В этот раз мы решили отправиться на экскурсию в Парковый комплекс истории техники имени Сахарова. Это огромнейший музей под открытым небом. Находится он в Тольятти. Вот лишь несколько причин, почему сюда стоит заглянуть, а потом остаться на целый день: здесь можно попасть внутрь самой настоящей подводной лодки, залезть на танк Т-80, сфотографировать экспериментальную «НИВУ-амфибию» и не спеша прогуляться по Паровозному депо, а потом мимо десятков самолётов и вертолётов. Что мы и сделали вместе с менеджером по связям с общественностью парка имени Сахарова Александром Лавровым.
Парковый комплекс истории техники имени Сахарова
Адрес: Тольятти, Южное шоссе, 137
Координаты: 53.553429, 49.250010
Вход: платный
«Студебеккер» из фильма, подводная лодка и фотофиксация пусков ракет
В конце 1990-х у Константина Сахарова, который в то время был вице-президентом АвтоВАЗа появилась идея собрать музей техники, чтобы показать жителям и гостям Тольятти результаты работы советских и российских конструкторов. Его решили организовать на месте свалки. Сейчас парковый комплекс – это территория, занимающая 38 гектаров. Это почти 40 футбольных полей. В парке разместили более 450 экспонатов. Они находятся на двух площадках. В основной экспозиции представлены авиация, бронетехника, артиллерия, РЛС, зенитные орудия, подводная лодка Б-307, морское вооружение, инженерная техника, ЗРК С-300. Тут же находятся павильоны с тематическими выставками. Вторая площадка отведена под Паровозное депо.
Парк настолько огромен, что внутри есть разделение по улицам. Их назвали в честь конструкторов-изобретателей и учёных. Так что можно прогуляться по улицам Циолковского и Леонардо да Винчи.
В парковом комплексе нет жёсткой структуры: все гости, которые приехали сюда вне экскурсионной программы, могут изучать экспонаты в свободном порядке. Также здесь можно заказать экскурсию. В этом случае маршрут будет определён заранее. Например, сначала вам покажут артиллерийские орудия, коллекцию инженерной техники, бронетранспортеры, а после – танки, технику времен Великой Отечественной войны, самолёты Сухого, Яковлева и вертолёты Миля.
Центральный экспонат музея, который видно, кажется, из любой точки паркового комплекса – самая большая советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом». Строили такие с 1970-х. Ту, которая находится в Тольятти, собрали в 1980-х.
Первый вопрос, который возникает: «Как же довезли лодку до паркового комплекса?». Субмарину, длина которой 90,2 метра, высота – 12,3 метра, а вес – около 2 200 тонн, забрали из Кронштадта, где она стояла на ремонте. До Тольятти её доставили по Волге, а после везли по суше с помощью девяти тягачей. Путь такой огромной лодки до финальной остановки составил полгода.
У всех желающих есть возможность попасть внутрь подводной лодки, но сделать это реально строго по расписанию. Количество человек, одновременно находящихся внутри, не может превышать 20. К тому же, если группа будет больше, людям будет крайне неудобно перемещаться по вытянутой субмарине.
Рядом с подводной лодкой находится морское вооружение: корабельное орудие, торпеды и ракеты.
Советуем обратить внимание на знаковые экспонаты, например, танк Т-80. Большинство советских танков были оснащены дизельными двигателями, а этот – газотурбинным. Он мог работать на авиационном керосине. Важно, что это самый современный танк в коллекции паркового комплекса.
Залезать на многие экспонаты не разрешается. Но есть исключения: можно забраться на танк Т-80, в самолёт СУ-17 и в вертолёт МИ-24. Главное – соблюдать технику безопасности.
Также в парковом комплексе можно увидеть грузовой автомобиль «Студебеккер» – американский трёхосный грузовик. Подобные поставляли во время Второй Мировой войны по ленд-лизу. Конкретно этот автомобиль задействовали в съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя» (12+). В музейный комплекс машина приехала прямиком с «Мосфильма».
Ещё из интересного – самый старый экспонат музея – гаубица 1910 года. А вдалеке, на небольшом холме, находится комплекс фотофиксации запусков ракет. Внешне он похож на обсерваторию.
«НИВА-амфибия» и «Нивушка», купель и марсоходы
На территории комплекса экспонаты находятся не только под открытым небом. Здесь также есть два ангара. В первом мы увидели автомобили ВАЗа: экспериментальные, несерийные, гоночные. Среди того, что зацепило нас: «НИВА-амфибия» и одна из первых «копеек». А ещё привлекла внимание коллекция ручек КПП, каждую из которых изготавливали вручную.
Во втором павильоне «Космический десант» открыта выставка космической техники. Увидеть удастся спускаемый аппарат «Ресурс-Ф», марсоходы, натуральный макет шагающего аппарата и рулевую камеру сгорания кислородно-керосинового четырёхкамерного двигателя первой ступени ракеты «Восток». Здесь же можно встретить технику, стоявшую на вооружении в воздушно-десантных войсках, и выставку, посвященную Афганской войне.
Тем, кто пройдёт всю территорию первой площадки, рекомендуем немного отдохнуть: в парке есть озеро, где зимой оборудуют купель, множество скамеек и автоматы с водой. Для самых маленьких посетителей – детская площадка и трасса, по которой можно покататься на детских автомобилях, копиях настоящих машин. В прокат можно взять, например, «Нивушку» и «Вестушку».
Паровозное депо, тепловоз и военно-историческая выставка
До второй части музея идти около пяти минут. Здесь находится паровозное депо с паровозами и тепловозами. На территории комплекса стоит единственный паровоз, который был назван именем конструктора – Льва Лебедянского.
Тут же можно заглянуть на интерактивную выставку, посвященную жизни тыла времён Великой Отечественной войны. Посетители переходят из комнаты в комнату, узнают, как выглядели школьный класс, бомбоубежище и детский сад того времени.
Фото: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий