05 октября 2022, 13:23

Шостаковичу посвящается

В Самаре и Тольятти завершился фестиваль «Шостакович.ХХ век». Под занавес зрители увидели танец на музыку Десятникова в исполнении труппы театра «Урал Опера Балет», услышали Девятую симфонию Шостаковича и письма композитора в исполнении Сергея Маковецкого. О том, как это было и о впечатлениях участников фестиваля рассказывает Ксения Аитова.

Хулиган и композитор

В концерте симфонического оркестра театра «Шостакович Опера Балет» в Самаре выступил Сергей Маковецкий. В Тольятти письма композитора и отрывки из романа Георгия Иванова «Распад атома» в той  же программе читал артист Самарского театра драмы Фёдор Степаненко.

Маковецкий играл Шостаковича в театре («Уроки мастера»  Романа Виктюка) и кино («Скрипка Ротшильда» Эдгардо Козаринского ). И вот теперь озвучил письма композитора, обращённые к его другу - музыковеду Ивану Соллертинскому.

- Когда мне предложили прочесть его переписку со сцены и ещё раз передать этот характер, я согласился, - рассказал актёр в интервью sovainfo.ru. - И убедился, какой же Дмитрий Дмитриевич был хулиган. Помимо того, что он был гениальным композитором, он умел и хулиганить, это видно по настроению в переписке. В этих письмах Шостакович ещё молодой, 30-летний. Дружба с Соллертинским была какой-то фантастической, видно, с какой радостью Дмитрий Дмитриевич ему все описывает.

Письма композитора звучали между частями музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый». Премьера спектакля прошла в 1931 году в Ленинградском мюзик-холле. Заметная часть партитуры и либретто была утрачена. Понятно только, что спектакль со звездами того времени (Леонид Утёсов, Владимир Коралли, Клавдия Шульженко) в главных ролях был посвящён злободневным темам войны и обороны. Шостакович написал легкую шутливую музыку, если верить рассказам современников, в качестве платы за карточный долг. Именно таким - бесшабашным, саркастичным, самоироничным - предстает Шостакович в письмах тех лет, обращенных к другу.

Маковецкий читал эти тексты как микро-комедии - про отпуск в Одессе, про невозможность уехать из Тихорецка, про московские премьеры. К концу 1930-х, впрочем, интонации писем становились менее шуточными. В 1942-м Шостакович пишет из Куйбышева про новую квартиру, бессонницу и готовящуюся премьеру Седьмой симфонии. Соллертинский тоже в эвакуации - в Новосибирске, где скоропостижно скончается в начале 1944-го.

Не просто лёгкая музыка

Оркестр Нижегородского театра оперы и балета La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского тоже услышала публика в Самаре и Тольятти. Девятая симфония Шостаковича в исполнении этого коллектива стала одним из главных событий фестиваля. В 1945 году, когда симфония была написана, её критиковали как слишком легкую музыку. В интерпретации Синьковского она прозвучала как произведение гораздо более многогранное.

- Девятая симфония, наверное, одна из самых сложных с точки зрения истории создания, но при этом одна из самых легких для восприятия публикой, - говорит художественный руководитель фестиваля Алексей Трифонов. - Но лёгкость эта  кажущаяся, потому что в ней зашифрованы очень глубокие смыслы. В этой музыке можно почувствовать все грани эмоций, которые Шостакович испытывал на протяжении последних лет войны. Там отчётливо слышна его скорбь в связи с блокадой Ленинграда и смертью ближайшего друга Ивана Соллертинского, а также  радость от побед Красной Армии в Великой Отечественной войне. Это, наверное, одна из самых интересных симфоний в творчестве Шостаковича, отражающая взаимосвязь его личных переживаний и отклика на то, что происходило в мире.

В том же концерте прозвучали два произведения, которые в России практически не исполняют. «Концертино для скрипки и струнного оркестра» Виссариона Шебалина, близкого друга Шостаковича, написано в 1932 году. Вместе с оркестром  его исполнила солистка Мария Андреева - уникальный музыкант, единственный победитель юношеского конкурса имени Чайковского сразу в двух номинациях (фортепиано и скрипка). На прошлом фестивале она выступала в качестве пианистки, на этом - как скрипачка.

