18 марта 2024, 07:30

«Павильон» – грёзы о биеннале в Венеции на «Станкозаводе»

В Самаре прошла выставка по мотивам Венецианской биеннале (18+). Её можно было посетить в течение трёх дней на «Станкозаводе». Здесь работал импровизированный павильон русских художников, который мог бы открыться на 60-й биеннале в Италии. Мы сходили на выставку и узнали, что отечественные авторы готовы предложить миру.

Выставка по мотивам Венецианской биеннале на площадке «Станкозавода». Фото: Андрей Савельев

Мыслями в столице моря

Тема юбилейной биеннале в Венеции: Stranieri Ovunque или «Чужестранцы повсюду». Проходить главное событие будет с апреля по ноябрь 2024 года. Российских художников там не будет. Что не помешало организаторам выставки в Самаре представить, как выглядел бы павильон отечественных авторов за границей.

В истории биеннале у художников из России были взлёты и падения. Например, во времена «железного занавеса» они выставлялись вне павильонов и в параллельной программе. К таким феноменам относится одиозная «Биеннале диссидентов» 1977 года. Тогда на выставке за границей представили неофициальное искусство, запрещённое в СССР. Зарубежные зрители увидели группу художников-концептуалистов «Коллективные действия», фантасмагорическую живопись Олега Целкова, концептуализм Ильи Кабакова.

Выставочная композиция. Фото: Андрей Савельев

В этом году тема биеннале построена вокруг тезиса «чужестранцы повсюду». Эта фраза происходит от названия туристического общества. Его члены выступают против ксенофобии с 2000-х годов. Куратор биеннале Адриано Педроса решил, что нужно напомнить людям о том, что мир находится в кризисе и авторы создают искусство в непростых условиях. Связано это с переселением людей и с чувством, которое их преследует – они везде иностранцы.

Чужестранцы из Питера 

В «Станкозаводе» показали работы более пятидесяти художников. Всю выставку условно разделили на две части. Первая – это экспозиция петербургского творческого объединения Parazit. Именно его участники решили открыть собственный павильон. Вторая часть – взгляд на биеннале от самарских художников.

Истоки объединения Parazit лежат в деятельности «Товарищества Новые Тупые», которое было образовано в 1996 году в галерее «Борей». Сейчас это одно из самых мощных творческих комьюнити в Санкт-Петербурге. В его названии отражена основная концепция – авторы «паразитируют» на площадках различных культурных институций. Они используют в своих целях мировые события в области современного искусства. Однако художники не просто копируют арт-объекты и веяния, а создают личные высказывания на актуальные темы.

«Павильон» условно разделили на две части: экспозиция петербургского творческого объединения Parazit и работы самарских художников. Фото: Андрей Савельев

Среди работ были не только холсты, но и инсталляции, скульптуры, коллажи, ассамбляжи, вышивки. Практически во всех работах присутствует доля юмора. Авторы порой доводят свои визуальные высказывания до абсурда. Владимир Козин показал работу «Модулор» в виде коллажа и мышеловки. 25 лет назад автор основал музей «Мышеловка современного искусства». Тогда художник пригласил коллег и предложил им использовать ловушки для грызунов в качестве основы произведений. Капканы превратились в инструменты для фиксации памяти и отражения времени. С тех пор мышеловки стали метафорами в творчестве Козина.

Работы художников из Самары и Санкт-Петербурга. Фото: Андрей Савельев

Арт-объект под забавным названием «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг Джоконды, за секунду до пробуждения» символизирует восприятие иностранного искусства, пропущенного через фильтр отечественного. Андрей Сикорский создал свою Джоконду из бересты и вставил в фактурную рамку. Таким образом автор показал, что чужестранка стала ему максимально близкой.

Арт-объект «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг Джоконды, за секунду до пробуждения» Андрея Сикорского. Фото: Андрей Савельев

Свежая работа 2023 года «Русское поле апроприации» подчёркивает абсурдный факт существования русского рэпа. У этого музыкального направления нет русских корней, однако оно стало очень близким по духу жителям нашей страны. Автор Антвасол считает, что фраза «нет ничего более русского, чем пытаться казаться не русским» хорошо отражает менталитет жителей России.

Фрагментами ностальгии по советскому прошлому оказались «Весёлые картинки» Тимура Мусаева-Кагана. Это персонажи из старых мультиков, которые приняли позы нападающих и обороняющихся. Работа напоминает о том, что между всеми людьми существует взаимное дистанцирование.

