«Учёные женщины» (18+) – первая премьера «Грани» в статусе государственного театра. В тонкостях новой постановки разбиралась профессиональный критик Ксения Аитова. Она уверяет, что от спектакля не стоит ждать какой-то излишней серьезности. И ничего про феминизм, кстати, в нём тоже нет. Зато иронии по поводу отношений полов – море.
Премьерный спектакль «Учёные женщины» (18+) театра «Грань». Фото: Виталий Шабинский
Фарсовый классицизм
«Учёные женщины», как это всегда бывает у «Грани», сочетают жёстко застроенную форму и виртуозную актёрскую игру. Спектакль начинается как показ мод. Пока зрители рассаживаются, три героини медленно вращаются вокруг своей оси на подиумах (центральный - красный). И действительно есть, что показать: безумные барочные прически, кринолины, яркая бело-красно-черная гамма и даже приветы спектаклю «Корабль дураков» (18+) – накладные гульфики…
Кажется, первые полчаса зрители в основном рассматривают костюмы Урсулы Берг. Не барокко, а театральный оммаж ему, сочетающий завитые парики и тренды XXI века.
Спектакль причудливо соединяет классицистскую сдержанность со скабрезностью фарса. Фото: Виталий Шабинский
«Учёные женщины» – не самая популярная пьеса Мольера. Из такого сюжета вышло бы неплохое либретто для классического балета. Дочка состоятельных родителей любит молодого красавца, но маменька увлечена напыщенным учёным мужем и пытается сделать своим зятем его. Конечно, в финале благодаря остроумно подстроенной интриге влюблённые соединятся, а корыстный учёный муж будет разоблачён.
Герой Клитандр демонстрирует полуобнажённый торс и неподдельную самовлюблённость. Фото: Виталий Шабинский
Спектакль причудливо соединяет классицистскую сдержанность со скабрезностью фарса. Денис Бокурадзе придумал поверх мольеровского сюжета такую страстную жизнь, какая драматургу и не снилась. Все здесь кого-то любят или хотят, чтобы их любили. Сестра-ханжа Арманда (Екатерина Кажаева) хочет вернуть Клитандра (Роберт Валиев), за которого собирается замуж другая сестра Генриетта (Ксения Куокка). Мать семейства Филаминта (Юлия Бокурадзе) явно испытывает к учёному Триссотену (Максим Цыганков) не только интеллектуальный интерес. У отца Кризаля (Кирилл Стреликов) – роман с кухаркой, она же – Подруга Фрейда (Ирина Толкова). Над всем этим царит сам Фрейд (если верить программке) – совершенно карнавальный персонаж в исполнении Каюма Мухтарова. Этот похотливый демон уж точно попал сюда из средневековых фарсов. Подруга – ему под стать.
В «Учёных женщинах» есть пасхалка с маской из другого спектакля, «Театра мудрого дурачины» (16+). Фото: Виталий Шабинский
Каждый костюм (невозможно к ним всё время не возвращаться) – одновременно фантазия на тему эпохи и отражение характера героя, сложносочинённый образ. Красавчик Клитандр демонстрирует полуобнажённый торс и неподдельную самовлюблённость. У Генриетты, собравшейся замуж – открытое платье, у строгой Арманды – высокий воротник и закрытые руки. Поклонница учёных мужей Филаминта – в чёрном, но довольно откровенном. Поверх всего этого – затейливый грим.
Музыка в постановке Арсения Плаксина, свет - Евгения Ганзбурга. Фото: Виталий Шабинский
Всё здесь, конечно, про театр и для театра. Персонажи, особенно женские, существуют в кукольной пластике (хореограф Александр Шуйский). Руки в разговоре держат перед собой, как фарфоровые статуэтки на камине. Мужчины не так ассоциируются с куклами, но у каждого тоже придумана яркая маска и застроена пластика.
И главное, конечно, как всё это сыграно. Как презрительно морщит носик в сторону бывшего возлюбленного Арманда. Как мать семейства басит, заполняя пространство голосом и кринолинами. Как тётушка Белиза Евгении Аржаевой – кажется, самый смешной персонаж в этой высококонкурентной среде – убеждена, что в неё влюблены все мужчины вокруг. Она уморительно мерит взглядом потолочную балку, прикидывая, впишется под неё конструкция на голове или придётся пригнуться. Картинно держит на отлёте мундштук. И так искусно играет разными регистрами голоса, чередуя нарочитые интонации с естественными, что зритель проникается сочувствием к этой милой и нелепой старой деве.
