09 апреля 2024, 17:27

Субтропики, Волга и шум моря на мультимедийной выставке «Погружение»

В «ЗИМ Галерее» показали проект самарской художницы Анны Афанасьевой (0+). Это видео и саунд, которые переносят посетителей на побережье в жаркие летние дни. Здесь можно ощутить силу морской стихии и прохладу волжских вечеров. Чем вдохновлялась художница и как создавалась музыка, рассказываем в нашем обзоре.

Выставка «Погружение». Фото: Виталий Шабинский

Выставка «Погружение» – многоканальная видеоинсталляция, которая включает в себя световые элементы и саунд-объекты. Анна объединила визуальный материал, который создала на побережье Чёрного моря и на Волге. В результате такого смешения получилось пространство без чётких границ. Перемещаясь по нему, будто находишься и в Сочи, и в Самаре одновременно. Главной движущей силой в проекте стали стихии – вода, ветер, камень и трава.

Художница Анна Афанасьева. Фото: Виталий Шабинский

Анна Афанасьева

Молодая художница, выпускница художественного училища имени Петрова-Водкина и Самарской школы авангарда. Участвовала в групповых выставках в галереях «Виктория», «Формограмма», в проекте «Окраина», и выставлялась в творческих пространствах «Дом 77» и «Станкозавод»

По мнению куратора выставки Сергея Баландина, проект «Погружение» удачно вписался в пространство этой галереи. Помещение довольно просторное, в нём есть огромные окна с видом на город. Обращение к природе контрастирует с окружением: урбанизацией, с серыми бетонными стенами, бесконечным потоком автомобилей и трамваев на Ново-Садовой. 

Автор объединила визуальный материал, который создала на побережье Чёрного моря и на Волге. Фото: Виталий Шабинский

На выставку лучше приходить вечером, чтобы наиболее полно прочувствовать атмосферу пространства. Здесь зритель попадает в тёмный длинный коридор. Он видит, что впереди есть свет и идёт ему навстречу, встречая белые полотна ткани. «Погружение» организовано так, чтобы посетители могли перемещаться свободно, могли проходить даже сквозь тканевые экраны. Конечная точка – проекция вдали. Она то возникает, то гаснет, то мерцает как привидение. Всё это сопровождают звуки природы, смешанные с музыкой. Можно услышать, как шум моря органично вписан в мелодию фортепиано и виолончели, как шелест травы под ногами также дополняют живые инструменты.

«Погружение» организовано так, чтобы посетители перемещались свободно по экспозиции, проходили сквозь тканевые экраны. Фото: Виталий Шабинский

Посыл видео-арта заключается в том, что художник решил вступить в эмоциональный и телесный контакты с природой. Автор показала, что у человека есть возможность стать немного ближе к знаковому для него месту.

Самара и Сочи похожи. В этих местах есть большие водные пространства. Люди любят смотреть здесь на закаты. У местных жителей есть возможность выбраться на природу: в Самаре – за Волгу, в Сочи – на Красную Поляну или в ущелье. В этих городах есть горы. Пусть в Самаре они меньше, но мы их всё равно любим. В первом видео я показала одно из моих любимых мест в Ширяево. Если забраться там на гору, открывается красивый вид. В Поляне тоже есть похожее место. Для меня очевидны эти параллели.

художница Анна Афанасьева

Специально для проекта «Погружение» была создана зацикленная музыкальная композиция. Фото: Виталий Шабинский

Специально для «Погружения» я написала бесконечную зацикленную композицию. Передо мной стояла задача, которую поставила художница Анна. Нужно было использовать аудиозаписи с шумом морских и волжских волн и попробовать создать из этого музыку. Я использовала эти звуки как семплы. Немного их обработала, добавила партию фортепиано и виолончели. Основная задумка здесь заключается в том, что музыка не имеет конца и начала, она очень спокойная и медитативная. Особенность композиции в том, что мы решили не заглушать инструментами природное начало, а создать гармонию между творчеством человека и стихией.

автор музыки Екатерина Нестерова

Первый персональный проект художницы организован при поддержке галереи «Виктория». Выставка открыта до 28 апреля на Ново-садовой, 106 г, корпус 1. Вход свободный.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Воспоминания». Много жанров - это плохо?
    01 сентября 2021, 15:28
    «Воспоминания». Много жанров - это плохо?

    Режиссером и сценаристом картины выступила Лиза Джой. Кажется, что она не совсем понимала, какой именно фильм хочет снять, поэтому намешала всего, не раскрыв должным образом ни одну составляющую.

    Авторская колонка. Архитектор Орлов о реставрации театра драмы
    06 декабря 2022, 18:16
    Авторская колонка. Архитектор Орлов о реставрации театра драмы

    Это один из символов Самары. Театр драмы с его оригинальной архитектурой притягивает внимание туристов и жителей города. Уже несколько лет здание готовят к реставрации. Мы попросили одного из авторов проекта рассказать о нём в авторской колонке. Слово самарскому архитектору Дмитрию Орлову.

    Фото, инсталляции и зины на выставке «Звон тишины»
    07 августа 2023, 11:13
    Фото, инсталляции и зины на выставке «Звон тишины»

    В «Нулевой комнате» показали работы студентов Школы проектной фотографии. Их объединили в экспозицию под общим названием «Звон тишины» (12+). Отправились на выставку, чтобы узнать, как звучит тишина в понимании учеников Кристины Сырчиковой.

    Православное искусство глазами самарских художников
    12 февраля 2025, 13:34
    Православное искусство глазами самарских художников

    В Горький Центре проходит необычная выставка, связанная с религиозными мотивами, сотворением мира, таинством и символизмом. «Нас больше, чем трое» (16+) – это проект, в котором участвуют три автора: Иван Ключников, София Светлова, Екатерина Мячина. Рассказываем, как художники интерпретировали православные мотивы в своих работах.