18 октября 2023, 16:15

«Своды». Под землёй Музея Модерна

Музей Модерна представляет проект, посвящённый истории особняка Курлиных. «Своды» (12+) позволит пролить свет на скрытые ранее факты о здании и его обитателях. Проект можно разделить на две большие части. Первая – техническая, которая касается планов, строительства здания, его перестройки и так далее. Вторая – социально-политическая, о людях, которых держали в подвале в качестве заключенных. Широко распространена версия, что помещение использовали для расстрелов в 1918 году. Рассказываем, что нового мы узнали о подземельях Музея Модерна во время общения с куратором «Сводов» Артёмом Шаламовым.

Расстрельная стена

Начнём с самой мрачной истории, связанной с особняком Курлиных, который сейчас занимает музей. В подвальной комнате – стена со следами от пуль. В 1941 году на её фоне снялись те, кто сидел здесь во время Гражданской войны 1917-1922 годов в статусе военнопленных. Фотография находится в фондах Музея Модерна. Имена бывших заключённых известны благодаря подписи на снимке.

Полагаю, что основной причиной ареста людей с этой фотографии были их вероятные связи с коммунистами. Контрразведка чехословаков, которые тогда занимали город, активно боролась с большевистским подпольем. Многие попадали под подозрение. Среди них, например, Антонина Биргель, в личном деле которой нашли составленные с её слов воспоминания. Женщина рассказывает, что её арестовали и привели в дом на углу улиц Саратовской и Алексеевской (нынешние Фрунзе и Красноармейская). Она упоминает, что в подвале была не только тюрьма, но и место расстрела.

Артём Шаламов

Антонину Биргель арестовывают за то, что она была санитаркой и помогала «красным» во время боя против чехов под Липягами. После она вернулась в Самару на работу в швейную мастерскую. Здесь её и задержали вместе с несколькими другими людьми.

Подробности о жизни в заточении очень сложно найти даже в воспоминаниях. По какой-то неизвестной причине никто из участников событий не рассказывал детально об условиях содержания. Об этом упоминается вскользь. После подвала людей обычно этапировали в самарскую тюрьму. Некоторым удавалось сбежать. Сохранились свидетельства об этом, которые оставили непосредственные участники событий. Тюрьмой подвал перестал быть после того, как чехословаки ушли из Самары. Заключённых, находившихся в нём в тот момент, они просто оставили без присмотра.

Есть версия или слух, что в 1930-е годы в подвале особняка Курлиных расстреливали репрессированных. Доказательств этому нет. К таким предположениям подводит факт, что здание занимало отделение чрезвычайной комиссии, которая занималась борьбой с контрреволюцией.

После того, как мы закончим изучать дела пленных времён Гражданской войны, перейдём к исследованию времени, когда в особняке располагалась ЧК. По поводу версии о массовых расстрелах в 1930-е: есть вопрос в целесообразности использования именно этого помещения. Тут нет дополнительного выхода из подвала для выноса тел, и у нас нет уверенности, что он здесь когда-то вообще был. К тому же акустика помещения как будто бы не располагает к тому, чтобы применять тут огнестрельное оружие. Чтобы подтвердить или опровергнуть версию о расстрелах в 1930-е годы нужно смотреть документы. С этим есть сложности. Часть из них до сих пор закрыта для общего доступа.

Артём Шаламов

В тоннеле

По историческим меркам с момента постройки особняка Курлиных в 1903 году прошло не так много времени. Однако о некоторых деталях из его прошлого известно мало. Сейчас сотрудники Музея Модерна продолжают поиски первоначального плана здания, который архитектор по идее должен был подать в городскую управу. Это нужно для того, чтобы понять, каким оно было изначально. Особняк за все время своего существования множество раз подвергался перестройкам и реставрациям.

Я попытался проникнуть в старую вентиляционную систему. Оказалось, что это тоннель, по которому в особняк со стороны нынешней улицы Фрунзе прокладывали водопровод. Также теперь мы знаем, как отапливали здание – горячим воздухом, а не водой, как сейчас.

Артём Шаламов

На стенах подвала и невооружённым взглядом можно увидеть следы перестроек и перекладывания кирпичной кладки. В том же тоннеле для водопровода можно увидеть кирпичную кладку и часть старого фундамента старого здания, на месте которого сейчас стоит особняк Курлиных.

Выставку «Своды» в Музее Модерна можно посетить до 26 октября. Адрес: Красноармейская, 15. Экспозицию будут дополнять новыми экспонатами и фактами из жизни людей, которые так или иначе связаны с историей особняка. После завершения выставки проект продолжит существовать в онлайн-формате.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Монстр с тентаклями, оптическая ловушка и «Многоликий повелеватель» на выставке художников «уличной волны»
    25 мая 2024, 09:00
    Монстр с тентаклями, оптическая ловушка и «Многоликий повелеватель» на выставке художников «уличной волны»

    В Доме архитектора прошла выставка художников уличной волны All city population (18+). Авторы показали инсталляции, скульптуры и другие фантазийные работы на тему жизни в мегаполисе и взаимодействия искусства с обывателями. Узнали, кого художники поселили в ванне и почему не стоит бояться фиолетовых осьминогов.

    Куда не попасть без QR-кода
    08 ноября 2021, 13:47
    Куда не попасть без QR-кода

    Самарская область возвращается в рабочий ритм после двухнедельного локдауна. Но жить придётся по новым правилам. На территории региона начала действовать система QR-пропусков. Рассказываем, куда вас не пустят без справки о вакцинации и куда без неё всё-таки можно попасть.

    Ночная Самара. Вдоль набережной
    14 апреля 2022, 17:46
    Ночная Самара. Вдоль набережной

    Весна в Самаре - время, чтобы наконец-то выбраться на улицу. Отправился на прогулку и наш фотограф Виталий Шабинский. Он прошёлся вдоль набережной. Собрали самые атмосферные фото в галерею.

    Новаторство XX века на выставке Родченко
    24 февраля 2023, 08:15
    Новаторство XX века на выставке Родченко

    В Музее Модерна открыли выставку работ советского художника Александра Родченко (12+). Именно его объективу принадлежат портреты Маяковского, Лили Брик для плаката Ленгиза и пионера с трубой. Рассказываем, чем интересен Родченко, и на что стоит обратить внимание на выставке.