25 декабря 2024, 19:14

Превращение Щелкунчика. Обновили главный новогодний балетный хит

В театре оперы и балета прошла премьера новой редакции спектакля «Щелкунчик» (6+). Воссоздавал образ оригинальной постановки 1892 года худрук самарского балета, хореограф-реставратор Юрий Бурлака. 

Героине вернули имя из либретто Петипа – Клара. Фото: Виктория Старосельская

Страшная сказка

Считается, что «Щелкунчик» – единственный из классических балетов без канонической версии хореографии. Первоначальный рисунок танца Льва Иванова сохранился весьма условно. С 1930-х в советских и позже российских театрах чаще всего ставили и ставят версию Василия Вайнонена. Он выпустил премьеру в Мариинском театре в 1934-м, не заботясь о восстановлении оригинала. В его спектакле танец хотя и был классическим, но всё же сильно отличался от балета конца XIX века.

В 1966 году Юрий Григорович поставил в Большом театре каноническую для этой труппы версию «Щелкунчика». Она идёт до сих пор, и за билеты на спектакль сражаются зрители перед Новым годом. Его же в конце декабря будут транслировать в прямом эфире в кинотеатрах страны.

Самарский зритель увидит праздничную и совсем не страшную историю. Фото: Виктория Старосельская

Григорович вернул балету его гофмановскую составляющую. В спектакль, уже ставший в других версиях детской сказкой, возвращается фантасмагория. Симон Вирсаладзе сделал соответствующее времени геометричное, строгое по колориту оформление. Дроссельмейер – персонаж, который может иметь радикально разный характер в зависимости от трактовки сюжета – у Григоровича стал не только добрым дядюшкой, но и зловещим филином.

Вслед за Григоровичем от сказки в полный опасностей мир взрослых уводили главную героиню спектакля и современники хореографа. В том числе Игорь Чернышёв, долгие годы руководивший куйбышевским/самарским балетом. Его «Щелкунчик» шёл на нашей сцене с 1978-го.

В Самаре Юрий Бурлака восстановил первоначальную версию Мариинского театра. Фото: Виктория Старосельская

При этом по миру широко разошлась (и до сих пор ставится чаще других) версия ещё одного воспитанника отечественной балетной школы – Рудольфа Нуреева. Впервые «Щелкунчик» в его хореографии вышел через год после премьеры Григоровича – в 1967 году в Стокгольме, но окончательно сложился в 1985-м в парижской редакции.

Версию Нуреева называют фрейдистской. Роли Дроссельмейера и Принца в его спектакле исполняет один и тот же артист (в Париже выходил на сцену сам хореограф). Клара видит в Принце помолодевшего Дроссельмейера, в котором воплотились её мечты о мужчине. Нуреев сочинил довольно мрачную версию балета, хотя Дроссельмейер у него – совсем не зловещая фигура.

Вера в чудо

Такие разные трактовки оказались возможны не только из-за размаха фантазии постановщиков, но и потому, что у балета два литературных источника. Все мы знаем сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Но Мариус Петипа, не владевший немецким, опирался на переложение Дюма-отца, сделанное в 1844 году. Именно в этой «Истории Щелкунчика» сглаживается гофмановская фантасмагория, и сюжет превращается в рождественскую сказку.

Ставить балет должен был сам Петипа, но в его жизни в то время случается трагическое событие - умирает дочь. Поэтому от Петипа в «Щелкунчике» осталось только либретто, а хореографию на музыку Чайковского сочинил Лев Иванов. Премьера прошла в 1892 году в Мариинском театре и вызвала противоречивые отзывы. Кто-то восторгался, кто-то ругал спектакль за излишнюю приторность. Были вопросы и к танцевальной, и к музыкальной стороне. Культовым балет стал уже в ХХ веке.

Хореографию и образ спектакля XIX века восстанавливали по данным архивов и библиотек. Фото: Ирина Быкова

Именно первоначальную версию Мариинского театра восстанавливает в Самаре Юрий Бурлака. Во всяком случае, визуально и пластически. Со всеми возможными оговорками: хореография сохранилась только частично, материалы стали другими. Даже балерины теперь выглядят не так, как раньше.

Сохранились эскизы декораций, костюмов, либретто, многочисленные свидетельства современников. Но, конечно, это не совсем тот спектакль, который видели Пётр Ильич Чайковский и Мариус Петипа. Это лишь образ театра XIX века – русского Императорского балета. Изменились фактура ткани, свет, тела танцовщиков. Но многочисленные детали, собранные из архивов и библиотек, дают возможность восстановить хореографию и образ спектакля XIX века.

художественный руководитель самарского балета Юрий Бурлака

В самарской версии зритель увидит возвращение к первоначальной феерии, праздничной и совсем не страшной истории. Она посвящена в первую очередь взрослению девочки и чуду воплощения детских мечтаний. Это обстоятельство подчёркнуто тем, что Клару танцуют две балерины. В первых сценах, до сражения Щелкунчика и Короля мышей, эту роль исполняет ученица Самарского хореографического училища. После – опытная танцовщица. На генеральном прогоне, на который пригласили журналистов, танцевали, соответственно, Алиса Пономарёва и Марина Накадзима. Щелкунчика-Принца исполнил Сергей Гаген. Героине в этом спектакле возвращено имя из либретто Петипа – Клара. В то время, как в советской традиции, с лёгкой руки Вайнонена, она стала Машей.

Премьера новой редакции балета «Щелкунчик» в Самаре. Фото: Виктория Старосельская

Дроссельмейер (Дмитрий Сагдеев) в этой редакции оказался совсем не безобидной фигурой. Но даже в «мистических» сценах видно, что он – не демон, а скорее режиссёр всей этой истории. Чем ближе к финалу, тем больше зритель убеждается, что советник – не злой гений, а покровитель юной пары. Именно он отвечает за то, чтобы история сложилась и закончилась счастливо.

В эпилоге постановщик добавил картинку-сюрприз, которую мы, пожалуй, оставим для читателей в секрете. Но именно она приближает сюжет к тем зрителям, которые сидят в самарском зале, и утверждает, что чудо может произойти с каждым. Тем более что в этой версии приключения очевидно вырастают из фантазий Клары. Комната в доме маленькой девочки расступается и впускает в себя волшебный лес, Конфитюренбург – и вместе с ними мечты маленькой девочки о прекрасном будущем.

https://komunavolge.ru/guides/culture/novyy-don-kihot-na-samarskoy-stsene.html

Культурное притяжение

Бурлака ставил «Щелкунчика» несколько раз, до этого – в Токио и Берлине. Самарская версия, по его словам, ближе всего к тому, что хотелось бы сделать. В неё включены не только фрагменты оригинальной хореографии, созданной Ивановым, но и два музыкальных номера из рукописей Чайковского, которые никогда раньше не исполняли. Информацию о премьере 1892 года и замысле создателей постановщик собирал в архивах и фондах: в Санкт-Петербургском музее театрального искусства, Доме-музее Чайковского в Клину и Гарвардском университете, где хранится коллекция Николая Сергеева, последнего главного режиссёра Мариинского театра. Именно там хоть как-то, но сохранилась записанная по системе Владимира Степанова хореография Иванова.

Для нас было делом чести возродить этот спектакль. Кроме того, мы хотели порадовать нашу публику и гостей региона. К нам едет много зрителей из других городов, в том числе из Петербурга и Москвы. Самарский театр оперы и балета всё больше становится центром культурного притяжения.

музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик премьеры Евгений Хохлов

У самарского балета получилась красивая торжественная сказка. От проекций на суперзанавес до трёх разных сценографических картин, представляющих по очереди интерьер немецкого дома эпохи бидермайера с наряженной ёлкой, заснеженный еловый лес и сказочный город Конфитюренбург. Декорации по эскизам Константина Иванова и Михаила Бочарова воссоздавал Андрей Войтенко, костюмы по эскизам Ивана Всеволожского и Евгения Пономарёва – Татьяна Ногинова. Ставил свет для новой редакции «Щелкунчика» Александр Наумов.

В обновленной версии балета заняты полсотни воспитанников хореографического училища. Фото: Виктория Старосельская

Помимо профессиональных артистов, в спектакле заняты полсотни воспитанников хореографического училища. В версии 1892 года даже Клару и Щелкунчика танцевали дети. Взрослые прима и премьер появлялись только в финальном па-де-де Феи Драже и Принца Оршада. В самарской версии эти партии отданы главным героям.

Впервые в нашем театре дети занимают в «Щелкунчике» такое же серьёзное место, как и взрослые. Они танцуют четверть спектакля – сцены с маленькой Кларой и её друзьями на рождественской ёлке. Я как художественный руководитель училища рад был предложить им такую серьёзную работу совместно с театром.

художественный руководитель самарского балета Юрий Бурлака

Дети в самарском балете танцуют четверть спектакля. Фото: Ирина Быкова

Фото обложки: Виктория Старосельская

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Интерьер в стиле 50-х и слишком много соли. Обзор бистро «Зозо»
    10 октября 2022, 12:00
    Интерьер в стиле 50-х и слишком много соли. Обзор бистро «Зозо»

    «Станкозавод» уже целый месяц – самарская локация, которая приковывает к себе внимание. Каждую неделю здесь открывается что-то новое: магазины, студии и, конечно, общепита. Естественно, мы не могли упустить возможность пополнить нашу одноимённую рубрику и сходили в «Зозо» – бистро, которое появилось на «Станкозаводе» первым. Честно рассказываем про открытую кухню, советские стулья, меню и еду.

    Перерождение дерева в «Заварке»
    27 декабря 2023, 10:59
    Перерождение дерева в «Заварке»

    В доме Маштакова предлагают ближе познакомиться с творчеством художника-любителя Сергея Ключникова (12+). Именно его деревянные скульптуры украшают парки «Дружба», Гагарина, Победы и Струковский сад. На улице их уже десятки. Сходили на выставку и поговорили с автором про живой материал и его энергетику.

    7 событий августа: спорт, музыка, фестивали, творчество
    23 июля 2024, 15:21
    7 событий августа: спорт, музыка, фестивали, творчество

    Предлагаем провести финальный месяц лета активно и весело. Подготовили список интересных и масштабных мероприятий августа. Выбираем между спортивными забегами и тренировками на свежем воздухе, прокачиваем креативные навыки и слушаем живую музыку, а потом празднуем яркое лето на фестивале с типично волжской тематикой.

    Роспись авто, поп-ап выставка и медиаискусство: как прошла «Ночь музеев – 2024» в Самаре
    22 мая 2024, 10:47
    Роспись авто, поп-ап выставка и медиаискусство: как прошла «Ночь музеев – 2024» в Самаре

    Каждый год культурные площадки и институции Самары готовят что-то необычное к акции «Ночь музеев». И в этот раз публику постарались удивить разнообразной программой, насыщенной лекциями, кинопросмотрами, выставками, экскурсиями и мастер-классами. Мы узнали, удалось ли локациям отразить главную тему «Ночи музеев». Делимся впечатлениями.