31 марта 2022, 07:30

Смысл в картах. О чём выставка художников SPDPLF в «Нулевой комнате»

В креативном пространстве «Нулевая комната» арт-кластера «Дом 77» проходит вторая по счёту выставка. Называется она «Не дальше пределов/дальше некуда» (6+). Её авторы - художники объединения SPDPLF: Илья Борзунов, Дарья Каракулова, Анастасия Тихомирова. Выставка работает до 10 апреля. Попытались разобраться в переосмыслении значения картографии и границ.

«Не дальше пределов/дальше некуда» - выставка, в которой есть немного географии, немного истории, немного технологий. Её название отсылает нас к легенде о Геркулесовых столбах, на которые была нанесена эта фраза-предостережение древним мореплавателям. Она указывала на достижение границ мира.

Отделяет границу выставки от остального пространства инсталляция с воронами. Раньше мореплаватели брали с собой птиц, чтобы определять, близко ли находится суша. Их выпускали, и если птицы возвращались - до земли далеко. 

В целом проект посвящен альтернативной картографии, которая отражает глобальные изменения современности. Здесь нет ничего, что напоминало бы о новостях или потрясениях последних недель.

Здесь зритель - главное действующее лицо. Он может взять в руки краски, маркеры или мел и начертить свои границы. Перед ним - не атласы и не контурные карты, которые знакомы многим со школы.

- Это эксперимент для нас. Мы хотели сделать терапевтическую выставку, когда ты можешь сидеть и рисовать вместе с кем-то, почувствовать какую-то общность, - говорит художница и куратор Дарья Каракулова. - Пространство выставки чем-то напоминает школьный класс. Это возвращение к школьному опыту, когда мы сидели на уроках географии и делали самостоятельные работы. Этот момент концептуально важен для выставки.

Посетителям выставки предоставили возможность познакомиться с новыми альтернативными картами и системами. Это должно помочь понять реальность, мир и своё место в нём. Например, можно самостоятельно пройти тест Роршаха (метод психодиагностики, придуманный швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом). Растекшаяся по бумаге краска укажет на ощущения, возможно, покажет новую «карту» себя и неизведанную территорию внутри себя.

Дарья Каракулова представила на выставке карты с облачными сервисами и хранилищами мировых данных. По задумке автора, это элементы «наддиджитал» мира, который будет так же важен, как реальность.

А ещё здесь есть карта, на которой мы видим коров. Они обозначают территории, где работают предприятия по производству молока. Рядом - борщевик. Его животные не едят из-за токсичности. Через эти образы транслируется пересечение двух «миров».

- Мы понимаем экологию очень глубоко. Это про человека, про спасение себя как вида. В принципе вся выставка может быть прочитана, в том числе, как экологическая. Очертания стран похожи на силуэты животных. Реки, выходящие из берегов, символизируют человека, который становится диджитал-существом. Есть такое понятие - биогеология, которое произошло от биополитики Фуко, оно о том, как нас меняют технологии на уровне биологии, психологии, - поясняет Дарья.

- Выставка получилась не очень большой, несмотря на то, что площадка подходит для масштабных проектов. Но она удалась, - делится впечатлениями посетитель Никита Рублёв. - Я видел, как люди взаимодействовали с работами. Например, карта на стене разрисована вся. Был всего один мелок, но его поделили между собой, чтобы одновременно рисовать в разных точках. Мне кажется, в нынешнее время это очень круто. Искусство действительно объединяет, пробуждает в людях что-то хорошее, желание делиться. Возможно, с творческой точки зрения - это провал. Но с точки зрения культурного взаимодействия - это победа.

Главное в этой выставке - её стихийность, бесконтрольность и свобода действий. Она открыта для всех без исключения. «Нулевая комната» на время стала местом, где можно побыть в коллективе и порефлексировать.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Самара без «Мака». Кто и с чем пришёл на смену
    29 июня 2022, 16:19
    Самара без «Мака». Кто и с чем пришёл на смену

    В нашем обзоре «Общепит» отправляемся в старый новый фастфуд на Полевой. Знакомый многим ресторан быстрого питания заработал спустя три месяца, но под другим брендом. Мы попали в него в день открытия, прогулялись по внутренним помещениям, попытались рассмотреть изменения в интерьерах и распробовать особенные вкусы в обновленном меню.

    119 лет спустя. Кухмистерская фон Вакано в Самаре
    10 февраля 2022, 09:03
    119 лет спустя. Кухмистерская фон Вакано в Самаре

    Внутри сейчас - «Гастропаб 1903», ресторан Alfred и The Club Spa by Anne Semonin. Погуляли по кухмистерской и рассказываем, почему здесь не устраивают свадебные фотосессии, чем отличается гастропаб от ресторана, и как с ними соседствует французский  клубный спа.

    Под крышей серпа и молота
    01 октября 2021, 13:57
    Под крышей серпа и молота

    Будущий филиал Третьяковской галереи в Самаре откроют в следующем году. Под него отреставрировали здание Фабрики-кухни. Рассказываем, где будут висеть картины, куда довезёт панорамный лифт, а ещё о том, какую роль в реставрации сыграла записка на кладбище.

    Мозаики Самары: наука и техника
    11 января 2022, 15:50
    Мозаики Самары: наука и техника

    Научно-технический прогресс был одной из актуальных тем в советском искусстве. Естественно, это отразилась на внешнем виде Самары. В очередном нашем материале про мозаики рассказываем, где можно увидеть мирный атом, фрагмент микроавтобуса и телефонный аппарат.