С 14 по 21 августа в Самаре проходили бесконечные выставки в рамках проекта галереи «Виктория» (16+). Их организовали не в музеях и галереях, а в квартирах, мастерских художников и других неожиданных местах. Плюс ко всему, во время квартирной триеннале все желающие могли побывать дома у коллекционеров современного искусства – Сергея Баландина и Константина Зацепина. Также можно было немного порефлексировать на пластическом перформансе от театра-лаборатории «Самое своё». Рассказываем, чем зрителей удивляла квартирная триеннале и какие творческие пространства запомнились нам больше всего.
Это третья квартирная триеннале «Виктории». В 2023 году на неё поступило 34 заявки от художников, кураторов и артистов, которые готовы были принимать гостей. География – от улицы Белорусской на Сухой Самарке до ТЦ Амбар и Ташкентской.
Екатерина Мячина и её путешествия с дочкой
Фото: Лилия Файзуллова
В уютной квартирке в районе площади Революции находилась выставка живописи Кати Мячиной и её дочери Вали Беляевой. «Проект номер один. Путешествия» - это попытка уложить в памяти семьи новый опыт, который они приобрели во время путешествий по Турции, Грузии и Армении. Здесь царят детские работы-ассоциации. Каждая из них отражает яркую вспышку впечатлений. Например, от порта в Стамбуле, Софийского Собора, неожиданно выпавшего снега в Армении и местных жителей.
Фото: Лилия Файзуллова
– Эту выставку я задумала в тот момент, когда у меня родилась дочка, - говорит Катя Мячина. – Через пять лет мы поехали с Валей в путешествие. Мне хотелось, чтобы ребёнок увидел мир и получил впечатления, чтобы чувствовал себя более развитым и свободным. Мы влюбились в Ереван и прожили в нём месяц. За это время написали серию работ и провели там выставку. Отклик был хороший. Вернувшись в Самару, мы решили сделать отчётный проект.
Фото: Лилия Файзуллова
Специально для триеннале художница открыла доступ не только в гостинную, но и в детскую комнату. Там были размещены коллажи, изображающие ранее незнакомых Вале животных. Эти рисунки служат аналогом учебного пособия, чтобы ребёнок запоминал новую информацию из путешествий.
В гостях у Яны Арбузовой
Фото: Лилия Файзуллова
Художница пустила незнакомцев в своё небольшое, уютное и наполненное светом жилище на улице Водников. В квартире Яны Арбузовой находится мастерская. Здесь она собирает и расставляет на столе натюрморты, хранит реквизит, пишет и сушит картины. На кровати Яны – мягкая игрушка и книга, а за дверью в единственную комнату стоят большие холсты.
Фото: Лилия Файзуллова
– Изначально я не собиралась принимать участие в квартирной триеннале, потому что не понимала, куда буду звать людей. Вдруг их придёт очень много? Вообще, я ещё не нашла ту мастерскую, в которой готова проводить большое количество времени, где мне будет комфортно. Поэтому работаю дома – на съёмной квартире, которую мне не жалко заляпать красками. Но места становится всё меньше и меньше, потому что я выхожу на больший формат работ, - рассказала Яна Арбузова.
Девушка показала посетителям картины, которые до этого ещё никто не видел. Некоторые из них были ещё не дописаны. Также она поделилась секретами о том, откуда берётся реквизит для её натюрмортов.
«НадВодников»
Фото: Андрей Савельев
Максим Дёмин презентовал арт-этаж в высотном доме. Действие происходило также на улице Водников. Художник организовал подъездную выставку с вечеринкой, музыкой, компотом и угощениями. Автор не просто повесил холсты. Он расписал стены на общей площадке и на балконе, с которого открывается потрясающий вид на Волгу. Максим постарался сохранить найденные в подъезде «артефакты». Например, произведением искусства здесь стал отпечаток ноги на стене, который принадлежит неизвестному человеку. Также он показал свою необычную инсталляцию, которая состоит из сушёных картофельных голов.