- «Концертино» Шебалина - очень редкое произведение, я ещё не встречала его в современной концертной практике, - говорит музыкант. - Обычно, когда речь идет о Шебалине, вспоминают самое известное его произведение - оперу «Укрощение строптивой», но он написал ещё шесть симфоний, девять квартетов и музыку к фильмам. В тот же вечер прошла российская премьера «Двойного концерта для флейты, фортепиано и оркестра» Эрвина Шульгофа (солисты - Зарема Горбунова и Владимир Родин).

- Шульгоф - один из самых интересных композиторов первой половины ХХ века, - рассказал Алексей Трифонов. - К сожалению, он попал в концлагерь при нацистах и там умер. Обращение к его музыке, мне  кажется, очень важно для фестиваля. У меня есть планы по исполнению нескольких его произведений на фестивале в 2023 году. 

Балетные надежды

Фестиваль завершился балетом L.A.D. екатеринбургского театра «Урал Опера Балет». Четыре молодых российских хореографа поставили каждый по номеру на музыку Леонида Десятникова: танцовщик и хореограф Мариинского театра, постановщик балета «Фортепианный концерт» в Самаре Максим Петров, живущий в Австрии хореограф российского происхождения Андрей Кайдановский, новый художественный руководитель Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Максим Севагин и главный хореограф театра «Урал Опера Балет» Вячеслав Самодуров. Музыкальным руководителем постановки выступил Алексей Гориболь. Он же исполняет партию фортепиано.

Использованная в проекте музыка Десятникова, одного из самых важных российских композиторов нашего времени, не предназначена для балета и впервые обрела пластическое  выражение.

Спектакль стал эффектным финалом фестиваля, как в музыкальном отношении (не  Шостаковичем единым и не только его современниками), так и в театральном - мало в каком ещё российском проекте можно увидеть одновременно такую россыпь главных надежд отечественного балета.

Десять дней фестиваля в Самаре и Тольятти почти  без перерывов происходили интересные музыкальные события.  Жаль, что концерты с редко исполняемой музыкой пока ещё не собирают таких полных залов, как спектакли. Но лиха беда начало.

Фото: Дмитрий Бурлаков

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Мастерская ЭН», Эники и милое уличное искусство Тольятти
    22 июня 2022, 17:33
    «Мастерская ЭН», Эники и милое уличное искусство Тольятти

    Эльвира Шабурова и Никита Мельников - семья молодых художников. Мы побывали в Тольятти, заглянули к ребятам в мастерскую, немного прогулялись по улицам города в поисках их авторских персонажей и узнали, кто такой Эник.

    Храм в Дергачах: лики на сводах и птичьи гнёзда
    27 октября 2022, 15:37
    Храм в Дергачах: лики на сводах и птичьи гнёзда

    Несмотря на своё полуразрушенное состояние, эта церковь до сих пор привлекает путешественников, которые ради неё приезжают в село Дергачи Красноармейского района. Храм Михаила Архангела – памятник архитектуры, занесённый в справочник туриста Самарской области и народный каталог православного зодчества. Вадим Карасёв последовал примеру других путешественников и теперь рассказывает о храме во всех подробностях.

    Энколпион. Средневековье в Поволжье
    25 июля 2023, 18:05
    Энколпион. Средневековье в Поволжье

    В Сергиевском районе у озера Банное прошёл фестиваль реконструкторов. Участники Энколпиона моделируют поединки воинов и быт крестьян XV века. Фестиваль длится неделю, а один день делают гостевым, чтобы все желающие смогли попробовать погрузится в атмосферу средневековья. Попытались это сделать и мы.

    Семь мест для зимнего фотосета в Самаре
    20 декабря 2022, 16:28
    Семь мест для зимнего фотосета в Самаре

    Зимняя фотосессия – один из обязательных пунктов из списка «успеть всё до Нового года». Собрали семь мест, где реально сделать классные кадры без аренды фотостудий и профессионального оборудования. Внутри: ёлка из металлических кубов и хвои, «Дом Снегурочки», вид на самарский костёл и маленький дворик из рождественских фильмов.