29 декабря 2021, 15:19

Современный «СамАрт»

В 2018 году на пересечении улиц Льва Толстого и Братьев Коростелёвых открыли новое здание театра «СамАрт». Оно стало первым за 100 лет в Самаре специально построенным для театра. Узнали, зачем сцену сровняли с полом, как создать эффект надвигающегося поезда и где делают декорации.

Современное здание «СамАрта» построили в стиле «хай-тек». Вход в него - со стороны Братьев Коростелёвых. Первый спектакль здесь прошёл в 2019 году.

Основная аудитория - юный зритель, поэтому при создании проекта реконструкции отказались от пыльных кулис и помпезности, присущей академическим театрам. Добавили удобства и технического оснащения. Например, уже в гардеробе при входе встречает ноу-хау - крутящиеся стойки. Гардеробщикам не приходится оббегать их, чтобы достать нужную куртку. После гардероба - фойе, чтобы привести себя в порядок или завязать шнурки. На первом этаже фотозона - композиция из надписи «СамАрт» и дерева - символа театра. Водопад в стене.

На второй этаж поднимаемся по лестнице, построенной из современных материалов, и попадаем в фойе второго этажа. Здесь проходят выставки. Экспозиция постоянно меняется. Но та, которая идёт сейчас - особенно популярна у зрителей. Тут работы художников-оформителей театра. Например, сцены из спектаклей с артистами. Куклы актёров делали по фотографиям в тайне от самих актёров. Когда открылась выставка, многие из них не могли сдержать слёзы - были очень растроганы. 

Рядом со входом в зал - интерактивные экраны. В театре отказались от программок.  Актёрский состав спектакля показывают на экранах. Здесь же размещают афиши предстоящих спектаклей. В новогодние праздники посетителей фотографируют, и после спектакля они могут увидеть себя на экранах.

Фойе на третьем этаже используют как конференц-зал. Здесь проходит проект «Театральная среда». Перед спектаклем зрители встречаются с режиссёром, актёрами. В будущем планируют устраивать показы старых спектаклей на экране и обсуждать их вместе с актёрами. Для этого нужно сначала оцифровать архив.

Со всех этажей можно попасть в зал. Он рассчитан на 400 мест и построен по принципу театра-ателье. Сцену можно трансформировать под любой спектакль. Нижние ряды складываются под верхние, и появляется дополнительное пространство для сцены. Она, кстати, находится не на возвышении, как в обычных театрах, а на одном уровне с полом. По бокам или с другой стороны сцены выставляют дополнительные кресла. Таким образом можно выстраивать разные спектакли. На сцене есть оркестровая яма, из-под которой появляются актёры. В «Орфее и Эвридике» она символизирует ад. Яма необычная. В одной её части под оргстекло установили фонари, которые могут светить разными цветами.

Над головой очень много световых проекторов, с помощью которых световики добиваются разнообразных эффектов. Звук - самый современный. Например, в спектакле «Василий Тёркин» создаётся полное ощущение, что над головой летит самолёт. Сначала слева, потом справа. Такой эффект достигается за счёт стереозвука.

За сценой - небольшой склад с декорациями для спектаклей. Например, автобус «во весь рост» или полноценная карета из «Горя от ума». Макет автобуса, только в 20 раз уменьшенный, можно увидеть в бутафорском цехе на третьем этаже. Как рассказывает оформитель Наталья Дементьева, декорации создают по эскизам художника. Используют разные материалы, которые зачастую находятся в самых неожиданных местах. Оформляют шестиметровые дома, вырезают бутафорские кирпичи, состаривают реквизит. В цехе работают четыре человека.

Новое здание соединено с пристроем - второй очередью театра. Здесь находится костюмерный цех, гримерная, комнаты артистов, административные помещения, репетиционный зал. В коридорах стоят кофры - ящики для перевозки костюмов во время гастролей.

В гримёрной часто артисты гримируются сами. Их этому учат в институте. Гримёры показывают им, как надо, и потом они делают это самостоятельно. На сцену актёры выходят и с лёгким современным макияжем, и с толстым слоем грима, как в спектакле «Мамаша Кураж». 

Здесь стоит болван для париков. Часто парики прибиваются к нему, чтобы не съезжали. Их накручивают на бигуди, расчесывают, красят. Гримёры иногда сами делают парики и бороды. 

В репетиционном зале - фортепиано. Имитация кулис. В углах - кирпичи. Их используют в репетициях. Для сцен с едой артисты приносят её из дома. Чтобы на репетициях было всё натурально.

Во второй очереди находится кабинет директора театра Сергея Соколова. В кабинете главная гордость «СамАрта» - «Золотая маска» за спектакли «Бумбараш» и «Мамаша Кураж». На столе лежит олимпийский факел - его нёс в 2014 году артист театра Юрий Долгих.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Окей, GPT. Тестируем нейросеть в качестве гида
    18 мая 2023, 14:24
    Окей, GPT. Тестируем нейросеть в качестве гида

    Можно ли безоговорочно доверять искусственному интеллекту? Мы решили это проверить, потестировав GPT в качестве гида по Самаре. Задали боту пять простых вопросов, в том числе про Заволгу, самарские сувениры и городские достопримечательности. Часть ответов была весьма забавна, а происхождение некоторых вообще необъяснимо.

    Гипнотические аудио, современный быт и эмоциональная абстракция на выставках «Новые привидения» и «QUADRO»
    21 сентября 2023, 14:36
    Гипнотические аудио, современный быт и эмоциональная абстракция на выставках «Новые привидения» и «QUADRO»

    В «Нулевой комнате» открылись сразу две выставки локальных авторов (0+). Это выпускники творческих студий галереи «Виктория». Посмотрели работы новичков самарской арт-сцены и узнали, какие темы волнуют современных художников.

    Поэзия, музыка и арт-объекты. Что показали в галерее «Олег»
    28 февраля 2024, 08:20
    Поэзия, музыка и арт-объекты. Что показали в галерее «Олег»

    В Самаре появилось ещё одно культурное пространство – студия-галерея «Олег». Его создали художники и музыканты в здании бывшего завода имени Масленникова. Корреспонденты «Кому на Волге» посмотрели выставку «…ВСЕГДА СНЕГА…» (12+). Рассказываем, как устроена самоорганизованная площадка.

    Пейзажи и исчезающая архитектура на выставке «Память полей»
    09 сентября 2024, 09:56
    Пейзажи и исчезающая архитектура на выставке «Память полей»

    В галерее современного искусства SPACE13 проходит персональная выставка столичной художницы Марии Стадник «Память полей» (0+). Это проект, который погружает в воспоминания и ностальгию, а также заставляет задуматься о судьбе зданий в городах и сельской местности. Рассказываем о задумке и смысле выставки, о художнице и о том, чем её покорила Самара.