05 октября 2022, 13:23

Шостаковичу посвящается

В Самаре и Тольятти завершился фестиваль «Шостакович.ХХ век». Под занавес зрители увидели танец на музыку Десятникова в исполнении труппы театра «Урал Опера Балет», услышали Девятую симфонию Шостаковича и письма композитора в исполнении Сергея Маковецкого. О том, как это было и о впечатлениях участников фестиваля рассказывает Ксения Аитова.

Хулиган и композитор

В концерте симфонического оркестра театра «Шостакович Опера Балет» в Самаре выступил Сергей Маковецкий. В Тольятти письма композитора и отрывки из романа Георгия Иванова «Распад атома» в той  же программе читал артист Самарского театра драмы Фёдор Степаненко.

Маковецкий играл Шостаковича в театре («Уроки мастера»  Романа Виктюка) и кино («Скрипка Ротшильда» Эдгардо Козаринского ). И вот теперь озвучил письма композитора, обращённые к его другу - музыковеду Ивану Соллертинскому.

- Когда мне предложили прочесть его переписку со сцены и ещё раз передать этот характер, я согласился, - рассказал актёр в интервью sovainfo.ru. - И убедился, какой же Дмитрий Дмитриевич был хулиган. Помимо того, что он был гениальным композитором, он умел и хулиганить, это видно по настроению в переписке. В этих письмах Шостакович ещё молодой, 30-летний. Дружба с Соллертинским была какой-то фантастической, видно, с какой радостью Дмитрий Дмитриевич ему все описывает.

Письма композитора звучали между частями музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый». Премьера спектакля прошла в 1931 году в Ленинградском мюзик-холле. Заметная часть партитуры и либретто была утрачена. Понятно только, что спектакль со звездами того времени (Леонид Утёсов, Владимир Коралли, Клавдия Шульженко) в главных ролях был посвящён злободневным темам войны и обороны. Шостакович написал легкую шутливую музыку, если верить рассказам современников, в качестве платы за карточный долг. Именно таким - бесшабашным, саркастичным, самоироничным - предстает Шостакович в письмах тех лет, обращенных к другу.

Маковецкий читал эти тексты как микро-комедии - про отпуск в Одессе, про невозможность уехать из Тихорецка, про московские премьеры. К концу 1930-х, впрочем, интонации писем становились менее шуточными. В 1942-м Шостакович пишет из Куйбышева про новую квартиру, бессонницу и готовящуюся премьеру Седьмой симфонии. Соллертинский тоже в эвакуации - в Новосибирске, где скоропостижно скончается в начале 1944-го.

Не просто лёгкая музыка

Оркестр Нижегородского театра оперы и балета La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского тоже услышала публика в Самаре и Тольятти. Девятая симфония Шостаковича в исполнении этого коллектива стала одним из главных событий фестиваля. В 1945 году, когда симфония была написана, её критиковали как слишком легкую музыку. В интерпретации Синьковского она прозвучала как произведение гораздо более многогранное.

- Девятая симфония, наверное, одна из самых сложных с точки зрения истории создания, но при этом одна из самых легких для восприятия публикой, - говорит художественный руководитель фестиваля Алексей Трифонов. - Но лёгкость эта  кажущаяся, потому что в ней зашифрованы очень глубокие смыслы. В этой музыке можно почувствовать все грани эмоций, которые Шостакович испытывал на протяжении последних лет войны. Там отчётливо слышна его скорбь в связи с блокадой Ленинграда и смертью ближайшего друга Ивана Соллертинского, а также  радость от побед Красной Армии в Великой Отечественной войне. Это, наверное, одна из самых интересных симфоний в творчестве Шостаковича, отражающая взаимосвязь его личных переживаний и отклика на то, что происходило в мире.

В том же концерте прозвучали два произведения, которые в России практически не исполняют. «Концертино для скрипки и струнного оркестра» Виссариона Шебалина, близкого друга Шостаковича, написано в 1932 году. Вместе с оркестром  его исполнила солистка Мария Андреева - уникальный музыкант, единственный победитель юношеского конкурса имени Чайковского сразу в двух номинациях (фортепиано и скрипка). На прошлом фестивале она выступала в качестве пианистки, на этом - как скрипачка.

