09 апреля 2024, 17:27

Субтропики, Волга и шум моря на мультимедийной выставке «Погружение»

В «ЗИМ Галерее» показали проект самарской художницы Анны Афанасьевой (0+). Это видео и саунд, которые переносят посетителей на побережье в жаркие летние дни. Здесь можно ощутить силу морской стихии и прохладу волжских вечеров. Чем вдохновлялась художница и как создавалась музыка, рассказываем в нашем обзоре.

Выставка «Погружение». Фото: Виталий Шабинский

Выставка «Погружение» – многоканальная видеоинсталляция, которая включает в себя световые элементы и саунд-объекты. Анна объединила визуальный материал, который создала на побережье Чёрного моря и на Волге. В результате такого смешения получилось пространство без чётких границ. Перемещаясь по нему, будто находишься и в Сочи, и в Самаре одновременно. Главной движущей силой в проекте стали стихии – вода, ветер, камень и трава.

Художница Анна Афанасьева. Фото: Виталий Шабинский

Анна Афанасьева

Молодая художница, выпускница художественного училища имени Петрова-Водкина и Самарской школы авангарда. Участвовала в групповых выставках в галереях «Виктория», «Формограмма», в проекте «Окраина», и выставлялась в творческих пространствах «Дом 77» и «Станкозавод»

По мнению куратора выставки Сергея Баландина, проект «Погружение» удачно вписался в пространство этой галереи. Помещение довольно просторное, в нём есть огромные окна с видом на город. Обращение к природе контрастирует с окружением: урбанизацией, с серыми бетонными стенами, бесконечным потоком автомобилей и трамваев на Ново-Садовой. 

Автор объединила визуальный материал, который создала на побережье Чёрного моря и на Волге. Фото: Виталий Шабинский

На выставку лучше приходить вечером, чтобы наиболее полно прочувствовать атмосферу пространства. Здесь зритель попадает в тёмный длинный коридор. Он видит, что впереди есть свет и идёт ему навстречу, встречая белые полотна ткани. «Погружение» организовано так, чтобы посетители могли перемещаться свободно, могли проходить даже сквозь тканевые экраны. Конечная точка – проекция вдали. Она то возникает, то гаснет, то мерцает как привидение. Всё это сопровождают звуки природы, смешанные с музыкой. Можно услышать, как шум моря органично вписан в мелодию фортепиано и виолончели, как шелест травы под ногами также дополняют живые инструменты.

«Погружение» организовано так, чтобы посетители перемещались свободно по экспозиции, проходили сквозь тканевые экраны. Фото: Виталий Шабинский

Посыл видео-арта заключается в том, что художник решил вступить в эмоциональный и телесный контакты с природой. Автор показала, что у человека есть возможность стать немного ближе к знаковому для него месту.

Самара и Сочи похожи. В этих местах есть большие водные пространства. Люди любят смотреть здесь на закаты. У местных жителей есть возможность выбраться на природу: в Самаре – за Волгу, в Сочи – на Красную Поляну или в ущелье. В этих городах есть горы. Пусть в Самаре они меньше, но мы их всё равно любим. В первом видео я показала одно из моих любимых мест в Ширяево. Если забраться там на гору, открывается красивый вид. В Поляне тоже есть похожее место. Для меня очевидны эти параллели.

художница Анна Афанасьева

Специально для проекта «Погружение» была создана зацикленная музыкальная композиция. Фото: Виталий Шабинский

Специально для «Погружения» я написала бесконечную зацикленную композицию. Передо мной стояла задача, которую поставила художница Анна. Нужно было использовать аудиозаписи с шумом морских и волжских волн и попробовать создать из этого музыку. Я использовала эти звуки как семплы. Немного их обработала, добавила партию фортепиано и виолончели. Основная задумка здесь заключается в том, что музыка не имеет конца и начала, она очень спокойная и медитативная. Особенность композиции в том, что мы решили не заглушать инструментами природное начало, а создать гармонию между творчеством человека и стихией.

автор музыки Екатерина Нестерова

Первый персональный проект художницы организован при поддержке галереи «Виктория». Выставка открыта до 28 апреля на Ново-садовой, 106 г, корпус 1. Вход свободный.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Ресторанный олдскул Самары: 8 культовых заведений нашего города
    14 сентября 2022, 10:29
    Ресторанный олдскул Самары: 8 культовых заведений нашего города

    Что-то временно, а что-то постоянно – фраза, которая точно описывает самарский общепит. Одни заведения закрываются, проработав всего пару месяцев, другие становятся настоящей достопримечательностью города и кормят гостей и жителей уже третий десяток лет. Нашли восемь ресторанов, которых назвали долгожителями самарского общепита.

    Как прошёл барный квартирник «СамАрта», и зачем это было нужно
    15 ноября 2022, 19:49
    Как прошёл барный квартирник «СамАрта», и зачем это было нужно

    Самарский театр юного зрителя вышел за пределы своего здания. Артисты устроили квартирник-марафон с элементами актёрского тренинга в баре «Рюмочка» на улице Ленинградской. Побывали там и рассказываем, почему труппа решилась на эксперименты.

    Куда не попасть без QR-кода
    08 ноября 2021, 13:47
    Куда не попасть без QR-кода

    Самарская область возвращается в рабочий ритм после двухнедельного локдауна. Но жить придётся по новым правилам. На территории региона начала действовать система QR-пропусков. Рассказываем, куда вас не пустят без справки о вакцинации и куда без неё всё-таки можно попасть.

    Как речной теплоход «Морион» стал достопримечательностью
    20 января 2022, 15:29
    Как речной теплоход «Морион» стал достопримечательностью

    Недалеко от посёлка Пискалинский Взвоз, в районе одной из Волжских проток, на суше стоит одинокий корабль. В интернете полно его фотографий, но почти никакой информации о том, как судно оказалось на берегу. Нынешний владелец «Мориона» рассказал, как хотел организовать речные круизы между Жигулёвском и Самарой и об аварии под Тольятти.