05 октября 2022, 13:23

Шостаковичу посвящается

В Самаре и Тольятти завершился фестиваль «Шостакович.ХХ век». Под занавес зрители увидели танец на музыку Десятникова в исполнении труппы театра «Урал Опера Балет», услышали Девятую симфонию Шостаковича и письма композитора в исполнении Сергея Маковецкого. О том, как это было и о впечатлениях участников фестиваля рассказывает Ксения Аитова.

Хулиган и композитор

В концерте симфонического оркестра театра «Шостакович Опера Балет» в Самаре выступил Сергей Маковецкий. В Тольятти письма композитора и отрывки из романа Георгия Иванова «Распад атома» в той  же программе читал артист Самарского театра драмы Фёдор Степаненко.

Маковецкий играл Шостаковича в театре («Уроки мастера»  Романа Виктюка) и кино («Скрипка Ротшильда» Эдгардо Козаринского ). И вот теперь озвучил письма композитора, обращённые к его другу - музыковеду Ивану Соллертинскому.

- Когда мне предложили прочесть его переписку со сцены и ещё раз передать этот характер, я согласился, - рассказал актёр в интервью sovainfo.ru. - И убедился, какой же Дмитрий Дмитриевич был хулиган. Помимо того, что он был гениальным композитором, он умел и хулиганить, это видно по настроению в переписке. В этих письмах Шостакович ещё молодой, 30-летний. Дружба с Соллертинским была какой-то фантастической, видно, с какой радостью Дмитрий Дмитриевич ему все описывает.

Письма композитора звучали между частями музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый». Премьера спектакля прошла в 1931 году в Ленинградском мюзик-холле. Заметная часть партитуры и либретто была утрачена. Понятно только, что спектакль со звездами того времени (Леонид Утёсов, Владимир Коралли, Клавдия Шульженко) в главных ролях был посвящён злободневным темам войны и обороны. Шостакович написал легкую шутливую музыку, если верить рассказам современников, в качестве платы за карточный долг. Именно таким - бесшабашным, саркастичным, самоироничным - предстает Шостакович в письмах тех лет, обращенных к другу.

Маковецкий читал эти тексты как микро-комедии - про отпуск в Одессе, про невозможность уехать из Тихорецка, про московские премьеры. К концу 1930-х, впрочем, интонации писем становились менее шуточными. В 1942-м Шостакович пишет из Куйбышева про новую квартиру, бессонницу и готовящуюся премьеру Седьмой симфонии. Соллертинский тоже в эвакуации - в Новосибирске, где скоропостижно скончается в начале 1944-го.

Не просто лёгкая музыка

Оркестр Нижегородского театра оперы и балета La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского тоже услышала публика в Самаре и Тольятти. Девятая симфония Шостаковича в исполнении этого коллектива стала одним из главных событий фестиваля. В 1945 году, когда симфония была написана, её критиковали как слишком легкую музыку. В интерпретации Синьковского она прозвучала как произведение гораздо более многогранное.

- Девятая симфония, наверное, одна из самых сложных с точки зрения истории создания, но при этом одна из самых легких для восприятия публикой, - говорит художественный руководитель фестиваля Алексей Трифонов. - Но лёгкость эта  кажущаяся, потому что в ней зашифрованы очень глубокие смыслы. В этой музыке можно почувствовать все грани эмоций, которые Шостакович испытывал на протяжении последних лет войны. Там отчётливо слышна его скорбь в связи с блокадой Ленинграда и смертью ближайшего друга Ивана Соллертинского, а также  радость от побед Красной Армии в Великой Отечественной войне. Это, наверное, одна из самых интересных симфоний в творчестве Шостаковича, отражающая взаимосвязь его личных переживаний и отклика на то, что происходило в мире.

В том же концерте прозвучали два произведения, которые в России практически не исполняют. «Концертино для скрипки и струнного оркестра» Виссариона Шебалина, близкого друга Шостаковича, написано в 1932 году. Вместе с оркестром  его исполнила солистка Мария Андреева - уникальный музыкант, единственный победитель юношеского конкурса имени Чайковского сразу в двух номинациях (фортепиано и скрипка). На прошлом фестивале она выступала в качестве пианистки, на этом - как скрипачка.

- «Концертино» Шебалина - очень редкое произведение, я ещё не встречала его в современной концертной практике, - говорит музыкант. - Обычно, когда речь идет о Шебалине, вспоминают самое известное его произведение - оперу «Укрощение строптивой», но он написал ещё шесть симфоний, девять квартетов и музыку к фильмам. В тот же вечер прошла российская премьера «Двойного концерта для флейты, фортепиано и оркестра» Эрвина Шульгофа (солисты - Зарема Горбунова и Владимир Родин).

- Шульгоф - один из самых интересных композиторов первой половины ХХ века, - рассказал Алексей Трифонов. - К сожалению, он попал в концлагерь при нацистах и там умер. Обращение к его музыке, мне  кажется, очень важно для фестиваля. У меня есть планы по исполнению нескольких его произведений на фестивале в 2023 году. 

Балетные надежды

Фестиваль завершился балетом L.A.D. екатеринбургского театра «Урал Опера Балет». Четыре молодых российских хореографа поставили каждый по номеру на музыку Леонида Десятникова: танцовщик и хореограф Мариинского театра, постановщик балета «Фортепианный концерт» в Самаре Максим Петров, живущий в Австрии хореограф российского происхождения Андрей Кайдановский, новый художественный руководитель Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Максим Севагин и главный хореограф театра «Урал Опера Балет» Вячеслав Самодуров. Музыкальным руководителем постановки выступил Алексей Гориболь. Он же исполняет партию фортепиано.

Использованная в проекте музыка Десятникова, одного из самых важных российских композиторов нашего времени, не предназначена для балета и впервые обрела пластическое  выражение.

Спектакль стал эффектным финалом фестиваля, как в музыкальном отношении (не  Шостаковичем единым и не только его современниками), так и в театральном - мало в каком ещё российском проекте можно увидеть одновременно такую россыпь главных надежд отечественного балета.

Десять дней фестиваля в Самаре и Тольятти почти  без перерывов происходили интересные музыкальные события.  Жаль, что концерты с редко исполняемой музыкой пока ещё не собирают таких полных залов, как спектакли. Но лиха беда начало.

Фото: Дмитрий Бурлаков

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Как ехать в Крым из Самары
    20 сентября 2021, 16:57
    Как ехать в Крым из Самары

    Желающие зацепить кусочек лета и ещё немного погреться на солнышке могут отправиться на юг. Например, в Крым и, например, на машине. Рассказываем, по каким дорогам ехать стоит, а по каким нет, где отдых обойдётся дешевле, и куда лучше не соваться на «пузотёрке».

    «Воспоминания». Много жанров - это плохо?
    01 сентября 2021, 15:28
    «Воспоминания». Много жанров - это плохо?

    Режиссером и сценаристом картины выступила Лиза Джой. Кажется, что она не совсем понимала, какой именно фильм хочет снять, поэтому намешала всего, не раскрыв должным образом ни одну составляющую.

    Новаторство XX века на выставке Родченко
    24 февраля 2023, 08:15
    Новаторство XX века на выставке Родченко

    В Музее Модерна открыли выставку работ советского художника Александра Родченко (12+). Именно его объективу принадлежат портреты Маяковского, Лили Брик для плаката Ленгиза и пионера с трубой. Рассказываем, чем интересен Родченко, и на что стоит обратить внимание на выставке.