
Таинственный мост, старинный элеватор, живописные пруды
Снова выходные, и мы отправляемся с вами в очередное путешествие одним днём. Проедем через Елховку и покатаемся по Кошкинскому району.
Православная деревянная скульптура - явление редкое. На выставке «Пермские боги» (6+) представлены 37 деревянных скульптур, созданных в период с XVIII до начала XX века. Экспозиция будет работать в областном музее имени Алабина до 13 марта.
Первым обнаружил пермские деревянные фигуры краевед Николай Серебренников. Он организовал серию экспедиций, описал находки и начал формировать коллекцию. Для храмовых образов пермской деревянной скульптуры характерно разнообразие этнических черт. Резчики наделяли Христа и святых внешностью коми-пермяков, зырян, татар и башкир - коренного населения здешних земель.
Коллекция в Пермской художественной галерее является крупнейшей среди подобных. Она объединила памятники, которые входили в убранство церквей, расположенных преимущественно на севере региона. Сейчас в фондах галереи собрано около 500 предметов.
- Среди авторов есть мастера-самоучки, которые создавали скульптуры наивного направления, - рассказывает хранитель коллекции деревянных скульптур Пермской художественной галереи Ксения Зубакина. - При этом они решали трудные задачи. Например, работа «Снятие с креста» - сложная композиция, где персонажи предстают в разнообразных ракурсах и позах. С разворотами головы, торса. В результате образы получаются очень выразительные.
Среди деревянных скульптур много изображений ангелов, наделенных человеческими чертами. Создавая их, мастера давали волю своей фантазии. Самарцы могут увидеть ангелов с трубами, с венцом, рипидами (своего рода опахалами, применяемыми во время богослужений).
- У художников во все времена христианского искусства возникал вопрос, как изобразить невидимое, - отмечает Зубакина. - Поэтому ангелы у них обретают плоть.
Это же относится и к мастерам православной деревянной скульптуры. В числе экспонатов - изображение херувима, существа с двумя крыльями. Это фрагмент резьбы иконостаса, он сохранился частично, но все же смотрится как единое целое. Здесь мы видим элементы барокко с вырезанными цветами и другими украшениями. Рядом - изображение Святого духа. Часто в христианском искусстве он представляется в виде летящей птицы. Так и здесь - белоснежная птица словно бы спускается с небес, как посланница Бога.
Главное качество деревянных православных скульптур - то, что они очеловечены, считает хранитель коллекции. Именно такими предстают вырезанные из сосны и липы образы Сидящего Спасителя, фигуры апостолов, Николая Чудотворца. Центральное место на выставке занимает грандиозная композиция - «Распятие с предстоящими и страстной ангельский чин». Спасителя на кресте окружают Богоматерь, Магдалина, Иоанн Богослов, сотник и несколько ангелов.
Большая удача - привезти в Самару такие уникальные произведения. Крайне редко они покидают Пермскую художественную галерею. Обычно их привозят во Францию, Японию или российские столицы. Думаю, эта коллекция - одна из лучших в провинциальных музеях. Такая резьба по дереву - некий параллельный путь развития российского искусства, выходящий как за рамки религиозных художественных традиций, так и заметно перешагнувший уровень искусства народного.
директор областного историко-краеведческого музея Андрей Кочетков
Фото: Ирина Бойкина
Снова выходные, и мы отправляемся с вами в очередное путешествие одним днём. Проедем через Елховку и покатаемся по Кошкинскому району.
Продолжаем расширять рубрику с прогулками: на этот раз доехали до Сызрани – города с белоснежным кремлём и известной далеко за пределами Самарской области «помидорой». Вместе с сооснователем бренда Volga mama Андреем Комзовым вспомнили, какой была Сызрань без новой набережной, посмотрели, как выглядит историческая улица Советская, и обсудили, чего же всё-таки не хватает старинному городу Среднего Поволжья.
Где в антураже эпохи Ренессанса можно посидеть с книгой, получить доступ к современным технологиям и просто неплохо провести время? Неожиданно, но в библиотеке. А конкретно - в Самаре, в библиотеке имени Крупской. Ей, между прочим, сто лет. Рассказываем, как она устроена, и почему стала новым местом притяжения на карте города.
Сохранение, реставрация и бережное отношение к истории – тренд последних лет. Этого курса стараются придерживаться и представители самарских кофеен, кафе и кондитерских. Собрали пять мест, где можно не только выпить чашку кофе, но и приобщиться к истории. Разглядываем кирпичную кладку «Станкозавода», лепнину на потолке в особняке Субботиной и заглядываем на чай в правое крыло церкви Святого Георга.
Комментарии ()
Написать комментарий