«Воспоминания». Много жанров - это плохо?
Режиссером и сценаристом картины выступила Лиза Джой. Кажется, что она не совсем понимала, какой именно фильм хочет снять, поэтому намешала всего, не раскрыв должным образом ни одну составляющую.
Музей Модерна представляет проект, посвящённый истории особняка Курлиных. «Своды» (12+) позволит пролить свет на скрытые ранее факты о здании и его обитателях. Проект можно разделить на две большие части. Первая – техническая, которая касается планов, строительства здания, его перестройки и так далее. Вторая – социально-политическая, о людях, которых держали в подвале в качестве заключенных. Широко распространена версия, что помещение использовали для расстрелов в 1918 году. Рассказываем, что нового мы узнали о подземельях Музея Модерна во время общения с куратором «Сводов» Артёмом Шаламовым.
Начнём с самой мрачной истории, связанной с особняком Курлиных, который сейчас занимает музей. В подвальной комнате – стена со следами от пуль. В 1941 году на её фоне снялись те, кто сидел здесь во время Гражданской войны 1917-1922 годов в статусе военнопленных. Фотография находится в фондах Музея Модерна. Имена бывших заключённых известны благодаря подписи на снимке.
Полагаю, что основной причиной ареста людей с этой фотографии были их вероятные связи с коммунистами. Контрразведка чехословаков, которые тогда занимали город, активно боролась с большевистским подпольем. Многие попадали под подозрение. Среди них, например, Антонина Биргель, в личном деле которой нашли составленные с её слов воспоминания. Женщина рассказывает, что её арестовали и привели в дом на углу улиц Саратовской и Алексеевской (нынешние Фрунзе и Красноармейская). Она упоминает, что в подвале была не только тюрьма, но и место расстрела.
Артём Шаламов
Антонину Биргель арестовывают за то, что она была санитаркой и помогала «красным» во время боя против чехов под Липягами. После она вернулась в Самару на работу в швейную мастерскую. Здесь её и задержали вместе с несколькими другими людьми.
Подробности о жизни в заточении очень сложно найти даже в воспоминаниях. По какой-то неизвестной причине никто из участников событий не рассказывал детально об условиях содержания. Об этом упоминается вскользь. После подвала людей обычно этапировали в самарскую тюрьму. Некоторым удавалось сбежать. Сохранились свидетельства об этом, которые оставили непосредственные участники событий. Тюрьмой подвал перестал быть после того, как чехословаки ушли из Самары. Заключённых, находившихся в нём в тот момент, они просто оставили без присмотра.
Есть версия или слух, что в 1930-е годы в подвале особняка Курлиных расстреливали репрессированных. Доказательств этому нет. К таким предположениям подводит факт, что здание занимало отделение чрезвычайной комиссии, которая занималась борьбой с контрреволюцией.
После того, как мы закончим изучать дела пленных времён Гражданской войны, перейдём к исследованию времени, когда в особняке располагалась ЧК. По поводу версии о массовых расстрелах в 1930-е: есть вопрос в целесообразности использования именно этого помещения. Тут нет дополнительного выхода из подвала для выноса тел, и у нас нет уверенности, что он здесь когда-то вообще был. К тому же акустика помещения как будто бы не располагает к тому, чтобы применять тут огнестрельное оружие. Чтобы подтвердить или опровергнуть версию о расстрелах в 1930-е годы нужно смотреть документы. С этим есть сложности. Часть из них до сих пор закрыта для общего доступа.
Артём Шаламов
По историческим меркам с момента постройки особняка Курлиных в 1903 году прошло не так много времени. Однако о некоторых деталях из его прошлого известно мало. Сейчас сотрудники Музея Модерна продолжают поиски первоначального плана здания, который архитектор по идее должен был подать в городскую управу. Это нужно для того, чтобы понять, каким оно было изначально. Особняк за все время своего существования множество раз подвергался перестройкам и реставрациям.
Я попытался проникнуть в старую вентиляционную систему. Оказалось, что это тоннель, по которому в особняк со стороны нынешней улицы Фрунзе прокладывали водопровод. Также теперь мы знаем, как отапливали здание – горячим воздухом, а не водой, как сейчас.
Артём Шаламов
На стенах подвала и невооружённым взглядом можно увидеть следы перестроек и перекладывания кирпичной кладки. В том же тоннеле для водопровода можно увидеть кирпичную кладку и часть старого фундамента старого здания, на месте которого сейчас стоит особняк Курлиных.
Выставку «Своды» в Музее Модерна можно посетить до 26 октября. Адрес: Красноармейская, 15. Экспозицию будут дополнять новыми экспонатами и фактами из жизни людей, которые так или иначе связаны с историей особняка. После завершения выставки проект продолжит существовать в онлайн-формате.
Фото: Виталий Шабинский
Режиссером и сценаристом картины выступила Лиза Джой. Кажется, что она не совсем понимала, какой именно фильм хочет снять, поэтому намешала всего, не раскрыв должным образом ни одну составляющую.
В нашей рубрике «Общепит» продолжаем рассказывать про новые заведения Самарской области. На этот раз заглянули в недавно открывшуюся пекарню с историей «Белотурка». Попробовали здесь свежеиспечённый хлеб и увидели, как из муки и воды получаются дениши, тарты и круассаны.
В Литературном музее проходит выставка «И оживут слова» (12+). На ней представлены нейроиллюстрации к произведениям российских писателей, в том числе и самарских. Узнали, зачем текст решили превратить в изображения и можно ли назвать творчеством диджитал-арт, созданный искусственным интеллектом.
Рассказываем, где искать маяки на Волге, и как до них добраться, чтобы сделать атмосферные фотографии.
Комментарии ()
Написать комментарий