 «Весёлые картинки» Тимура Мусаева-Кагана. Фото: Андрей Савельев

Кто-то из авторов мысленно покинул нашу планету в поисках более масштабных идей и материй. Художник Женя Дверь изобразил галактику, которая находится в далёком космосе – в 60 млн световых лет от планеты Земля. Она имеет необычную спиралевидную форму с «рукавами» и напоминает движения человека в танце. Световая инсталляция имитирует галактику, которой дали название «Испанская танцовщица».

Самарские иноземцы

Вторая часть выставки – взгляд локальных авторов. Здесь показали творчество коллективов Музея модерна, Gallery 419 и Aksometry Lab. Как заявили организаторы, самарцы постарались переосмыслить отношения с обществом и природой. Посетители должны были уловить в произведениях отражение эмоциональной связки «художник – зритель», где автор воспринимается как иностранец.

В этом году тема биеннале построена вокруг тезиса «чужестранцы повсюду». Фото: Андрей Савельев

Музей модерна показал инсталляцию без названия в виде окна. На его створках красуются вышитые письмена. Это история о Норе Лурье. Её семейство до революции проживало в Самаре на улице Комсомольской (бывшей Успенской). Отец Норы владел лесопильным заводом. В 1917 году семья потеряла собственность и статус и была вынуждена покинуть страну из-за преследований. Большую часть жизни Нора Лурье находилась в США, где стала писательницей. Только в 1995 году она вновь вернулась в Самару. Подобные истории музей собирает для своего будущего проекта о людях, которые были вынуждены покинуть родной дом и стали чужестранцами.

Работа, подготовленная Музеем модерна, о Норе Лурье. Фото: Андрей Савельев

Также в «Павильоне» выставили работы представителей Gallery 419, которая находится на четвёртом этаже «Дома 77». Наше внимание привлекли две картины из триптиха Александра Наледина – «Внутри планеты Сливенович» и «Эволюция планеты Сливенович». Эти произведения иллюстрируют моменты из романа американской писательницы Тама Яновиц. В центре сюжета взбалмошное семейство Сливенович, которое живёт в трейлере в самой глуши.

В «Павильоне» мы нашли самарского художника Мишу Качикаракиса, у которого до 17 марта проходит выставка в «Нулевой комнате» (12+). Для воображаемой биеннале он выбрал графику под названием «Mr. Sparkle 1, 2, 3». Автор посоветовал посмотреть эпизод 22 восьмого сезона сериала «Симпсоны» (18+) для большего погружения в его художественную вселенную. «Чтобы понимать искусство, не всегда надо читать умные книжки без картинок», – написал Качикаракис.

Организаторы выставки в Самаре представили, как выглядел бы павильон отечественных авторов на 60-й биеннале в Италии. Фото: Андрей Савельев

Фото обложки: Андрей Савельев

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Церковь в чистом поле
    22 сентября 2021, 16:59
    Церковь в чистом поле

    Есть в Елховском районе необычный православный храм. Издалека, возвышаясь над чистым полем, блестят его купола небесного цвета. Приблизившись, замечаешь на них похожие на звезды белые вкрапления, символизирующие евангельских апостолов.

    Новое место: таверна в водонапорной башне
    24 июня 2022, 20:34
    Новое место: таверна в водонапорной башне

    В Самаре на 9-й просеке появилась настоящая таверна. Находится новое заведение в бывшей заброшенной водонапорной башне, которую нашёл, выкупил и облагородил самарский предприниматель.

    «Лицом к лицу». Как выглядели наши предки
    14 сентября 2023, 11:31
    «Лицом к лицу». Как выглядели наши предки

    В Самаре открылся археологический центр – филиал музея имени Алабина. Первая выставка в нём – уникальный в российской музейной практике проект «Лицом к лицу» (0+). Он ориентирован не только на взрослых, но и детей. Узнали, что же в нём уникального, и удалось ли музею адаптировать результаты важных исследований для лёгкого восприятия.

    За стрит-артом – в Оренбург. Плиточки от Кубика, «Истлевший угол» и сравнение с Самарой
    10 января 2024, 11:35
    За стрит-артом – в Оренбург. Плиточки от Кубика, «Истлевший угол» и сравнение с Самарой

    Жанна Скокова отправилась в Оренбург и привезла оттуда классный материал про местную уличную культуру. В поисках арт-объектов она нагуляла не один километр, а ещё поговорила с местным художником под псевдонимом Жёлтый Кубик и искусствоведом Эльвирой Карповой.