В креативном пространстве «Нулевая комната» арт-кластера «Дом 77» проходит вторая по счёту выставка. Называется она «Не дальше пределов/дальше некуда» (6+). Её авторы - художники объединения SPDPLF: Илья Борзунов, Дарья Каракулова, Анастасия Тихомирова. Выставка работает до 10 апреля. Попытались разобраться в переосмыслении значения картографии и границ.
«Не дальше пределов/дальше некуда» - выставка, в которой есть немного географии, немного истории, немного технологий. Её название отсылает нас к легенде о Геркулесовых столбах, на которые была нанесена эта фраза-предостережение древним мореплавателям. Она указывала на достижение границ мира.
Отделяет границу выставки от остального пространства инсталляция с воронами. Раньше мореплаватели брали с собой птиц, чтобы определять, близко ли находится суша. Их выпускали, и если птицы возвращались - до земли далеко.
В целом проект посвящен альтернативной картографии, которая отражает глобальные изменения современности. Здесь нет ничего, что напоминало бы о новостях или потрясениях последних недель.
Здесь зритель - главное действующее лицо. Он может взять в руки краски, маркеры или мел и начертить свои границы. Перед ним - не атласы и не контурные карты, которые знакомы многим со школы.
- Это эксперимент для нас. Мы хотели сделать терапевтическую выставку, когда ты можешь сидеть и рисовать вместе с кем-то, почувствовать какую-то общность, - говорит художница и куратор Дарья Каракулова. - Пространство выставки чем-то напоминает школьный класс. Это возвращение к школьному опыту, когда мы сидели на уроках географии и делали самостоятельные работы. Этот момент концептуально важен для выставки.
Посетителям выставки предоставили возможность познакомиться с новыми альтернативными картами и системами. Это должно помочь понять реальность, мир и своё место в нём. Например, можно самостоятельно пройти тест Роршаха (метод психодиагностики, придуманный швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом). Растекшаяся по бумаге краска укажет на ощущения, возможно, покажет новую «карту» себя и неизведанную территорию внутри себя.
Дарья Каракулова представила на выставке карты с облачными сервисами и хранилищами мировых данных. По задумке автора, это элементы «наддиджитал» мира, который будет так же важен, как реальность.
А ещё здесь есть карта, на которой мы видим коров. Они обозначают территории, где работают предприятия по производству молока. Рядом - борщевик. Его животные не едят из-за токсичности. Через эти образы транслируется пересечение двух «миров».
- Мы понимаем экологию очень глубоко. Это про человека, про спасение себя как вида. В принципе вся выставка может быть прочитана, в том числе, как экологическая. Очертания стран похожи на силуэты животных. Реки, выходящие из берегов, символизируют человека, который становится диджитал-существом. Есть такое понятие - биогеология, которое произошло от биополитики Фуко, оно о том, как нас меняют технологии на уровне биологии, психологии, - поясняет Дарья.
- Выставка получилась не очень большой, несмотря на то, что площадка подходит для масштабных проектов. Но она удалась, - делится впечатлениями посетитель Никита Рублёв. - Я видел, как люди взаимодействовали с работами. Например, карта на стене разрисована вся. Был всего один мелок, но его поделили между собой, чтобы одновременно рисовать в разных точках. Мне кажется, в нынешнее время это очень круто. Искусство действительно объединяет, пробуждает в людях что-то хорошее, желание делиться. Возможно, с творческой точки зрения - это провал. Но с точки зрения культурного взаимодействия - это победа.
Главное в этой выставке - её стихийность, бесконтрольность и свобода действий. Она открыта для всех без исключения. «Нулевая комната» на время стала местом, где можно побыть в коллективе и порефлексировать.
Фото: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий