07 ноября 2022, 17:45

Самарская культура: модерн, модернизм и рок-н-ролл

Авторская колонка культуртрегера, арт-критика, музыканта и музейщика Ильи Саморукова. Специально для нашего проекта мы попросили Илью продолжить рассуждения о понятии «Самарская культура». В прошлый раз он затронул и древние времена, и посиделки в барах. Теперь же Илья говорит о «трёх столпах» местной культуры - модерне, модернизме и рок-н-ролле.

К самарской культуре можно отнести не только специфические для территории Самарской области явления, которые возникали здесь на протяжении разных периодов. Её частью фактически может стать любое общезначимое культурное явление, которое могло быть заимствовано с других территорий. Вопрос в том, насколько эти явления прижились, насколько глубоко они интегрировались в общий культурный ландшафт города. За последние 130 лет можно выделить минимум три явления, которые появились, и которые стали значимыми составляющими самарской культурной жизни: модерн, модернизм и рок-н-ролл.

Такой выбор не означает забвение и неучет артефактов других, например, более древних эпох. Почему нельзя сравнить модерн и энеолит? Разные культуры дают возможность если не жить, то хотя бы на какой-то момент присутствовать в них. Попадание в эти культуры можно сравнить с перемещением от одного информационного канала к другому, как это, например, происходит в социальной сети Телеграм.

Выйти из культуры нельзя. Её продукты окружают нас в материальном мире, её формы становятся постоянными элементами нашего сознания. Выход из одной культуры становится входом в иную, может быть, более архаическую или, наоборот, в футуристическую.

Современная культура сама вырабатывает идеи своего осмысления. Музыкальный критик и теоретик культуры Саймон Рейнольдс в своей известной книге «Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого» 2011 года констатирует, что в популярной музыке последних 20 лет возникает меньше новых музыкальных стилей, и связывает это с радикальным упрощением доступа к прошлой культуре. Зачем придумывать новый стиль, если можно в любой момент открыть или переоткрыть для себя музыку прошлого с помощью цифровых платформ?

Модерн

Прошлые культурные эпохи восстают из земли не только в археологическом смысле, они становятся частью нашей повседневности. Это, например, произошло со стилем модерн, общеевропейским культурным явлением, которое по географическим и экономическим причинам дало свои ростки в нашем городе на рубеже ХIХ-ХХ веков. В это время модерн ещё не был музейным стилем, а был примером живой культуры настоящего. Появления этого стиля связано с конкретным купеческим сословием. После Октябрьской революции купеческое сословие (буржуазия) было объявлено вражеским, а стиль модерн стали обвинять в упадочности и непозволительной для советской идеологии роскоши.

В советских школах о стиле модерн не рассказывали, а жители самарских старинных домов могли даже не подозревать, что живут в зданиях стиля мирового значения.  В начале ХХI века в Самаре у этого стиля появился свой музей. Теперь Самару знают, как «город модерна», а здания, где когда-то жили купцы, стали памятниками архитектуры и пунктами экскурсионных программ. От возникновения явления до его признания и музеефикации прошло более ста лет.

Модернизм

Сходный процесс постепенного признания и музеефикации можно пронаблюдать и в отношении модернизма, крупнейшего художественного направления ХХ века. В советский период слово «модернизм» в идеологическом смысле носило скорее негативный характер, а словосочетание «советский модернизм» выглядело бы оксюмороном (образное сочетание противоречащих друг другу понятий).

В 1963 году советский критик модернизма, марксистский философ Михаил Лифшиц признавался в ненависти к этому уже безобидному для нас художественному направлению в своей культовой статье «Почему я не модернист?». Модернизм для советского теоретика культуры связан с «мрачными психологическими фактами нашего времени... это - культ силы, радость уничтожения, любовь к жестокости, жажда бездумной жизни, слепое повиновение». В эпоху Холодной войны понятие «модернизм» ассоциировалось с культурой капиталистических стран, которым противостояла советская система.

В конце ХХ-го и начале ХХI-го века модернизм как слово был реабилитирован, и теперь мы уже без оговорок можем называть конструктивистские и постконструктивистские сооружения, построенные в советскую эпоху, модернистскими.

Одним из символов Самары, а тогда ещё Куйбышева с конца 1960-х годов стал монумент Славы, расположенный на одноименной площади. У рабочего, который поднимает крылья над Волгой, модернистское лицо.

Важным знаком возвращения интереса к наследию советского модернизма в первые десятилетия ХХI века стала реконструкция здания Фабрики-кухни. Построенный в 1932 году Екатериной Максимовой самый известный самарский шедевр конструктивизма не снесли только благодаря сопротивлению общественников. Архитекторам, краеведам, журналистам при помощи публичных акций удалось убедить власть в исторической и эстетической значимости этой постройки и спасти это здание от собственников. Те в 2008 году планировали построить на месте памятника социалистической утопии торгово-офисно-парковочный (постмодернистский) небоскрёб.

