31 марта 2022, 07:30

Смысл в картах. О чём выставка художников SPDPLF в «Нулевой комнате»

В креативном пространстве «Нулевая комната» арт-кластера «Дом 77» проходит вторая по счёту выставка. Называется она «Не дальше пределов/дальше некуда» (6+). Её авторы - художники объединения SPDPLF: Илья Борзунов, Дарья Каракулова, Анастасия Тихомирова. Выставка работает до 10 апреля. Попытались разобраться в переосмыслении значения картографии и границ.

«Не дальше пределов/дальше некуда» - выставка, в которой есть немного географии, немного истории, немного технологий. Её название отсылает нас к легенде о Геркулесовых столбах, на которые была нанесена эта фраза-предостережение древним мореплавателям. Она указывала на достижение границ мира.

Отделяет границу выставки от остального пространства инсталляция с воронами. Раньше мореплаватели брали с собой птиц, чтобы определять, близко ли находится суша. Их выпускали, и если птицы возвращались - до земли далеко. 

В целом проект посвящен альтернативной картографии, которая отражает глобальные изменения современности. Здесь нет ничего, что напоминало бы о новостях или потрясениях последних недель.

Здесь зритель - главное действующее лицо. Он может взять в руки краски, маркеры или мел и начертить свои границы. Перед ним - не атласы и не контурные карты, которые знакомы многим со школы.

- Это эксперимент для нас. Мы хотели сделать терапевтическую выставку, когда ты можешь сидеть и рисовать вместе с кем-то, почувствовать какую-то общность, - говорит художница и куратор Дарья Каракулова. - Пространство выставки чем-то напоминает школьный класс. Это возвращение к школьному опыту, когда мы сидели на уроках географии и делали самостоятельные работы. Этот момент концептуально важен для выставки.

Посетителям выставки предоставили возможность познакомиться с новыми альтернативными картами и системами. Это должно помочь понять реальность, мир и своё место в нём. Например, можно самостоятельно пройти тест Роршаха (метод психодиагностики, придуманный швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом). Растекшаяся по бумаге краска укажет на ощущения, возможно, покажет новую «карту» себя и неизведанную территорию внутри себя.

Дарья Каракулова представила на выставке карты с облачными сервисами и хранилищами мировых данных. По задумке автора, это элементы «наддиджитал» мира, который будет так же важен, как реальность.

А ещё здесь есть карта, на которой мы видим коров. Они обозначают территории, где работают предприятия по производству молока. Рядом - борщевик. Его животные не едят из-за токсичности. Через эти образы транслируется пересечение двух «миров».

- Мы понимаем экологию очень глубоко. Это про человека, про спасение себя как вида. В принципе вся выставка может быть прочитана, в том числе, как экологическая. Очертания стран похожи на силуэты животных. Реки, выходящие из берегов, символизируют человека, который становится диджитал-существом. Есть такое понятие - биогеология, которое произошло от биополитики Фуко, оно о том, как нас меняют технологии на уровне биологии, психологии, - поясняет Дарья.

- Выставка получилась не очень большой, несмотря на то, что площадка подходит для масштабных проектов. Но она удалась, - делится впечатлениями посетитель Никита Рублёв. - Я видел, как люди взаимодействовали с работами. Например, карта на стене разрисована вся. Был всего один мелок, но его поделили между собой, чтобы одновременно рисовать в разных точках. Мне кажется, в нынешнее время это очень круто. Искусство действительно объединяет, пробуждает в людях что-то хорошее, желание делиться. Возможно, с творческой точки зрения - это провал. Но с точки зрения культурного взаимодействия - это победа.

Главное в этой выставке - её стихийность, бесконтрольность и свобода действий. Она открыта для всех без исключения. «Нулевая комната» на время стала местом, где можно побыть в коллективе и порефлексировать.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Свитера с оленями – это прикол». Пять советов для тех, кто собирается в зимний поход
    23 января 2024, 10:00
    «Свитера с оленями – это прикол». Пять советов для тех, кто собирается в зимний поход

    Вместе с экскурсоводом, спелеологом и, кстати, учителем ОБЖ Алексеем Афанасьевым отвечаем на пять важных вопросов, касающихся походов в холодное время года. Выяснили, какая одежда поможет не замёрзнуть даже в сильный мороз, что точно не стоит складывать в туристический рюкзак, а без чего обойтись в лесу или горах будет сложно и даже невозможно.

    «Гуляем по Самаре» с Яной Арбузовой: тусовки на «башке», канава вместо озера и локальная «античность»
    24 июня 2024, 14:23
    «Гуляем по Самаре» с Яной Арбузовой: тусовки на «башке», канава вместо озера и локальная «античность»

    Мы отправились на прогулку с художницей Яной Арбузовой. Она предложила нестандартный маршрут по Куйбышевскому району через дворики и общественные пространства. Побывали в сквере возле Дома культуры, прошлись до стадиона и скейт-парка, посмотрели на знаменитую «башку» и почувствовали вайб лихих 1990-х.

    Дом урядника, родник в «ущелье», усадьба Боянус
    19 ноября 2021, 10:15
    Дом урядника, родник в «ущелье», усадьба Боянус

    Пока не замело просёлочные дороги, торопимся проехать по ним к не самым доступным достопримечательностям Самарской области. Ищем лесную усадьбу, такой же лесной родник и шумную плотину. Катаемся для этого по Красноярскому, Кинель-Черкасскому и Сергиевскому районам. 

    «1884» – выставка об интеллигентах, культурном коде и наборе путешественника конца XIX - начала XX века
    05 июля 2024, 09:23
    «1884» – выставка об интеллигентах, культурном коде и наборе путешественника конца XIX - начала XX века

    18 июня открылся обновлённый «Горький Центр». Команда культурного пространства подготовила для гостей выставку «1884» (12+) с уникальными экспонатами. Казалось, что первый проект будет посвящён главной персоне – Максиму Горькому, но в итоге гости могут познакомиться с самыми разными героями. Кто они и что сделали для Самары? А также о чём говорит культурный код местного жителя и почему Самара – это город кочевников? Узнали на выставке.