На выставке «Ах, если бы вы были здесь» (12+) в Музее модерна вы увидите работы Елены Поленовой и Марии Якунчиковой из коллекции Государственного мемориального историко-художественного природного музея-заповедника Поленова. Просто и доступно рассказываем, почему нужно обязательно обратить внимание на эту экспозицию.
Имена Елены Поленовой (1850-1898) и Марии Якунчиковой (1870-1902) долгое время были не на слуху. Но они обе являются яркими фигурами эпохи модерна. Елена Поленова в конце XIX века была широко известна как изысканный график, живописец и иллюстратор детских книг. Она считается первой русской профессиональной художницей и одной из основоположниц стиля модерн. Её вдохновляло народное искусство. По инициативе Поленовой в имении Саввы Мамонтова в Абрамцеве, Мекке для отечественных художников, открыли гончарную и столярно-резчицкую мастерские. Она руководила обеими, учила ремеслу крестьянских детей. Поленова была автором эскизов мебели и утвари, которые украшали многие аристократические гостиные.
В проектах полок, шкафов, столов, скамеек и стульев она соединяла деревенские мотивы и эстетику модерна. Некоторые из этих изделий можно увидеть на выставке в Самаре.
Мария Якунчикова была на двадцать лет младше Елены Поленовой. Они дружили.
из переписки художниц:
Сочувствую очень и одобряю, что вы занимаетесь отраслями прикладного искусства. Только писать картины и серьезные этюды - это скучно, сухо, безжизненно, а где искусство, там должна быть жизнь - нужно двигаться, суетиться, копошиться, только бы не заскучать, не замереть.
Елена Поленова
Выставка даёт представление о том, как развивалось творчество Поленовой и Якунчиковой. Они начинали с пейзажей с нотками импрессионизма. Созданием поэтических акварелей с видами среднерусской природы Поленова увлеклась в Абрамцеве. Там она ходила на пленэры вместе с Константином Коровиным, Валентином Серовым и Исааком Левитаном. Художница любила изображать опушки леса, поляны с дикими цветами, тропинки заросшего сада. Эти работы получили положительные отзывы на выставках в Петербурге и Москве.
Позднее художницы проявили интерес к символизму. В произведениях Марии Якунчиковой появился характерный для раннего русского модерна образ сада как символической модели идеального пространства на стыке поэтической мечты и реальных впечатлений от природы. Этот подход проявился в созданных в Версале и русских городах этюдах с гибкой пластикой древесных стволов.
В дальнейшем художницы погрузились в русскую народную культуру. У Поленовой интерес к старине появился под влиянием Виктора Васнецова. Во время поездок по стране она записывала песни, сказки, а потом создавала по их мотивам акварельные работы. Тогда это было в новинку.
Думаю, что иллюстрировать русские народные сказки - дело большой важности. Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада.
Елена Поленова
Более двадцати сказок проиллюстрировала Поленова. Среди них - «Иван-царевич и золотые яблоки». На выставке представлена «Жар-птица», созданная по этому произведению. Неорусский стиль проник и в творчество Якунчиковой. После рождения сына Степана в 1898 году она стала рисовать азбуку с фольклорными мотивами. На выставке мы можем получить представление, как она выглядела. На этих листах изображены детские игрушки, и в них - восторг перед наивным кустарным искусством. Сказочные мотивы пронизывают картину «Девочка в лесу»,которая также выставлена в Музее модерна.
Незадолго до своего ухода из жизни, в 1893 году, Поленова оставила мастерскую в Абрамцеве и начала рисовать эскизы с орнаментами для вышивок и панно, стилизованные под народные узоры. Этим направлением увлеклась и Якунчикова. Она стала создавать орнаменты в декоративной графике. Формы листьев и ягод, силуэты лебедей у неё превращаются в затейливые фигуры. Увлечение орнаментами видно также в произведениях художниц, украшавших обложки популярного в эпоху модерна журнала «Мир искусства».
Поленову и Якунчикову объединяло трагическое мироощущение, в котором было место и поэзии, и мистике. В своей переписке они определяли вдохновение как некий призрак. Его присутствие ощущается, например, в картине Якунчиковой «Балкон с наброском лебедя». Художница увлекалась мрачноватыми аллегориями. Это отражается в пейзажах с церквями и кладбищенскими крестами и в работах «Страх» и «Череп».
Ещё на выставке можно увидеть экспериментальные декоративные панно Якунчиковой. В них вместо рисунка она использовала выжженный по дереву глубокий контур, потом покрывала поверхность красочным слоем. В этой технике созданы работы «Весло с кувшинками» и «Аллея с каштанами».
Выставка «Ах, если бы вы были здесь» в Музее модерна - до 28 августа.
Фото: Андрей Савельев
Комментарии ()
Написать комментарий