставка - откровение с искренними и близкими многим эмоциями проходит в галерее «Виктория».

    Подборка текстов от редактора «Кому на Волге» Кирилла Ляхманова: танцы под Бейонсе, сталинский ампир и рисование на улице
    07 января 2024, 09:15
    Подборка текстов от редактора «Кому на Волге» Кирилла Ляхманова: танцы под Бейонсе, сталинский ампир и рисование на улице

    Кирилл Ляхманов, скорее всего, – единственный человек, который прочитал абсолютно все тексты «Кому на Волге». Как он сам говорит, ни один из них не оставил равнодушным, поэтому очень сложно было выбрать только пять. В подборку лучших, по его мнению, текстов этого года попали те, которые были бы наиболее интересны Кириллу, как простому читателю, с точки зрения тематики и каких-то новых для него фактов.