В 2018 году на пересечении улиц Льва Толстого и Братьев Коростелёвых открыли новое здание театра «СамАрт». Оно стало первым за 100 лет в Самаре специально построенным для театра. Узнали, зачем сцену сровняли с полом, как создать эффект надвигающегося поезда и где делают декорации.
Современное здание «СамАрта» построили в стиле «хай-тек». Вход в него - со стороны Братьев Коростелёвых. Первый спектакль здесь прошёл в 2019 году.
Основная аудитория - юный зритель, поэтому при создании проекта реконструкции отказались от пыльных кулис и помпезности, присущей академическим театрам. Добавили удобства и технического оснащения. Например, уже в гардеробе при входе встречает ноу-хау - крутящиеся стойки. Гардеробщикам не приходится оббегать их, чтобы достать нужную куртку. После гардероба - фойе, чтобы привести себя в порядок или завязать шнурки. На первом этаже фотозона - композиция из надписи «СамАрт» и дерева - символа театра. Водопад в стене.
На второй этаж поднимаемся по лестнице, построенной из современных материалов, и попадаем в фойе второго этажа. Здесь проходят выставки. Экспозиция постоянно меняется. Но та, которая идёт сейчас - особенно популярна у зрителей. Тут работы художников-оформителей театра. Например, сцены из спектаклей с артистами. Куклы актёров делали по фотографиям в тайне от самих актёров. Когда открылась выставка, многие из них не могли сдержать слёзы - были очень растроганы.
Рядом со входом в зал - интерактивные экраны. В театре отказались от программок. Актёрский состав спектакля показывают на экранах. Здесь же размещают афиши предстоящих спектаклей. В новогодние праздники посетителей фотографируют, и после спектакля они могут увидеть себя на экранах.
Фойе на третьем этаже используют как конференц-зал. Здесь проходит проект «Театральная среда». Перед спектаклем зрители встречаются с режиссёром, актёрами. В будущем планируют устраивать показы старых спектаклей на экране и обсуждать их вместе с актёрами. Для этого нужно сначала оцифровать архив.
Со всех этажей можно попасть в зал. Он рассчитан на 400 мест и построен по принципу театра-ателье. Сцену можно трансформировать под любой спектакль. Нижние ряды складываются под верхние, и появляется дополнительное пространство для сцены. Она, кстати, находится не на возвышении, как в обычных театрах, а на одном уровне с полом. По бокам или с другой стороны сцены выставляют дополнительные кресла. Таким образом можно выстраивать разные спектакли. На сцене есть оркестровая яма, из-под которой появляются актёры. В «Орфее и Эвридике» она символизирует ад. Яма необычная. В одной её части под оргстекло установили фонари, которые могут светить разными цветами.
Над головой очень много световых проекторов, с помощью которых световики добиваются разнообразных эффектов. Звук - самый современный. Например, в спектакле «Василий Тёркин» создаётся полное ощущение, что над головой летит самолёт. Сначала слева, потом справа. Такой эффект достигается за счёт стереозвука.
За сценой - небольшой склад с декорациями для спектаклей. Например, автобус «во весь рост» или полноценная карета из «Горя от ума». Макет автобуса, только в 20 раз уменьшенный, можно увидеть в бутафорском цехе на третьем этаже. Как рассказывает оформитель Наталья Дементьева, декорации создают по эскизам художника. Используют разные материалы, которые зачастую находятся в самых неожиданных местах. Оформляют шестиметровые дома, вырезают бутафорские кирпичи, состаривают реквизит. В цехе работают четыре человека.
Новое здание соединено с пристроем - второй очередью театра. Здесь находится костюмерный цех, гримерная, комнаты артистов, административные помещения, репетиционный зал. В коридорах стоят кофры - ящики для перевозки костюмов во время гастролей.
В гримёрной часто артисты гримируются сами. Их этому учат в институте. Гримёры показывают им, как надо, и потом они делают это самостоятельно. На сцену актёры выходят и с лёгким современным макияжем, и с толстым слоем грима, как в спектакле «Мамаша Кураж».
Здесь стоит болван для париков. Часто парики прибиваются к нему, чтобы не съезжали. Их накручивают на бигуди, расчесывают, красят. Гримёры иногда сами делают парики и бороды.
В репетиционном зале - фортепиано. Имитация кулис. В углах - кирпичи. Их используют в репетициях. Для сцен с едой артисты приносят её из дома. Чтобы на репетициях было всё натурально.
Во второй очереди находится кабинет директора театра Сергея Соколова. В кабинете главная гордость «СамАрта» - «Золотая маска» за спектакли «Бумбараш» и «Мамаша Кураж». На столе лежит олимпийский факел - его нёс в 2014 году артист театра Юрий Долгих.
Фото: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий