С 24 по 26 мая в соседнем городе на Волге проходил международный фестиваль медиаискусства «НУР». Мы отправились в Казань, чтобы посмотреть работы современных художников и городские локации, которые погружают зрителей в новую уникальную реальность. Делимся впечатлением и даём полезные советы.
Фото: Жанна Скокова
Это достаточно молодой фестиваль. «НУР» проводят в Казани с 2021 года. В переводе с татарского языка «нур» означает луч. В то же время слово является аббревиатурой – новая уникальная реальность. Фестиваль вырос из независимого проекта. Его создатели вдохновились медиаискусством, которое увидели во время путешествия по Европе в 2018 году.
Сегодня «НУР» – это один из крупнейших фестивалей в России. За несколько лет проведения в нём приняли участие более 150 медиахудожников, музыкантов и перформеров из 28 стран мира. Этой весной фестиваль проходил на 15 локациях по всей Казани.
Фото: Жанна Скокова
Авторы со всего мира
В дни фестиваля на самом большом медиафасаде спортивного объекта в Европе «Ак Барс Арене» прошла выставка цифрового искусства. Свои работы представили 19 мультимедийных художников со всего мира, десять из них отобрали по результатам open call, а девятерых лично пригласили кураторы. Здесь можно было увидеть визуал от Gavin Shapiro из США, Kerimsafa из Нидерландов, Paraic McGloughlin из Ирландии и других. Также на экране транслировали работу художника, который знаком некоторым самарцам, посещающим выставки в «Доме 77». Автор из Мексики Миша Надымов в 2023 году представлял в нашем городе интерактивную инсталляцию «Уединение».
Фото: Жанна Скокова
Песок, река и ветер
Ещё одна локация находилась на полуострове, где располагается пляж «Локомотив». Здесь представили коллаборацию Татьяны Жиляевой и яхт-клуба «Сила ветра». Мультидисциплинарная художница исследует взаимодействие материального и виртуального миров. Работу транслировали прямо на паруса яхт. Она состояла из записей движения глобальных ветровых потоков на карте мира из приложения, которым пользуются яхтсмены. Графика была сгенерирована ветром, а сам видеоарт создан во время путешествий по воде.
Тёмные тоннели
Одной из самых необычных локаций стала подземная улица Баумана. В другие дни попасть туда нельзя, а у посетителей фестиваля такая возможность появилась. Длинный тоннель находится на глубине около шести метров под главной пешеходной улицей Казани. Он является отголоском прошлого: столетия назад Баумана называлась Большой Проломной, а её подземная часть служила подвалами для запасов «Казанского подворья» и общепитов при доходных домах.
Здесь можно было увидеть две инсталляции и прогуляться по бетонным коридорам.
Фото: Жанна Скокова
Первый объект придумала студия мультимедийного дизайна Radugadesign. Из-за смены локации команде пришлось в кратчайшие сроки менять визуал и концепт. Несмотря на трудности, авторы справились со своей задачей. Их SPHERE³ ll стала одной из самых впечатляющих и атмосферных работ на фестивале. Художники поместили в куб огромный светящийся шар, похожий на раскалённую планету. Сфера вращалась вокруг своей оси, освещая своды подземелья, и завораживала зрителей.
Вторая инсталляция принадлежит французско-японскому творческому дуэту NONOTAK. Художник Ноэми Шипфер и архитектор-музыкант Таками Накамото с 2011 года занимаются аудиовизуальными инсталляциями и перформансами. Они объединяют свет, звук и пространство. Их работа «Volume» изначально создавалась для фестиваля в Техасе. Однако авторы адаптировали её и для казанского «НУР». Они использовали строительные леса, источники света и звука, чтобы вызвать у посетителей ощущение нереальности и бесконечности этого места.
Фото: Жанна Скокова
Бывшая швейная фабрика
Здания с большой историей также стали площадкой для визуальных исследований. Например, студия Dreamlaser задействовала для своей работы помещение бывшей швейной фабрики «Адонис». Их инсталляция «The Wall» отражает тему преодоления препятствий и преград на жизненном пути. Согласно задумке авторов, границы и стены существуют только в нашем сознании. С помощью минималистичной графики, которая то замедляется, то ускоряется, команда показала, что препятствия можно переосмыслить. Стены могут превратиться в лучи света, а границы в двигающиеся на полу линии. Также и проблемы могут перестать существовать, когда люди начнут воспринимать жизнь как игру.
Кстати, студия Dreamlaser – один из лидеров в сфере применения инновационных мультимедиа-технологий и организатор ещё одного фестиваля медиаискусства Intervals в Нижнем Новгороде.