- «Концертино» Шебалина - очень редкое произведение, я ещё не встречала его в современной концертной практике, - говорит музыкант. - Обычно, когда речь идет о Шебалине, вспоминают самое известное его произведение - оперу «Укрощение строптивой», но он написал ещё шесть симфоний, девять квартетов и музыку к фильмам. В тот же вечер прошла российская премьера «Двойного концерта для флейты, фортепиано и оркестра» Эрвина Шульгофа (солисты - Зарема Горбунова и Владимир Родин).

- Шульгоф - один из самых интересных композиторов первой половины ХХ века, - рассказал Алексей Трифонов. - К сожалению, он попал в концлагерь при нацистах и там умер. Обращение к его музыке, мне  кажется, очень важно для фестиваля. У меня есть планы по исполнению нескольких его произведений на фестивале в 2023 году. 

Балетные надежды

Фестиваль завершился балетом L.A.D. екатеринбургского театра «Урал Опера Балет». Четыре молодых российских хореографа поставили каждый по номеру на музыку Леонида Десятникова: танцовщик и хореограф Мариинского театра, постановщик балета «Фортепианный концерт» в Самаре Максим Петров, живущий в Австрии хореограф российского происхождения Андрей Кайдановский, новый художественный руководитель Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Максим Севагин и главный хореограф театра «Урал Опера Балет» Вячеслав Самодуров. Музыкальным руководителем постановки выступил Алексей Гориболь. Он же исполняет партию фортепиано.

Использованная в проекте музыка Десятникова, одного из самых важных российских композиторов нашего времени, не предназначена для балета и впервые обрела пластическое  выражение.

Спектакль стал эффектным финалом фестиваля, как в музыкальном отношении (не  Шостаковичем единым и не только его современниками), так и в театральном - мало в каком ещё российском проекте можно увидеть одновременно такую россыпь главных надежд отечественного балета.

Десять дней фестиваля в Самаре и Тольятти почти  без перерывов происходили интересные музыкальные события.  Жаль, что концерты с редко исполняемой музыкой пока ещё не собирают таких полных залов, как спектакли. Но лиха беда начало.

Фото: Дмитрий Бурлаков

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Зимний фестиваль «Пластилиновый дождь». Фоторепортаж
    27 февраля 2024, 11:48
    Зимний фестиваль «Пластилиновый дождь». Фоторепортаж

    В прошедшие выходные в Самаре прошёл зимний фестиваль уличного искусства «Пластилиновый дождь». Подходящим пространством для него стал ТЦ «Гудок». Настроение карнавала и праздника с роскошными костюмами, необычными героями мы передали в нашем фоторепортаже.

    Современный «СамАрт»
    29 декабря 2021, 15:19
    Современный «СамАрт»

    В 2018 году на пересечении улиц Льва Толстого и Братьев Коростелёвых открыли новое здание театра «СамАрт». Оно стало первым за 100 лет в Самаре специально построенным для театра. Узнали, зачем сцену сровняли с полом, как создать эффект надвигающегося поезда и где делают декорации.

    Где искать грибы в Самарской области
    04 октября 2022, 16:30
    Где искать грибы в Самарской области

    Середина осени - время отправляться за грибами. Множество машин на обочинах трасс - явная примета того, что они есть. Рассказываем вам о том, где лучше в Самарской области собирать грибы, и как правильно это делать. Помогает нам в этом доцент кафедры экологии, ботаники и охраны природы Самарского университета Евгений Корчиков.

    Есть, что вспомнить: девять главных культурных мероприятий 2022 года
    30 декабря 2022, 09:15
    Есть, что вспомнить: девять главных культурных мероприятий 2022 года

    За этот год команда «Кому на Волге» успела побывать, кажется, чуть ли не на всех знаковых культурных мероприятиях города и области. Подводим итоги 2022 и вспоминаем сражения в доспехах, саратовскую гармошку, Девятую симфонию Шостаковича, очередь в «Третьяковку» и долгожданные дни на «ВолгаФесте».