28 ноября 2022, 17:54

Самарский художественный музей: эклектика, мраморная лестница и грифоны

Мы внесли Самарский художественный музей в список мест, обязательных для посещения. Прийти сюда стоит хотя бы для того, чтобы обойти 20 выставочных залов общей площадью в 1300 квадратных метров, узнать всё про иконопись и авангард, потереть дверную ручку на входе в бывший операционный зал банка и увидеть «ожившую» картину. Вместе с заведующей выставочным отделом Самарского художественного музея Ариной Забатуриной собираем историю дома на Дворянской, нынешней Куйбышева, в единый пазл, заглядываем в бывшую сейфовую и отвечаем на вопрос, как же всё-таки моют ту гигантскую люстру в «Мраморном зале».

Магазин одежды, «Волго-Камский» банк и горком ВЛКСМ

У Самарского художественного музея три филиала: «Дом с атлантами» на Венцека – сейчас здание находится на реконструкции, правое крыло Самарского театра оперы и балета и Историко-музейный комплекс в селе Ширяево.

Главное здание музея и «дом», как его называют сотрудники, находится на Куйбышева, 92 – ранее Дворянской. Знакомое каждому жителю и гостю города архитектурное сооружение является памятником архитектуры федерального значения.

Во второй половине XIX века на месте этого здания стояли три избы купчихи Фёдоровой. В 1897 году участок и дома перешли в собственность купца Лазарева: позже он и построил на месте изб здание в стиле модерн. До 1912 первый этаж строения занимал магазин одежды «Дрезден», второй – Волжско-Камский коммерческий банк. После банк выкупил здание у семьи Курлиных полностью.

Период с 1913 по 1915 год является одним из самых важных в истории здания – именно тогда здесь появился третий этаж, изменился фасад и внутреннее убранство. Проект здания Волжско-Камского банка разработал архитектор Владимир Якунин. Портики, строгие формы, колонны, металлизированный серый цвет здания – всё это было характерно для неоклассицизма – модного направления в начале XX века.

После закрытия Волжско-Камского коммерческого банка в 1917 году здание перешло Общегородскому клубу коммунистов, который возглавлял Валериан Куйбышев. До того, как этот дом стал музеем, в нём размещались Куйбышевский городской совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов с президиумом, горком ВКП(б) и горком ВЛКСМ. На первом этаже в разное время работали издательство, магазин и склад военной литературы. И только в марте 1989 года дом на Куйбышева передали областному художественному музею благодаря усилиям бывшего директора Аннэты Басс.

Мраморная лестница, грифоны и кадуцей

Первое, что бросается в глаза при входе в музей – главная визитная карточка этого места – мраморная лестница и витражи. И если лестница – элемент неоклассицизма, то витражи на окнах с растительным орнаментом – явный модерн. Как пояснила Арина Забатурина, во всём здании присутствуют элементы эклектики – сочетания нескольких стилей.

Даже не зная, что раньше здесь находился банк, об этом можно догадаться по малейшим деталям. Например, тут можно встретить грифонов – мистических существ с телом льва и головой орла. 

Грифоны символизируют неусыпную охрану сокровищ: во времена существования банка они оберегали денежные средства, сейчас - предметы искусства. Те грифоны, которые сейчас находятся внутри музея у входа в сувенирную лавку - оригиналы 1915 года, на крыше же во время реставрации фасада в 2018 году установили их точные копии.

Арина Забатурина

Стены первого этажа украшают кадуцеи. Согласно древнегреческому мифу, в знак примирения Аполлон подарил своему брату Гермесу посох. Чтобы проверить его действенность, тот воткнул жезл в землю между двумя борющимися змеями. Змеи обвили посох и прекратили сражение. Этот символ был значим и в банковском деле: считалось, что кадуцей помогает клиентам и сотрудникам банка решать финансовые вопросы без споров и разногласий. 

Оставив одежду в гардеробе, невозможно пройти мимо старинного зеркала в стиле модерн. Деревянную основу удалось сохранить целой и невредимой, а вот само зеркало уже заменили.

Помимо технических помещений – кабинетов, гардеробной и комнаты охраны – на первом этаже находятся два зала для временных экспозиций. Один из них часто используется как лекторий.

Зал с зашитыми окнами, денежная ручка и гигантская люстра

Поднимаясь по мраморной лестнице, сложно не заметить маскароны прямо под потолком. Изображённые на них лица с крыльями, кажется, оберегают здание от зла и тёмной силы куда лучше любых скрытых камер.

Самое интересное начинается здесь – на втором этаже. В холле видим старинные часы – сохранить их удалось ещё с банковских времён. Когда-то они стояли в кабинете управляющего. Часы до сих работают – сотрудники музея каждый день следят за их исправностью.

Первое, что точно стоит посетить в Самарском художественном музее, это зал «Русского искусства». Раньше в этом помещении, которое называется анфиладой, жил сам управляющий банком. Сейчас здесь хранится коллекция работ Фёдора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова и, конечно, Ивана Айвазовского. Основная часть этого богатства принадлежала купцам Шихобаловым – именно они передали картины музею в 1917 году.

