09 сентября 2024, 09:56

Пейзажи и исчезающая архитектура на выставке «Память полей»

В галерее современного искусства SPACE13 проходит персональная выставка столичной художницы Марии Стадник «Память полей» (0+). Это проект, который погружает в воспоминания и ностальгию, а также заставляет задуматься о судьбе зданий в городах и сельской местности. Рассказываем о задумке и смысле выставки, о художнице и о том, чем её покорила Самара.

Фото: Екатерина Жевак

Мария Стадник

художник-график из Москвы. В 2020 закончила обучение в художественно-промышленном университете имени Строганова. Участвовала в выставках в ведущих галереях страны: a–s–t–r–a, ART&BRUT, а также в арт-ярмарках: WIN-WIN, PortArtFair и Контур.

Проект «Память полей» – это ещё и серия работ, созданная Марией для дипломного проекта, которая стала отправной точкой формирования её художественного стиля.

Автора интересуют сельские и индустриальные здания. Та архитектура, которая должна быть просто функциональной, а не изысканно красивой. Чтобы передать особенности пространства и объектов в нём, художница намеренно удаляет все лишние детали. В итоге исторический контекст существования каждого здания стирается, архитектура предстаёт без привязки к чему-либо.

Фото: Екатерина Жевак

Пейзажи Марии всегда безлюдны, но в них скрыто присутствие человека. Его можно ощутить через облик самого здания, идею его создания и принадлежность к функциям.

Очень часто в работах художницы можно встретить именно сельские здания. Иногда они бывают заброшенными. Из-за того, что за постройками не следят, они находятся на грани исчезновения. Поэтому Мария считает своим долгом передать исчезающую красоту.

Мне очень нравится исследовать тему памяти. Согласно отзывам зрителей, мои картины действительно вызывают воспоминания о зданиях. Я изображаю места, которые можно увидеть из окна машины или поезда, они хорошо знакомые и родные. Есть работа, которая отсылает к Усть-Чарышской пристани в Сибири. Здесь изображена старая деревянная мельница.

Мне важно показывать архитектуру, которая не признана официальным памятником. Когда я вижу старые амбары и сараи в селе, я воспринимаю их как балки и колонны акрополя. Мне они напоминают храм в архитектуре, это монументально и грандиозно. Основная функция моего искусства – зафиксировать и запечатлеть здания.

художница Мария Стадник

Фото: Екатерина Жевак

В Самаре Мария посетила несколько мест, связанных со стилем модерн. Но больше всего ей понравилось бесцельно прогуливаться по улочкам города. Таким образом она нашла много интересных двориков и локаций. Художница также посмотрела на знаменитый самарский элеватор с нескольких видовых точек. Этот архитектурный объект пока не обладает статусом памятника и тоже находился до недавнего времени под угрозой исчезновения, поэтому его история особенно заинтересовала Марию. 

Элеватор грандиозный и монументальный. Меня поражает его история. Мне кажется, до него я не видела таких примеров брутализма. Пока я шла до элеватора, встретила много вернакулярной архитектуры, то есть той, которая считается самостроем. Это какие-то балкончики и лесенки. Я всё фотографирую, потому что меня привлекает фактура дерева. Вдохновляюсь городом. Возможно, у меня появится серия по мотивам Самары.

художница Мария Стадник

Выставка доступна с четверга по субботу на Куйбышева, 81 (2 этаж). Продлится она до 14 сентября включительно. Фото: Екатерина Жевак

Галерея SPACE13 растёт и развивается. Её создатели открывают для публики новые имена. Скоро выставочное пространство переедет в новый дом, где будет больше места. А пока есть возможность оценить текущий проект в старых стенах с прекрасным видом на площадь Революции.

Выставка доступна с четверга по субботу на Куйбышева, 81 (2 этаж). Продлится она до 14 сентября включительно.

Фото обложки: Екатерина Жевак

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    От маленькой часовни до огромной обители. Как устроен Иверский женский монастырь
    01 февраля 2024, 20:49
    От маленькой часовни до огромной обители. Как устроен Иверский женский монастырь

    Прогуливаясь или проезжая на машине по Волжскому проспекту, мимо пивзавода и ГРЭС, сложно не заметить несколько величественных храмов, часовню и, конечно же, высоченную колокольню, с которой открывается потрясающая панорама на Самару. Рассказываем и показываем, как устроена обитель изнутри. Где и как живут монахини, игумения и паломники, и чему учат девочек в православной женской гимназии.

    Музейный комплекс в Ширяеве. Как жили Репин, Ширяевец и купцы
    10 августа 2023, 11:41
    Музейный комплекс в Ширяеве. Как жили Репин, Ширяевец и купцы

    «Бурлаков на Волге» видел, наверное, каждый. Автор картины – Илья Репин. Он работал над ней в Ширяеве. Сейчас здесь – посвящённый художнику музей. Съездили в Ширяево и узнали, как Репин писал «бурлаков», как он здесь жил, и почему стоит заглянуть в дом Ширяевца. Гид по музею нам помогла составить экскурсовод историко-музейного комплекса Елена Пахомова.

    Усадьба Самариных, церкви XIX века и «Хогвартс» в Безенчуке
    09 сентября 2022, 15:40
    Усадьба Самариных, церкви XIX века и «Хогвартс» в Безенчуке

    Наш 15-ый маршрут «Одним днём» приведёт вас на самую южную точку левого берега Волги в Самарской области. По пути к ней смотрим на то, что осталось от старинного храма в Никольском, достойно восстановленную церковь в Екатериновке Безенчукского района. Попадаем внутрь бывшей мельницы Малюшкина, сравниваем здание НИИ в Безенчуке с Хогвартсом и гуляем по лесу на обрывистом берегу Волги. Поехали.

    Топ-пять текстов 2023 года. Выбор главного редактора «Кому на Волге» Натальи Фёдоровой
    08 января 2024, 10:15
    Топ-пять текстов 2023 года. Выбор главного редактора «Кому на Волге» Натальи Фёдоровой

    Завершаем итоговые подборки любимыми материалами главного редактора «Кому на Волге» и газеты «Волжская коммуна» Натальи Фёдоровой. Внутри: пять текстов и десятки классных фотографий, воспоминания о выездах по области и самом ярком фестивале этого лета.