Теперь здесь будет музей – филиал Государственной Третьяковской галереи, где памяти о модернизме уделят значительное место. От появления модернизма до его музеефикации прошло 100 лет.

Рок

Рок-культура во второй половине ХХ века стала культурой миллионов людей по всему миру. Несмотря на «железный занавес», она проникла в Самару (Куйбышев) уже в середине 1960-х годов. Советские школьники слушали «Битлз» и «Роллинг Стоунз» и даже пробовали исполнять их песни на общественных мероприятиях. Один из главных рок-гимнов «Satisfaction» исполнила первая куйбышевская группа «Славяне» на финальном концерте студвесны 1968 года. Выступление, кстати, проходило в конструктивистском здании Окружного дома офицеров.

Рок-н-ролл на территории Самарской области играют и слушают более 60 лет.  За это время в Самаре родилось и распалось несколько сотен рок-групп. Некоторые из них стали известны на территории всей России. В городе  образовалась «Битлз-ассоциация», прошёл крупнейший по количеству публики международный фестиваль «Рок над Волгой». В Самаре выступали известные на весь мир Deep Purple, Limp Bizkit, Nazareth, ОffSpring. Это лишь некоторые примеры интеграции Самары с рок-культурой.

Культурный «триптих»

Таким образом, на наших глазах за прошедшие десятилетия три явления мировой культуры стали важными составляющими самарского культурного ландшафта, который мы называем «самарской культурой». Одно - модерн - появилось в конце ХIХ века и музеефицировалось в ХХI-м, второе - модернизм - оформилось в 1910-1920-е и музеефицировалось ХХI-м, третье - рок-н-ролл - возникло в 1950-е и музеефицируется в данный момент. С открытием Дома Рока, который находится напротив модернистского здания Фабрики-кухни, город Самара станет «городом рок-н-ролла». «Городом модерна» и «городом модернизма» он уже является.

Фото: Екатерина Ершова, Виталий Шабинский, Лилия Файзуллова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Зелёнка» - пространство для детей, в котором интересно взрослым
    31 октября 2022, 13:00
    «Зелёнка» - пространство для детей, в котором интересно взрослым

    Это один из самых необычных самарских музеев. Экспонаты в «Зелёнке» не для того, чтобы на них смотреть, а чтобы их трогать, изучать самостоятельно. Чтобы узнать и понять, как это работает мы отправились на улицу Красноармейскую, 15 во двор усадьбы Курлиных. Помогла нам изучать «Зелёнку» экскурсовод Анастасия Шабалдина.

    Места под солнцем: где гулять в Самаре, Сызрани и Тольятти
    05 мая 2023, 11:38
    Места под солнцем: где гулять в Самаре, Сызрани и Тольятти

    Надеемся, что вся весна в этом году, будет щедра на тёплую и солнечную погоду. Сидеть дома, когда термометр за окном приближается к отметке в +20 градусов, настоящее преступление, и поэтому помогаем определиться с планами на выходные или вечер будней. Внутри – девять мест: от Царёва Кургана и парков до новой тольяттинской набережной и улицы Советской в Сызрани.

    Пять любимых текстов журналиста Ксении Якурновой: про книги о Безымянке, персики на гриле и затёртый нос Буратино
    06 января 2024, 09:45
    Пять любимых текстов журналиста Ксении Якурновой: про книги о Безымянке, персики на гриле и затёртый нос Буратино

    Посчитать, сколько раз за год я сказала: «Теперь это точно мой любимый текст на “Кому на Волге”» – просто нереально. Как и нереально было выбрать пять из них. Но в голову сразу пришли именно эти: о «Безымянлаге», зимнем трипе на «Верблюд» и логотипщике, который реально любит своё дело. Эффект «вау», конечно же, только в тандеме с кадрами от наших фотографов – никак иначе.

    «Мордовская изба» в Коноваловке. Знакомство с национальной культурой
    20 июня 2024, 11:48
    «Мордовская изба» в Коноваловке. Знакомство с национальной культурой

    В Борском районе в селе Коноваловка есть Центр национальной культуры «Мордовская изба». Там собран богатый этнографический материал, посвящённый традициям мордовского народа. Сюда приезжают на экскурсии гости со всей области. Это особо интересно тем, кто увлекается этнотуризмом. Рассказываем некоторые интересные факты из истории Коноваловки, и, конечно, о самой «Мордовской избе», как одной из туристических локаций Самарской области.