«Современное жостово» (12+) – это новый выставочный проект, который представили в культурном центре «ЗИМ Галерея». Молодой художник Филипп Герасим переосмыслил традиционную роспись. Его работы – это микс народного промысла, абстракции, сюрреализма и различных экспериментов с материалами и техниками. Узнали у автора, зачем делать традиционное ремесло вновь актуальным и востребованным.
Художник Филипп Герасим. Фото: Екатерина Жевак
Филипп Герасим
Родом из Тольятти, но последние несколько лет жил и работал в Санкт-Петербурге. Творческий путь художника начался с увлечения граффити и стрит-артом. Затем автор переключился на галереи и работу в рамках мастерской. В 2025-м году Герасим вернулся в Тольятти, куда привёз избранные работы, созданные в разных странах. Они вошли в экспозицию «Современное жостово».
История букетов на подносе
Чтобы понять современную интерпретацию жостовской росписи, нужно обратиться к её истокам. Этот русский народный художественный промысел возник в 1825 году в деревне Жостово Московской области. В начале XIX века сразу в нескольких деревнях и селах Мытищинского района открылись мастерские, в которых расписывали лакированные изделия из папье-маше. Но этим художники не ограничились. Например, братья Вишняковы стали одними из первых продавать расписные металлические подносы.
После революции в стране организовали артели, которые продолжили эту традицию. В 1928 году появилась большое объединение под названием «Металлоподнос». В это же время в жостовскую живопись планировали внедрить актуальные советские темы и сюжеты, но художники оставались верными классическому подходу.
Выставка «Современное жостово» в культурном центре «ЗИМ Галерея». Фото: Екатерина Жевак
В 1960-х начался новый этап промысла. Изделия мастеров получили статус уникального народного искусства. Их начали представлять на различных выставках.
Сегодня жостовскую роспись можно узнать по основным чертам: изображение цветочного букета, растительного орнамента, традиционный чёрный фон, который иногда заменяют красным, синим или зелёным. Также чаще всего мастера украшают именно подносы разных форм. Часть из них изготавливают на фабрике с помощью пресса, а другие по старой традиции – вручную.
В декабре 2025 года исполнится 200 лет мастерской, которая расположена в Жостово.

Новый взгляд
В 2018 году Филипп Герасим решил заняться актуализацией и переосмыслением русских росписей. В то время художник считал, что имеет безграничные возможности и достаточно хорошо освоил живопись. Филипп жаждал новых экспериментов и вызовов. Около полугода он искал тему, которая могла бы быть полезна для общества.
Художник объединяет в своём творчестве традиционную технику жостовской росписи с абстракцией, сюрреализмом и различными творческими экспериментами. Фото: Екатерина Жевак
Почему художника привлекла именно жостовская роспись? Есть же ещё гжель и хохлома. Оказалось, что выполнить их технически намного проще. Филиппу Герасиму хотелось заняться более сложной работой, создать что-то реалистичное, гибкое, живое. Процесс самообучения он начал с видеороликов, которые есть в свободном доступе. Этот материал помог Филиппу понять, как правильно подойти к ремеслу и внедрить его элементы в свои работы.
Я занимаюсь актуализацией и переосмыслением русских росписей. Первая работа – «Геометричное жостово» – представляет собой микс собственной стилистики и народного промысла. Затем я понял, что роспись органично смотрится не только на холстах, её можно интегрировать в одежду, архитектуру и так далее. В 2019 году я начал делать коллаборации с разными питерскими брендами. Затем был проект, с которым я принял участие в международной выставке. Одна из картин выставлялась в Канаде.
художник Филипп Герасим
В экспозиции представлены избранные произведения, написанные в разных концах света. У многих работ есть отличительная черта – динамика. Узоры будто двигаются по поверхности холстов, сталкиваются и расходятся. Здесь можно увидеть цветы, которые словно растекаются как блики на полированной поверхности. Также в картинах спрятаны силуэты птиц, летящих на фоне растительного орнамента и переплетающихся с ним.
Многие работы Филиппа Герасима отличает динамика, когда узоры будто двигаются по поверхности холстов, сталкиваются и расходятся. Фото: Екатерина Жевак
Я привык интегрировать окружающую среду в своё творчество. Мне кажется, что при выборе росписи на меня повлияло то, что я родом из Тольятти. Думаю, что сейчас важно затрагивать культурный код нашего народа и актуализировать эту историю.
художник Филипп Герасим
В экспозиции можно увидеть оригинальный металлический поднос, выполненный в 1980-х годах на Жостовской фабрике декоративной росписи. На нём есть подпись художника. Автограф напоминает о том, что традиционное искусство в советское время перестало быть безымянным. Несмотря на распространённость росписи, она является уникальной, так как выполнена вручную.
Посетить выставку можно до 4 мая. Вход свободный. Адрес: Самара, Ново-Садовая, 106, к155.
Фото обложки: Екатерина Жевак

Комментарии ()
Написать комментарий