В минувшие выходные «Пластилиновый дождь» вновь собрал в Струковском саду тысячи зрителей. Одновременно работали три театральные площадки, у стелы выступали музыканты, по аллеям передвигались ходулисты и причудливые велосипеды. Как ярко и сумасшедше весело это было, рассказываем и показываем в материале «Кому на Волге».
Пластилиновый дождь в Струковском парке. Фото: Евгения Туркова
Неизвестно, было ли это целью организаторов или так подобралось (скорее второе), но значительная часть программы была так или иначе связана с этническими мотивами. И в этой части оказались и два хедлайнера фестиваля – Spokanki и сам театр «Пластиновый дождь» с премьерой «Заповедная» (12+).
После успеха в телевизионных шоу у этноавангардного проекта Spokanki – суперпопулярность и миллионы подписчиков в TikTok. В Самаре они смогли выступить только один раз (в основном театры играли и в субботу, и в воскресенье). Группа из поющих актрис известна виртуозным акапельным пением. В их репертуаре в основном оригинальные аранжировки известных композиций в самых разных стилях – от госпела до поп-музыки. Перед фестивалем организаторы рассказывали о сложном техническом райдере, который, впрочем, оказался вполне выполнимым.
На фестивале уличных театров зрители – тоже участники действа. Фото: Евгения Туркова
Одной музыкальной составляющей хватило бы для немалого успеха, но у споканок есть еще кое-что – театр. На самом деле участницы вышли из ГИТИСа с актерского курса Владимира Панкова, а визуальная составляющая их образов заимствована из спектакля Центра драматургии и режиссуры «Однорукий из Спокана» (16+), в котором девушки начали играть ещё студентками. Но на официальном сайте проекта вы не найдете не только этой информации, но даже имён артисток. Хотя среди них есть и те, кого зрители знают по сериалам, например. Но в этом проекте они представляются «споканскими» псевдонимами. Коллектив придумал себе легенду о мифической стране Спокании, из которой пришли героини, а также гротескные характеры, фамильярный стиль общения со зрителями и соперничество между персонажами. Паузы между песнями заполнены почти стендапными репризами. В Самаре Spokanki побывали впервые и выступили с предсказуемым успехом.
Шествие по парку привело в восторг и маленьких, и взрослых зрителей. Фото: Евгения Туркова
«Пластилиновый дождь» поставил второй в своей истории спектакль с использованием подъёмного крана и воздушной акробатикой. Первый, «Ловцы снов» (12+), появился в 2019 году. Сюжет премьеры с поэтичным названием «Заповедная» сочинён по мотивам легенд Жигулёвских гор. Самое эффектное в спектакле – три огромные механические фигуры: хозяйки гор, сома и орлана-белохвоста. Сложнее всего устроена птица – она не просто поднимается краном в воздух и двигает головой, но и везёт на себе человека (а как кричит!). В кульминационной сцене битвы герой поднимается на её спине в воздух, чтобы прицельным ударом сверху поразить рыбу-антагониста копьём. Закадровый женский голос с распевной интонацией ведёт рассказ о том, как в давние времена девица из воды и молодец из камня создали пару, но подводный страж сом возмутился, и пришлось влюблённым преодолевать преграды на пути в небесный город Ладоград. Помогает им в этом не только орёл, но и Хозяйка Жигулёвских гор. «Заповедная» уже побывала на нескольких фестивалях и, конечно, станет хитом в репертуаре «Пластилинового дождя». Спектакль вышел при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
«Пластилиновый дождь» поставил сложный технически спектакль по мотивам легенд Жигулёвских гор. Фото: Евгения Туркова
Театр клоунады «Микос» оказался на той же волне и показал совсем свежий спектакль «Богатыри» (6+). Премьера этого лета отличается от тех представлений коллектива, к которым привыкли постоянные зрители. Во-первых, артисты вышли в новых образах: богатырей, русской красавицы и ливонского рыцаря (в одном эпизоде). Во-вторых, в этом спектакле появился вокал. Причем если плясовая «Я за то люблю Ивана» была встроена в клоунаду (запевала Тотраз Циукаев смешно контролировал остальных артистов), то выход вокалистки с лирической песней стал отдельным номером.
Характеры постоянных персонажей «Микоса» остаются неизменными, независимо от сюжетов. Фото: Евгения Туркова
Но характеры постоянных персонажей «Микоса» остаются неизменными, независимо от сюжетов. Мрачный мизантроп Сергея «Паганеля» Давыдова, недовольная маска актрисы Ксении Ивановой и добродушный клоун-эквилибрист Максима Гамаюнова, а также их отношения с партнёрами по площадке и зрителями – то, что в первую очередь привлекает поклонников. Просто в этом спектакле жонглируют не кеглями, а палицами, достают с удочки баранку и соревнуются не в чём-нибудь, а в глубине и изощрённости поясных поклонов. В том числе и со зрителями. В «Богатырях» вообще немало интерактивных сцен, в которых добровольцы играют в ручеёк или перетягивают канат, хитрым образом протянутый под платьем у артистки. Кому-то даже достался фокус с забиванием гвоздя в голову (пострадал только кочан капусты).
Атмосфера праздника и веселья в Струковском парке. Фото: Евгения Туркова
Ещё одним спектаклем с фольклорными мотивами стали «Сказки бескрайнего неба» (6+) из Санкт-Петербурга. Истории Велты Кирьяковой вдохновлены фольклором малых народов России. В разных спектаклях фестиваля перекликаются даже персонажи – в этом героем одной из сказок стал Хозяин Байкала. Звуковую атмосферу на площадке создавали оригинальные музыкальные инструменты. Казанские артисты Алёна Шишкина и Руслан Риманас в одной из сцен своей лирической клоунады «Мы из шкафа» (6+) тоже поддержали тему и вышли в образах Ивана да Марьи.

Истории по мотивам классической литературы вместе с этническими доминировали на этом «Пластилиновым дожде». Даже уличный театр «Ларамбла» не просто так ходил по парку, а в поисках Ивана Андреевича Крылова. Променад «По улице слона водили» (0+) ураганом прошёлся по Струковскому саду, вовлекая в свою орбиту даже тех, кто там оказываться не собирался. Каким-то образом артисты из Ростова-на-Дону умеют идеально встраиваться в любую обстановку, будь то торговый центр или аллеи, беседки и фудкорты парка. Дети визжали от восторга и ушли с променада в праздничных колпаках и со свернутыми из шариков собачками. Ведь у автора басни «Слон и Моська», вот этой наконец-то найденной фигуры на ходулях с кучей батонов в руке – день рождения. В этом году уже 256-ой.
Променад «По улице слона водили» ураганом прошёлся по Струковскому саду. Фото: Евгения Туркова
Московские «Эскизы в пространстве» в «Ужине при свечах» (12+) придумали отличную декорацию для уличного театра – высоченный стол и огромные канделябры. Часть артистов поставили на ходули. Мастер и Маргарита, впрочем, передвигались по земле – обычные люди, даже не испорченные квартирным вопросом. В спектакле удачно найден баланс лирического и гротескового, так что «Эскизам» удалось передать дух булгаковского романа.
Мастер и Маргарита и их вечная история. Фото: Евгения Туркова
Ещё одним спектаклем по литературной классике стал «Станционный смотритель» (6+) московского проекта «Запалки» – переложение пушкинской повести на язык театра кукол.
Вопреки трендам альметьевские «Лёгкие крылья» привезли спектакль, сочинённый с опорой на первые годы истории кинематографа. «Немое кино» (6+) оказалось особенно зажигательным в интерактивной части, где душераздирающий сюжет про любовный треугольник разыгрывали силами зрителей.
Воздушная акробатика – впечатляющая часть спектаклей уличных театров. Фото: Евгения Туркова
Фестиваль, как всегда, представил весь спектр активностей для всех интересов и возрастов – работала ярмарка хэндмейда, передвигались по аллеям артисты «Пластилинового дождя» в образах, в программе был блок современного танца и театров для самых маленьких. Кстати, с доковидного 2019-го это только второй летний фестиваль уличного искусства.
Зрители и артисты надеются встретиться снова. Фото: Евгения Туркова
Фото обложки: Евгения Туркова

Комментарии ()
Написать комментарий