Спектаклю предписан эпиграф из пьесы: «Все смысла ищут там, где смысла вовсе нет». Фото: Виталий Шабинский
Эта игра модуляциями голоса – одна из фишек спектакля и тоже отсылает нас к «Кораблю дураков». В спектакле, кстати, есть и пасхалка с маской из другого спектакля, «Театра мудрого дурачины» (16+). Перед нами узнаваемый стиль «Грани», с отточенной до блеска формой и удовольствием от игры, которое получают не только зрители. Музыка Арсения Плаксина и свет Евгения Ганзбурга – как всегда, неотъемлемые части этого стиля.
Дионис и Фрейд
В спектакле смешаны два перевода: Николая Брянского и Маргариты Тумповской. Несмотря на сокращения и попытки максимально облегчить язык, это всё равно стихотворный мольеровский текст, за которым не всегда просто следить. Но здесь так чётко расставлены акценты, так придуманы персонажи и так застроен пластический рисунок, что кто кому приходится и что происходит – понятно, даже если не особенно вникать в текст.
В программке целая страница отведена под тяжеловесную цитату якобы из лекций Зигмунда Фрейда. Фото: Виталий Шабинский
Спектаклю предписан эпиграф из пьесы: «Все смысла ищут там, где смысла вовсе нет». Можно было бы сказать, что после появления в таком сюжете Фрейда через историю начинает просвечивать крамольная по нынешним временам мысль, грубо, но остроумно высмеянная уже в наше время в серии мемов: «Это просто у тебя мужика нормального не было». Но на самом деле ничего на тему феминистической повестки (или её противоположности) в спектакле нет. Разве что прочувствованно сыгранный Стерликовым монолог, в котором отец семейства изобличает тех самых учёных женщин, а заодно и лицемерие вообще.
Женщины в спектакле выглядят убедительнее мужчин и речь здесь не о качестве актёрской игры. Фото: Виталий Шабинский
Но если уж подходить с гендерных позиций, женщины в этом спектакле выглядят убедительнее мужчин. Речь о персонажах, а не о качестве актёрской игры, где все одинаково хороши. Мужские характеры как будто более карикатурны: надутый учёный муж Триссотен с перебинтованной головой, напоминающий Пьеро робкий отец семейства Кризаль, его брат Арист (совершенно неузнаваемый в этом образе Арсений Шакиров), вынужденный всё время работать «двигателем» для Кризаля. И конечно, призванный притягивать к себе взгляды всех, кто оказывается рядом, томный юноша Клитандр.
Зрителям на сцене открывается настоящий праздник лицедейства. Фото: Виталий Шабинский
Женщины в этой истории всё-таки чаще походят на людей. Во всяком случае, две сестры предстают хотя бы относительно разумными персонажами. И если уж здесь кому-то сочувствуешь, то им или тётушке Белизе. Впрочем, какая разница, когда все маски одинаково смешны, а без иронии по поводу отношений полов этот спектакль представить и вовсе невозможно.
В программке целая страница отведена под тяжеловесную цитату якобы из лекций Зигмунда Фрейда. Но отсылка к психоанализу – это, конечно, от лукавого. Ну какой Фрейд? Вот этот, с всклокоченными волосами и накладным гульфиком? Нет, это какой-то Дионис – и одновременно, конечно, режиссёр. Смотрите, как потирает руки, когда зовёт хозяйку дома посмотреть, как муж милуется со служанкой. Сам устроил заварушку, сам и радуется. И так все полтора часа.
От постановки «Учёные женщины» не стоит ждать излишней серьёзности. Фото: Виталий Шабинский
Персонаж Мухтарова – царь и бог на этом празднике театральности. Их тандем с Подругой Фрейда единственный не замкнут пространством подиумов, и здесь уж физически подготовленный актёр отрывается по полной. А в структуре персонажей он – организатор всего, что мы видим.
Перед нами же – настоящий праздник лицедейства. И борются здесь не с учёными женщинами, а со всем скучным, нравоучительным, плоским и бледным. Всё, что мы видим на сцене, – полная противоположность этих определений.
Смыслы может быть и вправду ищут там, где смыслов вовсе нет?
Спектакль наполнен иронией по поводу отношений полов. Фото: Виталий Шабинский
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий