В Самаре открылась выставка советского и российского фотографа Владимира Лагранжа (18+). В его объективе были солдаты в Афганистане, пустые прилавки магазинов в конце 1980-х и неспокойные улицы Москвы в 1990-х. Фотографии Лагранжа можно найти в частных коллекциях по всему миру. Сейчас его яркие и глубокие кадры выставили на втором этаже музея имени Алабина.
Владимир Лагранж – потомственный фотограф. Он начинал работать в «Фотохронике ТАСС». Позднее сотрудничал с журналами «Советское фото», «Советский союз», «Родина», изданиями Freie Welt, Newsweek и Paris Match.
В духе времени
Открытие выставки Лагранжа в музее имени Алабина сопровождал атмосферный перформанс от молодых актёров. Напротив снимков с коммунальными квартирами девушка, напевая, резала капусту. В стенах с «оттепельными» снимками школьница играла в классики, а у входа на экспозицию женщина заворачивала садовые яблоки в газеты.
Формат открытия выставки перекликается с творчеством Лагранжа. Он не стремился снять идеологический портрет советского гражданина, а делал живые, не постановочные кадры. Через снимки фотографа мы не только заглядываем в прошлое и в его быт, но и видим настоящих людей такими, какими они были в то время.
Очень приятно, что с этой выставкой мы работаем в стенах музея Алабина. Снимки Владимира Лагранжа рифмуются с архитектурой советского модернизма, в неофициальном памятнике которого мы сейчас и находимся.
директор музея Алабина Андрей Кочетков
Ретроспектива эпох
Экспозиция разделена на десятилетия. На входе посетителей встречают ранние работы фотографа: «Бабуля» (1961 год), «Вратарь» (1961 год) и «Голуби мира» (1962 год). За «оттепелью» следуют кадры из заграничных поездок Лагранжа. Зарубежом он также искал и находил лица и эмоции. Это хорошо видно на работе «Твист. Париж» (1964 год).
Яркие 1960-е сменяются портретами шахтёров, просторами целины, лицами одиноких стариков. В 1980-х фотограф отправляется в путешествие по коммуналкам – квартирам, полным бытовых сюжетов. В это же время его отправляют снимать вывод войск из Афганистана – эти кадры, как нам показалось, получились особенно пронзительными.
Поход по выставке завершается 1990-ми – время путча, баррикад и толп на улицах, последних заседаний советского правительства и ярких речей политиков. Всё это запечатлел Лагранж. Выразителен портрет Бориса Ельцина, грозно размахивающего кулаком перед прессой (1990 год).
Здесь живут эмоции
Владимира Лагранжа называют классиком советской фотографии не только из-за открытия новых ракурсов или постоянного наблюдения за бытом граждан СССР. Он запечатлел жизнь без помпезности и пафоса, находил то, чем сейчас привлекают его кадры – человеческие эмоции. На его снимках живут любовь, интерес, усталость, смирение, гнев и слёзы. Это срез того, как обычный человек переживает историю, и это цепляет сильнее, чем сводки из исторических справочников.
Экспозиция будет работать до 23 апреля.
Фото: Андрей Савельев
Комментарии ()
Написать комментарий