26 июля 2022, 13:52

Самарская культура: энеолит и сушёная рыба

Авторская колонка культуртрегера, арт-критика, музыканта и музейщика Ильи Саморукова. Специально для нашего проекта мы попросили Илью порассуждать о понятии «Самарская культура» - что это такое и существует ли оно вообще. Получилось достаточно проникновенно, интересно и очень неоднозначно. Тут вам и про древние времена, и про посиделки в барах. Присоединяйтесь.

Слово «культура» используется в нашем языке так часто, что мы перестаём задумываться о том, что оно означает, потому что означает оно слишком многое. Как мы объясним это слово ребенку? Как что-то важное для всех и относящееся ко всей сознательной человеческой деятельности? Всё, что создано человеком? Культуру можно сравнить с воздухом. А так ли отчётливо мы представляем себе из чего состоит воздух? Что относится к культуре, и что к ней не относится?

Традиционно, культура противопоставляется природе. Закаты, дожди, грозы, ветра, леса, степи, жизнь животных и растений мы воспринимаем как природные явления, но изображения и описание этих явлений уже становятся культурным фактом. Логика восприятий культурных фактов определяется встречами с ними в течение дня.  Мы можем услышать песню, посмотреть видео, прочитать стихотворение, сходить в ресторан, постоять в очереди, включить телевизор, сходить на выставку, посмотреть ленту социальной сети, а можем написать текст, сыграть мелодию, нарисовать картину. Все это можно назвать повседневными культурными практиками. 

Что именно мы понимаем под культурой? Этимологически, как известно, это слово восходит к практике возделыванию почвы. Впервые его использовал римский политик Марк Порций Катон Старший в трактате о земледелии «De Agri Cutura» (примерно за 160 лет до нашей эры). Заниматься культурой – это, буквально, возделывать. Это значение сохраняется и сейчас, но само понятие распространилось настолько широко, что исследователям и теоретикам приходится его уточнять и определять его границы. 

Теоретик культуры Терри Иглтон в своей монографии «Идея культуры» 2000 года выделяет минимум три значения слова «культура», каждое из которых предполагает разное отношение и разное применение идеи культуры.

Первое значение, за которое как раз отвечают государственные культурные учреждения – это культура как просвещение, как совокупность идей, форм, образов, которая необходима человеку для его перехода из «детского состояния во взрослое». Второе значение – культура как идентичность, как что-то, что характеризует конкретного человека или социальную группу как субъекта. Третье значение – культура как искусство, как деятельность, которая обогащает нашу реальность смыслами и чувствами. Между всеми этими значения сохраняются не только соответствия, но и напряженность.

Локальная культура может противопоставить себя общечеловеческой. Какое-то конкретное произведение искусства может возникнуть как отрицание предшествующих культурных норм. На вопрос «Что такое культура?» требуется уточняющий вопрос: «А какую именно культуру вы имеете в виду?».

Современная культура особенно с укоренением в нашей жизни цифровой связи в техническом смысле устроена мозаично. Мы можем встречаться с многочисленными эстетиками и системами знаний ежедневно. Доступ к культуре как собранию следов человеческой деятельности максимально упростился. Но от этого культура приобрела слишком рассеянные черты. Информации всегда больше, чем культуры. Культура в современном информационном поле, которое сейчас питается массмедиа, чтобы как-то специализироваться, не быть «всем», а быть чем-то конкретным, заняла какое-то особенное место.

Спорт, кстати, тоже является частью культуры, но не имеет столь абстрактного толкования, как культура. Спортивные мероприятия часто имеют более массовый характер, чем культурные события.  Культура есть везде, где появляется человек, но у нее есть отдельные министерства, отдельные учреждения – музеи, театры, библиотеки, филармонии, отдельные рубрики в новостных порталах.

В Самаре два раза в месяц издается газета с названием «Культура». В Самарской области есть два посёлка с названием «Культура». Один – в Волжском районе, другой – в Кинельском. Переименование театров и дворцов спорта может вызывать общественные споры. Первой новостью может стать проведение фестиваля авторской песни, на который приехало 50 тысяч человек. Самара предоставляет возможность в буквальном смысле жить культурой.

Как описать культуру миллионного города или области, население которой равно населению целой страны? Можно перечислить культурные учреждения и памятники, обнаруженные на этой территории артефакты, названия улиц и населенных пунктов, указать имена родившихся или побывавших здесь значимых культурных деятелей, зафиксировать важные для культуры события. Но для осознания региональной идентичности нужно внешнее признание, нужен взгляд на региональную культуру извне. Этот внешний взгляд помогает обратить внимание на внутреннюю культурную систему.

В миллионном городе - миллион носителей культуры, которые объединяются в сообщества по хранению, восприятию и передачи смыслов, текстов, образов, звуков. В миллионном городе можно найти не только крупные культурные пласты, характерные для общей национальной культуры, но и мельчайшие элементы иных культур. Внешний взгляд может не увидеть хорошо знакомое, но обратить внимание на редкое и специфичное.

Например, город Ливерпуль, который в 2008 году носил титул культурной столицы Европы, в планетарном масштабе известен группой "Битлз" и одноименным футбольным клубом. Хотя по количеству музеев он стоит вторым после Лондона. Его главные бренды – это популярная музыка и футбол. Эти бренды сформировались только во второй половине ХХ века. А какие культурные явления могут характеризовать Самару? Существует ли специфическая самарская культура? 

Словосочетание «самарская культура» в грамматическом смысле может относиться и к культуре города Самара, и к культуре области, и к культуре, территориально относящейся к реке Самара. В 2017 году в московском баре «Untitled» автор этих строк оказался на мероприятии под названием «Самарский опохмел».  Арт-директор бара знал, что некоторые жители Самары, переехавшие в столицу, общаются между собой и объединены конкретной гастрономической традицией: пить жигулёвское пиво и заедать его сушёной солёной рыбой.

В тот вечер на столах бара, покрытых газетами, стояли бутылки «Жигулёвского» и лежали тела засушенных рыб. Играла музыка самарских исполнителей. Например, англоязычные песни группы Bajinda behind the enemy lines, которая во времена своего существования была известна далеко за пределами Самары. Присутствие на таком мероприятии означает встречу с чем-то специфически «самарским». Принадлежность к Самаре особенно подчёркивается знаменитой маркой пива, где на этикетке изображен завод, который был построен в 1881 году. Традиционный хмельной напиток, речная еда и музыка – эти элементы с точки зрения внешнего наблюдателя в тот момент стали культурными знаками, знаками самарской культуры. 

«Самарская культура» — это не просто ситуативное название, которое пока не имеет конкретного наполнения. Поисковые системы при запросе «самарская культура» выводят на конкретный научный термин. В 1973 году у села Съезжее в Богатовском районе Самарской области археологами были обнаружены следы человеческого присутствия эпохи энеолита: могильники, инвентарь, керамика и украшения.

Они свидетельствуют о том, что на этом месте около 7 тысяч лет назад жили люди, которые использовали лошадей в хозяйстве, умели делать посуду и украшать её орнаментом в виде «шагающей гребёнки» и носили бусы из речных раковин. По месту нахождения учёными артефактов (река Самара) эта культура была названа самарской. Вряд ли, эти факты как-то существенно влияют на современное представление о самарской культуре, но они могут прояснить принцип, который можно использовать для сборки и манифестации нового понимания «самарской культуры».

Этот принцип можно назвать «культурным отбором». Этот отбор может быть результатом личного выбора культурного работника, который ориентируясь на близкие и интересные ему культурные пласты, предлагает жителям или приезжим свою версию культурного лица города. Так делает экскурсовод, который что-то выбирает для своего рассказа, а о чём-то умалчивает. Можно репрезентировать «самарскую культуру» через бутылку жигулёвского пива и сушёную воблу. Но «самарская культура» может предстать и в менее локальной версии.

Фото: Екатерина Ершова, Виталий Шабинский, Юлия Рубцова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Новогодние фильмы: киноподборка без милоты
    30 декабря 2021, 14:48
    Новогодние фильмы: киноподборка без милоты

    Для тех, кто хочет, чтобы новогоднее настроение шло с экрана телевизора или ноутбука, мы составили подборку фильмов разных жанров, которые так или иначе связаны с Новом годом и Рождеством. Обошлись без милых ромкомов и уютных мелодрам. Только хардкор. Будут спойлеры.

    Самара без «Мака». Кто и с чем пришёл на смену
    29 июня 2022, 16:19
    Самара без «Мака». Кто и с чем пришёл на смену

    В нашем обзоре «Общепит» отправляемся в старый новый фастфуд на Полевой. Знакомый многим ресторан быстрого питания заработал спустя три месяца, но под другим брендом. Мы попали в него в день открытия, прогулялись по внутренним помещениям, попытались рассмотреть изменения в интерьерах и распробовать особенные вкусы в обновленном меню.

    «Пермские боги» в музее Алабина
    20 декабря 2021, 13:43
    «Пермские боги» в музее Алабина

    Православная деревянная скульптура - явление редкое. На выставке «Пермские боги» (6+) представлены 37 деревянных скульптур, созданных в период с XVIII до начала XX века. Экспозиция будет работать в областном музее имени Алабина до 13 марта.

    Гостиница «Бристоль-Жигули»: место, где остановилось время
    07 июля 2022, 19:35
    Гостиница «Бристоль-Жигули»: место, где остановилось время

    Если туристы в Казани сразу идут на Баумана, а гости Москвы – на Красную площадь, то в нашем городе знаковыми локациями являются Ленинградская и Куйбышева. В самом сердце исторического центра Самары находится гостиница «Бристоль-Жигули», здание которой привлекательно не только для туристов, но и для самарцев. Директор отеля Анна Городничева провела нас по историческому зданию и показала «номер Шаляпина», ресторан, в котором обедал Алексей Толстой и подвал со старинными сводами.