«Двое: я и…»
Фото: Андрей Савельев
Благодаря триеннале многие узнали, что в Самаре на Куйбышева, 68/70 есть пространство для начинающих художников – «Сион». В нём показали выставку Анастасии Кастор – участницы проектов галереи «Виктория», «Нулевой комнаты», медиатора площадки Самарской Третьяковской галереи на «ВолгаФесте». Художница провела экскурсию по экспозиции, которая посвящена теме внутренних переживаний и ощущений.
Фото: Андрей Савельев
Название выставки отсылает к популярному фильму 1990-х «Двое: я и моя тень», а также к феномену, который описал психиатр Карл Юнг. Тенью в психологии называют какие-то качества, проявления и аспекты личности, которые вытеснены, отвергнуты и подавлены. Выставка рассказывает о том, как автор пытается проанализировать и принять части собственного «я», независимо от того, какую окраску они имеют – положительную или отрицательную.
Игра в «дурака»
Фото: Андрей Савельев
На триеннале можно было не только смотреть на произведения искусства. но и пользоваться ими. Например, в доме на улице Куйбышева Дмитрий Птицын презентовал уникальную колоду карт для игры в «дурака». Это не просто валеты, короли и дамы, а новое художественное переосмысление. Карты украшают фотографии Дмитрия, которые он делал специально для своего масштабного проекта. Художник снимал людей, животных, различные детали и символы времени на протяжении пяти лет. В итоге в его коллекции оказалось примерно 50 000 фотографий. Около 100 из них вошли в альбом, а 36 – в колоду. Эстетика карт вдохновлена 1990-ми – временем, в котором вырос сам автор.
«Морщинки на кончиках пальцев» и «Дом 41 _____ House 41»
Фото: Андрей Савельев
Также на Куйбышева сразу две выставки уместились в одном пространстве. Первая, которая принадлежит Алексею Журавлёву и Анастасии Деревякиной, про воду, а конкретно – про болота. Дополнительным антуражем к работам служит настоящий мох, который остался в помещении от занимавшей его фотостудии.
– Поэтическое название «Морщинки на кончиках пальцев» отсылает к феномену, когда от воды появляются морщинки, – говорит Алексей Журавлёв. – Кажется, как будто это мерзкая штука, будто организм говорит о том, что нужно выйти из воды. На деле это работа нервной системы, которая пытается подстроить пальцы под среду, чтобы ты мог лучше существовать.
Рядом, в ванной комнате, можно было увидеть «Дом 41 _____ House 41» Валентина Фёдорова. Художник через свой видео-арт решил поведать о том, как он воспринимает свой переезд в новое жилье, общение с соседями и хрупкость бытия.
«Гараж»
Фото: Лилия Файзуллова
Выставка «Последних русских художников» прошла в необычной атмосфере гаражного массива на улице Тухачевского. На входе в него стояли старые кресла, в одном из них – плюшевый чебурашка.
Автор Никита Христосов встречал гостей на своей старой «Волге» ГАЗ-24 и отвозил их партиями по темным коридорам на пятый этаж.
Фото: Лилия Файзуллова
Главное же действие происходило в гараже, который окрестили филиалом московского музея современного искусства «Гараж». Вот только со своим «главным офисом» он имеет мало сходства. Художники изрядно постебались над темой концептуальности работ, создавая инсталляции из всего, что нашли здесь же. Например, Кирилл Гуров выставил холсты с пятнами грязи и кусками засохшего бетона. А София Sopheeetsa представила инсталляцию с автомобильными педалями и плакатом, на котором изображены вид из лобового окна на дорогу и надпись «Ну, с Богом».
Фото: Лилия Файзуллова
В честь открытия посетителям предлагали фуршет: бутерброды с килькой в томате и пенное. Для тех, кто решил остаться подольше, провели мастер-класс реди-мейдов (один из распространенных приемов современного искусства, состоящий в экспонировании предметов промышленного изготовления. Источник).
«Расскажите о себе»
Фото: Лилия Файзуллова
Художники использовали для квартирной триеннале не только свои личные площадки, но и задействовали помещения друзей. Например, выставка Екатерины Полянских заняла на первом этаже жилого дома на улице Тухачевского несколько комнат, в которых ещё не закончился ремонт.
