Художница Валерия Александрова собирала артефакты и фиксировала увиденное на фото во время своих walking-практик. Итогом стала выставка «Первоэлементы» (6+), которая открылась 1 июля в «Нулевой комнате». Рассказываем, почему бродить по городу - это искусство.
Валерия Александрова
Художница из Санкт-Петербурга. Родилась в Самаре. Работает с темами: личная история, сознательное и бессознательное, мифы в современном прочтении, ритуалы и магические практики. В основном создаёт арт-объекты, художественную графику и инсталляции. Участница объединения PARAZIT. Выставлялась в Москве и Петербурге, а также в Грузии и Швеции.
Walking-практики - это прогулки с изучением окружающего пространства. Они стирают границы между художником, зрителями и арт-объектами. Используют такой метод уже давно. Известны примеры арт-прогулок с 1920-х годов. Течение уже не новое, однако транслируется в галереях нечасто.
Валерия Александрова нагуляла 50 километров по Самаре. Ходила она по четырём маршрутам, основой каждого из которых были природные стихии: воздух, земля, вода и огонь. Таким образом автор переосмыслила связи города и его непарадные кварталы. Также она вплела в работы, появившиеся по итогам прогулок, личную историю, память и мифы.
Водная стихия отражена в маршруте от мельницы Бобермана за рекой Самарой до краеведческого музея имени Алабина. Казалось бы, при чём тут музей? Конечная точка маршрута – экспозиция, посвящённая подводному миру, которую Валерия помнит ещё с детства.
Всё это дополнили образы, которые приходили к художнице во время прохождения маршрута. Например, с водой она связала сказки о Василисе Премудрой и её отце - подводном царе. Валерия здесь зашифровала и личную семейную историю. Инсталляцию с кроватью и зеркалом она посвятила дедушке, который умер около десяти лет назад.
Также она вспомнила про истории, связанные со строительством Жигулёвской ГЭС, когда затопило город Ставрополь. Эта линия нашла отражение в инсталляции с аквариумом и плавающими внутри него панельными домами.
Воздух – маршрут от лыжной базы «Чайка» до Вертолётной площадки. На пути Лере попались множество советских держателей для флагов. В эту же часть попала работа, состоящая из двух слоёв – фотографии и парящей перед ней рамки. Для художницы стихия воздуха ассоциируется со свободой, силой духа и оптической иллюзией.
Огонь. Маршрут от церкви Пресвятого Сердца Иисуса на улице Фрунзе до парка Гагарина. Отправной точкой служит костёл, так как в католической традиции существует образ горящего сердца, обвитого терновником. Плюс ко всему, название храма созвучно со словом «костёр». В парке Гагарина же основным местом смыслов стало колесо обозрения, которое символизирует солнце.
С землёй ассоциируется маршрут от Хлебной площади до городского кладбища. Здесь акценты расставлены на места, которые дарят жизнь и символизируют смерть. Отправная точка связана с рожью, теплом хлеба, домашним уютом, а конечная – с концом существования, холодом, могилой.
За четыре дня прогулок по Самаре художница прошла более 70 тысяч шагов. Эту статистическую информацию можно найти на стенах рядом с фотографиями и словами-ассоциациями из личного дневника Леры. Отдельного внимания заслуживают артефакты, найденные во время прогулок. Из них автор создала скульптуры.
Для меня важно, что эта выставка проходит в моём родном городе. В проекте играют роль две важные составляющие: ходьба как искусство и нарративы. Между инсталляциями и арт-объектами есть мои маршруты, которые я преодолела за четыре дня. Их я строила, привязываясь к стихиям, но не в прямом смысле. Например, если это вода, то необязательно было акцентировать внимание на лужах и фонтанах. Я «копала» глубже.
художница Валерия Александрова
Выставка работает с 1 по 22 июля на первом этаже «Дома 77» на улице Ленинградской, 77.
Фото: Юлия Рубцова
Комментарии ()
Написать комментарий