21 июня 2024, 10:18

Спектакль как рейв: во дворе усадьбы показали «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира

Литературный музей стал площадкой для театральных и музыкальных экспериментов. Во дворе усадьбы Алексея Толстого представили пластическую фантазию на тему комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» (16+). Побывали там, пообщались с командой создателей и теперь объясняем, что такое рейв-спектакль, а также как танцы в темноте и электронная музыка способны перенести зрителей в волшебный мир.

Во дворе усадьбы Алексея Толстого показали пластическую фантазию на тему комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» (16+). Фото: Виктория Старосельская

Особенное видение пьесы Шекспира

«Сон в летнюю ночь» – одна из самых известных пьес Шекспира, её действие происходит в Афинах. В произведении есть несколько сюжетных линий, связанных со свадьбой героев Тесея и Ипполиты. Первый строится на конфликте между четырьмя влюблёнными. Второй – вокруг группы из шести актёров-любителей, которые репетируют пьесу. Согласно сюжету, это произведение должны поставить перед свадьбой главных персонажей. Также действующие лица оказываются в лесу, где живут феи и эльфы, которые манипулируют людьми и плетут интриги.

Ночное время спектакля является художественным приёмом: темнота по-другому воздействует на восприятие зрителя. Фото: Виктория Старосельская

Идея пересказать по-новому «Сон в летнюю ночь» принадлежит куратору и идеологу проекта Ивану Котову. Волшебный мир произведения решили перенести в сад при усадьбе. В сумерках место выглядит особенно завораживающим. Ночное время также является художественным приёмом: темнота по-другому воздействует на восприятие зрителя. Перед публикой словно открывается портал в другое измерение, где витает дымка, виднеется свет неоновых ламп и перемещаются фигуры.

Актёры перемещались из одной части сада в другую и зрителям нужно было следовать за ними. Фото: Виктория Старосельская

Кстати, актёры не задерживались на одной точке долго, они дрейфовали из одной части сада в другую. Зрителям нужно было следовать за ними. Иногда посетители находились очень близко к актёрам, поэтому могли почувствовать себя частью рейв-постановки, разглядеть максимально детально мимику героев, их страдания и борьбу. Произведение Шекспира не только про лирику, но и абсурдный юмор. Комические и трагические состояния здесь соседствуют друг с другом, а актёры незаметно перевоплощаются из рейверов в античных героев.

«В произведении Шекспира есть три мира – мир людей, эльфов и богов. Во дворе усадьбы можно было увидеть это сочетание в живых декорациях». Фото: Виктория Старосельская

В произведении Шекспира есть три мира – мир людей, эльфов и богов. Во дворе усадьбы можно было увидеть это сочетание в живых декорациях. Здесь есть и лес, и божественный алтарь, и мир людей. Идея сделать рейв-спектакль пришла в процессе работы над материалом. Мы исходили из темы карнавала и праздника. Это свободная история, где можно всё, всем и всегда. Кроме свободы, карнавал имеет и тёмную сторону, на которой трудно существовать настоящей любви. Но она всё равно победит.

режиссёр Никита Попов

Литературный музей стал площадкой для театральных и музыкальных экспериментов. Фото: Виктория Старосельская

По мнению режиссёра, историю, которую создала команда, нельзя показать в другом пространстве. Она тесно переплетена с местом. В этом уникальность спектакля. 

За один час в саду произошло много событий. Здесь встретились двое влюблённых, другие персонажи репетировали свой спектакль, шутили, водили большой хоровод, сдирали ширму с беседки. Герои блуждали в лесу и пытались разобраться в своих чувствах. Они задавались вечными вопросами о любви и поиске близкого человека.

Язык тела вместо слов

Танцы в спектакле занимают важное место. С помощью пластики актёры передают настроение и эмоции. Красной нитью через всё произведение проходит карнавал, но не из прошлых веков, а максимально современный. О том, что действие происходит в сегодняшних реалиях напоминают электронная музыка и быстрые движения танцоров. В какой-то момент казалось, что зрители перепутали двор музея с закрытой вечеринкой. На этом контрасте и строится рейв-спектакль. 