Фото: Жанна Скокова
Купеческий дом
Другое интересное место – особняк купца Демидова, который был построен в 1845 году по проекту архитектора Генриха Руша. Раньше здесь располагался банк, а с 1984 года центральный ЗАГС. Сейчас в здании находится театральная резиденция, где проходят показы иммерсивных шоу и спектаклей. В особняке частично сохранились богатые интерьеры.
В одном из залов показали инсталляцию «Light Your Guide». Её авторы: Надин Захарова, Евгения Тома, Иван Шведов. Работа представляет собой платформу, которая двигается между потолком и полом и стреляет лазерными лучами. Это одна из тех «особо опасных» инсталляций, о которых организаторы предупреждают заранее. Лазеры могут навредить не только фототехнике, но и зрению, поэтому на лучи запрещают смотреть с близкого расстояния.
Фото: Жанна Скокова
Центр цифрового искусства
В Казани есть современное пространство для выставок Artplay Media, где показывают искусство на стыке цифровых технологий и кинематографа, а также театральные, музыкальные и пластические перформансы. И в рамках «НУР» тут представили два видео-арта. Первый – «Присутствие» (дуэт Нади Кимельяр и Йусуфа Бикчантаева) показывает некое пространство на стене, которое начинает перемещаться по помещению. В разных углах возникают неведомые сущности или сгустки энергии, которые словно наблюдают за зрителем.
Второй видео-арт «Wuthering Summits» подготовил зарубежный автор под ником MILKORVA. Он показал, как искусственный интеллект может проанализировать сотни фотографий заснеженных альпийских гор и выдать свою версию, в которой ледяные вершины становятся похожими на водопады и бушующие морские волны.
Экстрим-парк
Во время фестиваля также задействовали самый большой экстрим-парк в России. Он находится под мостом «Миллениум». Здесь в зале, где находится боул для тренировок скейтеров, выросла огромная инсталляция «MEDŪSA». Это детище ИСхЕМ – творческого тандема художниц из Казани Ирины Сафиуллиной и Евгении Мусиной. В своей работе авторы соединили образ живого существа, персонажа из мифологии, мотивы оберегов и талисманов.
В этом же спорткомплексе разместился коллектив Tundra. Авторы исследуют грани взаимодействия звуковых и визуальных образов с эмоциями людей. Их работа «The Day We Left Field» переносит зрителя в безлюдные леса и поля, где слышно завывание ветра в кронах. Погружение происходит в полной темноте, сквозь которую на потолке постепенно начинают проступать силуэты мерцающих растений. В 2021 году эту инсталляцию можно было увидеть на выставке «Hydra» в «Севкабель Порту» в Санкт-Петербурге.
Фото: Жанна Скокова
Фестиваль задействовал и другие локации: Консисторская башня Казанского Кремля, корпус Пушечного Двора, колесо обозрения, Кремлёвская набережная.
Впечатления и лайфхаки
Только искусством «НУР» не ограничивался. Была предусмотрена и музыкальная программа, для которой художники также подготовили оформление. Билет на неё продавался отдельно. А в национальной библиотеке Республики Татарстан можно было посетить бесплатные лекции. Их читали основатели крупнейших мультимедийных студий, искусствоведы, художники и другие эксперты. К сожалению, на лекции мы не смогли попасть, так как их расписание сбилось, а зал библиотеки был переполнен. Но видеотрансляции выступлений спикеров доступны в соцсетях фестиваля. Благодаря этому можно значительно сэкономить время и успеть взглянуть на все инсталляции.
Фото: Жанна Скокова
Проход на большую часть локаций был платный. Нужно было приобретать билет. Мы воспользовались тем, что в первые дни старта продаж купить проходку можно было дешевле. Поэтому лучше позаботиться о билетах за месяц или за два. Также есть ещё один лайфхак для тех, кто хочет сэкономить. При заселении в арендуемое жильё или гостиницу можно сказать, что вы приехали именно на «НУР», тогда возможно вам сделают скидку или разрешат не вносить залог.
Впечатление фестиваль оставил приятное, несмотря на то, что в некоторых локациях пришлось отстоять получасовую очередь. Если вы жаждите ярких эмоций и хотите посмотреть на Казань с новой стороны, то «НУР» определённо подойдёт.
Фото: Жанна Скокова
С фестивалем Intervals из Нижнего Новгорода его не стоит сравнивать. Эти два проекта действительно похожи. В них задействованы медиахудожники, городские локации и эксперты. Но каждый город уникален. В Казани есть полуостров с яхт-клубом, подземелья под главной улицей, особая история. В Нижнем Новгороде – пакгаузы, просторная набережная и арт-пространства. Именно города и их особенности формируют основу для будущего искусства и визуала, который так привлекает туристов и местных жителей.
Фото обложки: Жанна Скокова
Комментарии ()
Написать комментарий