Фото: Лилия Файзуллова
Экспозиция была посвящена юности автора, а также психологии и женскому началу. В пространстве среди голых бетонных стен можно было увидеть серии абстрактной графики, аудио и видео-арт. Катя поделилась историями о том, как она проводила лето в детских лагерях, общалась со сверстниками и переживала буллинг. Её заглавная работа «Монолог волжанки» – это феминистское высказывание о том, как в современном мире женщины взаимодействуют между собой.
«Something in the way»
Фото: Лилия Файзуллова
Сразу несколько выставок в рамках триеннале прошли в «Доме 77». Одну из них организовала арт-группа SPDPLF. Художники показали свою интерпретацию водной стихии в природе и в ванной комнате, а также проанализировали и задокументировали пространство собственной выставки. В их экспозиции наука смешалась с бытом, а простые и привычные предметы, например, ведро или раковина превратились в формулы, графики и длинные описания, будто взятые из курсовой работы по физике. Из брошюры к выставке можно было узнать, как удивительным образом в одном месте уживаются горизонт событий, нейронные сети и сингулярно-вихревое движение.
«Музей памяти»
Фото: Лилия Файзуллова
Это ностальгия по 1990-м годам. Выставка Сто Рубинова в «Доме 77» перенесла зрителей в прошлое, которое помнят миллениалы – то, есть те, кому сейчас около 30 лет и больше. Это плёночные фотографии из семейного альбома, винтажная одежда из маминого шкафа, старая мебель, посиделки за праздничным столом, атмосфера уютной или, наоборот, тесной и душной «хрущёвки».
Фото: Лилия Файзуллова
Сто Рубинов – художник, который не боится говорить о личном: о пережитых психологических детских травмах, об отношениях с матерью, смерти близкого человека. Его «Музей памяти» не дал посетителям забыть о том, как стремительно меняется мир, какие новые человеческие ценности приходят на смену старым и почему в жизни важно каждое мгновение.
«Процесс» (18+)
Фото: Лилия Файзуллова
Клуб аналоговой фотографии решил показать выставку, на которой несколько авторов исследуют пределы контроля процесса проявления плёнки. Это чёрно-белые зарисовки с отражением в воде, сушкой белья, лучами солнца падающими на пол и обнажённым телом. В «Доме 77» показали свежие снимки, а также аналоговое слайд-шоу с найденным архивом советских туристов. И, как оказалось, у людей из прошлого и настоящего есть много общего: выезды на природу и пленэры имеют для тех и других сакральное значение.
«Синий коридор»
Фото: Лилия Файзуллова
Это ещё одна групповая выставка в «Доме 77» с фотографиями, инсталляциями и видео-артом. Её подготовили студентки профиля «Коммуникационный дизайн» Высшей школы экономики в Москве. Художницы исследуют современность на физическом и эмоциональном уровнях. Они попытались взглянуть на настоящее через оптические иллюзии, технологии, образы воды и ощущение времени во время поездок на метро.
Фото: Лилия Файзуллова
Работы объединены синим цветом как символом пустоты и пространством, названным «коридор», так как оно служит переходом между частями выставки по аналогии с помещениями в здании, где никто не задерживается.
Фото: Лилия Файзуллова
Александра Гузь предложила зрителям выйти из состояния собственного ускользающего «настоящего», чтобы окунуться в миг чужого бытия посредством инсталляций. А Анна Горошко передала ощущение дежавю через снимки, разделённые пополам, словно действие на них происходит в этой и параллельной реальности.
Фото: Лилия Файзуллова
«Да нет наверное»
Фото: Лилия Файзуллова
Триеннале закрывала выставка Кирилла Ермолин-Луговского в пространстве МИ на Ташкентской. Здесь прошла встреча с самарским автором и арт-группой ПНИ (Практики нонспектакулярного искусства), во время которой посетители могли узнать о том, как художники создают работы, какие подходы используют и какой смысл вкладывают в своё творчество. Зрители могли задать авторам любые вопросы. Арт-группа ПНИ известна тем, что использует практику искусства, стремящегося к невидимости. Её участники устраивают несанкционированные выставки, которые незаметно внедряются в галереи.
Комментарии ()
Написать комментарий