Мы с нетерпением ждали, когда современное искусство захватит ещё одно знаковое общественное пространство в Самаре. Наконец, центр досуга и отдыха «Станкозавод» на улице Куйбышева встал в один ряд с другими культурными площадками. Во время «Ночи искусств 2022» здесь открыли двухдневную поп-ап выставку «Время» (12+). Мы на неё сходили и теперь рассказываем, что там увидели.
Зайти на девственную для искусства площадку первой решила галерея «Виктория». С 4 по 6 ноября на «Станкозаводе» можно было посмотреть на «Время».
Это эксперимент, который должен помочь искусству прижиться в этих пока ещё пустых безжизненных стенах. Насколько удачно это получилось? Судя по лекции Сергея Баландина «Современное искусство: новые опции», которая предваряла выставку, начало было положено внушительное. Послушать куратора «Виктории» пришло такое количество людей, что части из них не хватило сидячих мест, и они два часа простояли на ногах. На лекции гости узнали, чем современное искусство отличается от классического, что такое концептуализм, зачем художники делают интерактивные произведения и так далее. Даже духота в помещении не сильно помешала процессу просвещения.
Что касается самой выставки, то у нас сложилось неоднозначное впечатление. Наверное, это тот момент, когда не стоит строить иллюзий перед предстоящим событием. Ожидание и реальность могут не совпасть, как в известном меме. Работы художников выглядели одинокими, а пространства оставались безжизненными и полупустыми, как-будто чего-то не хватало. Голые стены, металлические балки, холод. Только присутствие посетителей напоминало о том, что здесь всё-таки проходит выставка. Можно предположить, что дело в спешке, коротких сроках для подготовки или чём-то ещё. И это, если что, субъективное мнение.
«Время» отражает срез актуальных самарских авторов. Среди них: SPDPLF, Снежана Михеева, Алексей Журавлёв. Если вы посещаете оба этажа «Виктории», то эти имена вам знакомы. К тому же SPDPLF сейчас активничают в «Нулевой комнате», практикуются в кураторстве и участвуют в различных проектах. Снежана Михеева вместе с мужем занимается независимым культурным пространством «Ми» в собственной квартире на Ташкентской и его филиалом «Старуха» на проспекте Кирова.
Тема для выставки была выбрана достаточно глубокая и философская. Она открывает широкие возможности для восприятия. Понятие времени сильно размыто. Это то, что с нами происходит в конкретный момент. Также то, что с нами уже случилось тоже считается определённым временем. Основные маркеры настоящего - виртуальная реальность. Обе части выставки - тёмная и светлая - поддерживают этот контекст.
В светлом зале можно было во всех подробностях рассмотреть инсталляцию «Встреча» Снежаны Михеевой. Эта работа невольно заставляет улыбнуться, так как она состоит из волос друзей художницы и их питомцев. Домашний ковёр тоже может похвастаться похожим набором источников ДНК.
- Инсталляция представляет из себя кокон, скрепляющий события и людей с помощью текстуры каждого. Процесс сбора волос занял несколько месяцев. Часть людей, поучаствовавших в нём, уже уехали, часть - осталась. Компилируя слои текстур, я объединяла людей, пытаясь создать некий символ и образ убежища, - объяснила Михеева.
В этом же пространстве арт-группа SPDPLF создала огромную фигуру в дополненной реальности. Для того, чтобы её разглядеть нужно было воспользоваться запрещённой в Российской Федерации социальной сетью. Не у всех посетителей была такая возможность. Работа называется «Случайная и ненужная деталь, которая не встраивается в общий механизм». Её посвятили историческому месту - настоящему «Станкозаводу», который работал в советское время. В 1960 году предприятие выпустило первый в стране токарно-винторезный станок особо высокой точности, получивший одним из первых в стране государственный Знак качества.
Тёмный зал более интимный. В нём внимание было приковано к проекции на стенах. Алексей Журавлёв показал видеоэссе «По кромешной синеве» 2019 года. Оно посвящено его переезду из Самары в Москву. Миксуя песни Людмилы Зыкиной и Егора Летова, автор рассказал об опыте миграции и ностальгии по Волге.
Дмитрий Крылов и Кирилл Шабалкин по-своему описали волжский гедонизм с отдыхом на природе и тусовками. Они создали аудиоинсталляцию, в которой можно различить шум прибоя, ползущие по песчаному берегу волны. А использованный мангал служил напоминанием о рейвах на Проране. Работу они посвятили друзьям, которые покинули Самару.
Здесь же крутили бесперебойно видео Сергея Судакова, с лишь одним словом «время». Оно одновременно несёт и грусть, и надежду. Всем известно, что время способно на многое. Оно лечит раны, стирает неприятные воспоминания, меняет обстоятельства и открывает новые горизонты. Нужно лишь немного подождать.
Фото: Екатерина Ершова
Комментарии ()
Написать комментарий