18 октября 2023, 16:15

«Своды». Под землёй Музея Модерна

Музей Модерна представляет проект, посвящённый истории особняка Курлиных. «Своды» (12+) позволит пролить свет на скрытые ранее факты о здании и его обитателях. Проект можно разделить на две большие части. Первая – техническая, которая касается планов, строительства здания, его перестройки и так далее. Вторая – социально-политическая, о людях, которых держали в подвале в качестве заключенных. Широко распространена версия, что помещение использовали для расстрелов в 1918 году. Рассказываем, что нового мы узнали о подземельях Музея Модерна во время общения с куратором «Сводов» Артёмом Шаламовым.

Расстрельная стена

Начнём с самой мрачной истории, связанной с особняком Курлиных, который сейчас занимает музей. В подвальной комнате – стена со следами от пуль. В 1941 году на её фоне снялись те, кто сидел здесь во время Гражданской войны 1917-1922 годов в статусе военнопленных. Фотография находится в фондах Музея Модерна. Имена бывших заключённых известны благодаря подписи на снимке.

Полагаю, что основной причиной ареста людей с этой фотографии были их вероятные связи с коммунистами. Контрразведка чехословаков, которые тогда занимали город, активно боролась с большевистским подпольем. Многие попадали под подозрение. Среди них, например, Антонина Биргель, в личном деле которой нашли составленные с её слов воспоминания. Женщина рассказывает, что её арестовали и привели в дом на углу улиц Саратовской и Алексеевской (нынешние Фрунзе и Красноармейская). Она упоминает, что в подвале была не только тюрьма, но и место расстрела.

Артём Шаламов

Антонину Биргель арестовывают за то, что она была санитаркой и помогала «красным» во время боя против чехов под Липягами. После она вернулась в Самару на работу в швейную мастерскую. Здесь её и задержали вместе с несколькими другими людьми.

Подробности о жизни в заточении очень сложно найти даже в воспоминаниях. По какой-то неизвестной причине никто из участников событий не рассказывал детально об условиях содержания. Об этом упоминается вскользь. После подвала людей обычно этапировали в самарскую тюрьму. Некоторым удавалось сбежать. Сохранились свидетельства об этом, которые оставили непосредственные участники событий. Тюрьмой подвал перестал быть после того, как чехословаки ушли из Самары. Заключённых, находившихся в нём в тот момент, они просто оставили без присмотра.

Есть версия или слух, что в 1930-е годы в подвале особняка Курлиных расстреливали репрессированных. Доказательств этому нет. К таким предположениям подводит факт, что здание занимало отделение чрезвычайной комиссии, которая занималась борьбой с контрреволюцией.

После того, как мы закончим изучать дела пленных времён Гражданской войны, перейдём к исследованию времени, когда в особняке располагалась ЧК. По поводу версии о массовых расстрелах в 1930-е: есть вопрос в целесообразности использования именно этого помещения. Тут нет дополнительного выхода из подвала для выноса тел, и у нас нет уверенности, что он здесь когда-то вообще был. К тому же акустика помещения как будто бы не располагает к тому, чтобы применять тут огнестрельное оружие. Чтобы подтвердить или опровергнуть версию о расстрелах в 1930-е годы нужно смотреть документы. С этим есть сложности. Часть из них до сих пор закрыта для общего доступа.

Артём Шаламов

В тоннеле

По историческим меркам с момента постройки особняка Курлиных в 1903 году прошло не так много времени. Однако о некоторых деталях из его прошлого известно мало. Сейчас сотрудники Музея Модерна продолжают поиски первоначального плана здания, который архитектор по идее должен был подать в городскую управу. Это нужно для того, чтобы понять, каким оно было изначально. Особняк за все время своего существования множество раз подвергался перестройкам и реставрациям.

Я попытался проникнуть в старую вентиляционную систему. Оказалось, что это тоннель, по которому в особняк со стороны нынешней улицы Фрунзе прокладывали водопровод. Также теперь мы знаем, как отапливали здание – горячим воздухом, а не водой, как сейчас.

Артём Шаламов

На стенах подвала и невооружённым взглядом можно увидеть следы перестроек и перекладывания кирпичной кладки. В том же тоннеле для водопровода можно увидеть кирпичную кладку и часть старого фундамента старого здания, на месте которого сейчас стоит особняк Курлиных.

Выставку «Своды» в Музее Модерна можно посетить до 26 октября. Адрес: Красноармейская, 15. Экспозицию будут дополнять новыми экспонатами и фактами из жизни людей, которые так или иначе связаны с историей особняка. После завершения выставки проект продолжит существовать в онлайн-формате.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Смысл в картах. О чём выставка художников SPDPLF в «Нулевой комнате»
    31 марта 2022, 07:30
    Смысл в картах. О чём выставка художников SPDPLF в «Нулевой комнате»

    В креативном пространстве арт-кластера «Дом 77» проходит выставка «Не дальше пределов/дальше некуда» (6+). Её авторы - художники объединения SPDPLF: Илья Борзунов, Дарья Каракулова, Анастасия Тихомирова. Попытались разобраться в переосмыслении значения картографии и границ.

    История одного экспоната: череп бентозуха
    28 октября 2022, 09:15
    История одного экспоната: череп бентозуха

    Рассказываем о прародителе привычных нам лягушек – бентозухе Гусевой. Где и как нашли череп вымершей амфибии? Какого размера достигал бентозух? И почему подлинный экспонат не получится увидеть в музейной витрине?

    «Архивы» учеников на поп-ап выставке «Внимание, дети!»
    17 марта 2023, 08:35
    «Архивы» учеников на поп-ап выставке «Внимание, дети!»

    Эту пёструю экспозицию, от которой у кого-то даже рябило в глазах, собрали за один вечер и так же быстро разобрали через три дня. Для чего нужно было показывать детские рисунки в галерее Victoria Underground? Узнали об этом у создателя и куратора поп-ап выставки Ивана Ключникова.

    На Чувашской биеннале современного искусства: мифы, экология, NFT
    07 декабря 2022, 16:46
    На Чувашской биеннале современного искусства: мифы, экология, NFT

    В Самарской области по громким культурным событиям временное затишье, и мы решили отправиться к нашим соседям по Волге - в Чувашию. Здесь прошла масштабная биеннале, в которой приняли участие художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Чебоксар и других городов России.