С помощью пластики актёры в спектакле передают настроение и эмоции. Фото: Виктория Старосельская

Язык тела позволяет выразить в произведении то, что трудно произнести вслух. Глядя на движения, мы интуитивно понимаем героев, сопереживаем им, стараемся интерпретировать танец по-своему, чтобы выстроить ассоциации с реальной жизнью. Как рассказать зрителю историю без слов? Для актёров – студентов СГИКа мастерской Дениса Бокурадзе – это была непростая задача. 

Язык тела позволил выразить в произведении то, что трудно произнести вслух.Фото: Виктория Старосельская

Рейв и сайтспецифичность отражены в пластике артистов. Она помогает зрителю почувствовать спектакль и это место. Рейв – это музыка, которая влияет на наше тело, на ритм нашего сердца, вызывает у нас какие-то вибрации и движения. Пластика, которая существует в спектакле, вызывает у зрителя переживания, желания и страхи. Возможно, зритель даже не успевает их сформулировать для себя и вербально понять, но уже чувствует телом. Во всяком случае мне бы этого хотелось.

художник по пластике Ольга Бондаренко

Дворик однозначно повлиял на пластику актёров. Если бы спектакль показывали в городском дворе или квартале в центре, то их движения были бы другими. Здесь деревья и травы диктовали направление. А сцены в беседке были созданы с учётом её архитектуры.

Сцены в беседке были созданы с учётом её архитектуры. Фото: Виктория Старосельская

В спектакле прозвучали музыкальные произведения композитора Киры Вайнштейн. Премьера постановки состоялась на акции «Ночь музеев». Тогда её не смогли посетить все желающие. В итоге её показали ещё один раз, но уже в тёмное время суток. Смотрелось произведение иначе. Кажется, ночь сделала постановку максимально погружающей и атмосферной.

Фото обложки: Виктория Старосельская

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Самара глазами архитектора Александра Щербачёва
    04 мая 2023, 15:18
    Самара глазами архитектора Александра Щербачёва

    В Музее Модерна открыта выставка «Строитель Самары» (0+). Она посвящена известному архитектору Александру Щербачёву. Авторы решили раскрыть три главные темы его отношений с нашим городом. Посмотрели, что у них получилось.

    Панно «Радость труда». «Оживление» 100-метрового гиганта
    22 сентября 2022, 12:42
    Панно «Радость труда». «Оживление» 100-метрового гиганта

    Мощный по своему размаху и монументальности памятник находится в конце «Итальянского сквера» возле Дворца спорта «Волгарь» в Тольятти. Долгое время панно из огромного количества кусочков смальты было скрыто забором и незаслуженно вообще никак не обращало на себя внимание. В сентябре 2022 года его начали приводить в порядок. Мы отправились в Тольятти, чтобы пообщаться с реставраторами и узнать, в чем же ценность этой огромной советской мозаики.

    «Проклятый» старый «Дом с часами». Нужно ли сохранить?
    29 ноября 2022, 19:16
    «Проклятый» старый «Дом с часами». Нужно ли сохранить?

    Антон Черепок в своей авторской колонке рассуждает о связи легенд и исторических мест Самары. На примере таинственного «Дома с часами» разбираемся, есть ли в них какая-то историческая ценность, и нужно ли всё это сохранять.

    О чём выставка «История скучной жизни скучного человека»
    22 февраля 2024, 09:17
    О чём выставка «История скучной жизни скучного человека»

    Тема скуки не часто становится предметом исследования художников. Гораздо популярнее темы любви, жизни и смерти, религии, смысла бытия. На выставке художницы Тины Шибаловой (16+) узнали, что у скуки много граней, а скучать бывает интересно.