В преддверии 125-летнего юбилея Самарский художественный музей в партнерстве с Институтом инновационного развития СамГМУ разработал и реализовал новый проект «Искусство в виртуальной реальности». Мы предлагаем совершить уникальное VR-путешествие в мир искусства. На первом из пяти маршрутов представляется уникальная возможность перенестись в виртуальный мир картины Станислава Жуковского «Летний день» из коллекции нашего музея, а также сопоставить реальную картину с VR. Надев наушники и очки виртуальной реальности, можно прогуляться вокруг храма, послушать пение птиц и звон церковных колоколов.

Арина Забатурина

Напротив квартиры управляющего банком располагались его кабинет и сейфовая. Интересно, что раньше из каждого из этих помещений можно было сразу попасть в операционный зал банка. Сейчас двери замурованы. Одно из помещений отвели под зал россики, другой – под зал иконописи. В комнате, где находятся иконы, заметно прохладнее и темнее, чем в остальных музейных залах. Это связано с тем, что дерево быстро рассыхается и портится. Температура в таком помещении никогда не поднимается выше 20 градусов, окна, зашитые тканью, не открываются, а сами иконы хранятся в специальных витринах. Полная безопасность.

Бывший операционный зал банка теперь называется «Мраморным»: в нём проходят временные выставки, например, привезённые из Русского музея, Эрмитажа или Третьяковской галереи.

Перед тем, как войти в зал, мы всегда советуем гостям потереть дверную ручку. Есть примета, что это к деньгам, ведь мы входим в операционный зал.

Арина Забатурина

Уже в начале XX века здесь было несвойственное для того времени двухуровневое освещение на стенах и на потолке. Огромная люстра, кстати, сохранилась со времён «Волго-Камского банка»: уже тогда для того, чтобы её мыть или менять в ней лампочки, на чердаке установили лебёдку – механизм, который опускает и поднимает люстру.

В самом центре «Мраморного зала» раньше стоял рояль: здесь проводили творческие вечера и концерты. Сейчас из-за передвижной перегородки музыкальный инструмент пришлось перенести в холл на втором этаже. 

С обогревом помещения площадью более 300 квадратных метров раньше справлялись гигантские чугунные батареи, скрытые от посетителей за шторой. 

На втором этаже находится ещё два выставочных зала: в них представлена коллекция русского авангарда - одной из визитных карточек художественного музея.

Дойти до комнат удастся по узкому коридору, который, как может показаться, ведёт совершенно в другое здание. И это действительно так. В 1915 году по соседству с Волжско-Камским банком открылся «Русский банк для внешней торговли». Немного позже, в 1918 году, когда помещение уже принадлежало Общегородскому клубу коммунистов, тот банк передал объединению в собственность пять дополнительных комнат. Здесь и высота потолков другая, и окна не прямоугольные, а полукруглые. Единственное, что общего в этих помещениях – паркет, полностью сохранившийся с 1915 года. Раз в пять лет его заново покрывают лаком. 

Большая часть третьего этажа, который достроили с 1913 по 1915 годы, закрыта на переэкспозицию. Здесь же находятся служебные комнаты, фонды и реставрационная мастерская – помещения под грифом «Секретно». Подняться по чугунной лестнице наверх всё же стоит: здесь открыт зал с временной выставкой. А вот познакомиться с Западно-европейским искусством, искусством Востока и коллекцией, которую передал музею Альфред Фон Вакано, можно будет только после 15 января 2023 года (12+).

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Творческое пространство «Сион». Здесь можно раскрыть свой талант
    13 декабря 2023, 16:32
    Творческое пространство «Сион». Здесь можно раскрыть свой талант

    На улице Куйбышева, 68, за домом купца Кожевникова, находится уголок творчества, общения и уюта для молодых людей. Здесь собираются на кинопросмотры, квартирники и выставки. Это «Сион». Мы решили узнать, чем он привлекает, и почему называется так, как называется.

    Как в Питере. Храм Рождества Христова в Волжском
    20 января 2023, 16:29
    Как в Питере. Храм Рождества Христова в Волжском

    Если вы едете в Самару из Тольятти или аэропорта через Красную Глинку, точно заметите пятиглавый храм у подножия Царёва кургана. Его построили в 1833 году. За практически 200 лет он внешне почти не изменился. Рассказываем про связь храма с Санкт-Петербургом и про его привлекательность для туристов.

    Новое место: таверна в водонапорной башне
    24 июня 2022, 20:34
    Новое место: таверна в водонапорной башне

    В Самаре на 9-й просеке появилась настоящая таверна. Находится новое заведение в бывшей заброшенной водонапорной башне, которую нашёл, выкупил и облагородил самарский предприниматель.

    Ошибки прошлого и принятие себя. Первая в этом году выставка в «Сионе»
    Вчера в 08:45
    Ошибки прошлого и принятие себя. Первая в этом году выставка в «Сионе»

    В культурном пространстве на Куйбышева, 68/70 показали выставку «Право регресса» (12+). На ней представили работы молодой художницы Адель. Это депрессивные полотна, напоминающие кадры из фильмов ужасов. Они не о ночных кошмарах, а о важном психологическом аспекте – принятии себя.