Галерея «Виктория» представила проект «Архипелаг грёз» (12+) от московского куратора Сергея Гуськова. Это 12 художников и два коллектива из разных городов России, которые решили рассказать истории о воображаемых мирах. Сходили на выставку и узнали, что символизирует единорог, почему корова левитирует и как скамейка в сквере превратилась в остров.
Острова. Фото: Виталий Шабинский
Название выставки «Архипелаг грёз» – отсылка к циклу произведений британского писателя Кристофера Приста. Автор рассказывает о воображаемой планете, связанной с Землей тайными нитями. Но напрямую экспозиция к произведениям писателя не относится. Здесь художники представили личные высказывания в виде «островов», составляющих вместе образ архипелага. Зритель может неспешно дрейфовать в океане своих мыслей, натыкаясь на загадочные арт-объекты.
На выставке можно увидеть инсталляции, объекты, живопись, графику и видео, объединённые темой мифических существ, представлений о мире, прошлом, будущем и настоящем. Художники вдохновились приёмом Приста – они нашли свои личные острова, которые заселили фантазией.
– Возможно фантазия – это самое ценное, что есть в искусстве и что в настоящий момент отчего-то сильно недооценивают. Так почему же не дать ей целый архипелаг для заселения. Пусть художники и зрители построят себе миры: удивляющие, восхищающие, пугающие, любые, – говорит о выставке её куратор Сергей Гуськов.
На выставке можно увидеть инсталляции, объекты, живопись, графику и видео. Фото: Виталий Шабинский
Работы художников интересны тем, что их можно трактовать, как угодно. Точной интерпретации не существует, так как мы находимся в архипелаге грёз творческих людей – внутренний мир каждой личности похож на океан. Здесь можно найти фантастическую карту с системой координат, где всё плоское и выглядит, как аквариум, который развалился на части.
Есть и более реалистичные объекты. Например, автор Алексей Корси решил показать в работе «Аркадия» фантастическую историю, которая ему приснилась. Это круглый стол для официальной встречи. Тут должны сидеть люди, но их нет. Здесь пусто, и мы слышим только приятное пение птиц. Они слетелись на международные переговоры вместо лидеров стран и что-то бурно обсуждают. Название инсталляции отсылает к чему-то божественному и утопическому. Это мир, в котором люди живут в единении с природой.
Участники художественного объединения «ГУЙ» Егор Ефремов и Мария Плаксина обратились к древней мифологии. В основе их работы скульптуры животных из глины. Это большая корова, которая парит в воздухе над казаном, и антропоморфные телята.
– Это та корова, которой снятся острова. Она сделана из земли и глины, - трактует работу куратор галереи «Виктория» Сергей Баландин. – Тёлка – символ плодородия, добродушности, великости, неуклюжего размаха. Корова даёт воду – источник жизни. Она священная и возносящаяся.
Левитирующая корова. Фото: Виталий Шабинский
Сами художники описывают свои грёзы как Родину, а именно те места на Урале, где они родились. К этому краю они хотели бы прикоснуться. А он в ответ предлагает металлическое вымя, до которого сложно дотянуться. В этом заключается парадокс работы.
На выставке можно увидеть и работы самарских художников. Например, Алексей Журавлёв показал голубого единорога и то, что могло бы остаться от него после смерти – язык, зубы и соль. Это отсылка к Средневековью и тому, в каком волшебном образе раньше представляли Христа Спасителя. Здесь мифический зверь является жертвой для достижения идеального мира.
Подборка «Архипелаг грёз». Фото: Виталий Шабинский
Самарская арт-группа Spdplf, в которую входят Илья Борзунов, Дарья Каракулова и Анастасия Тихомирова, решили перенести зрителей в холодный осенний сквер. Их работа состоит из жидкого стекла, лавочки, урны, настенных часов и фотографий. Инсталляция отсылает к фильму «Треугольник печали» (18+), в котором главные герои потерпели кораблекрушение и попали на дикий остров.
– Это прощание с иллюзиями и надеждами. Если вы присмотритесь, то заметите, что на скомканных бумажках, которые лежат на полу, написано: «Лучший из миров». Это фраза философа XVIII века Готфрида Лейбница. Её потом подхватил Вольтер в повести «Кандид, или Оптимизм». Идея Лейбница заключалась в том, что у Бога есть представление о множественности миров, но реализуется только один. Если с вами случилась беда, то это лучший из вариантов, который мог произойти. Жить в лучшем из миров нелегко, – объяснил Сергей Баландин.
Другие авторы тоже исследовали мифы, легенды и сказки. Советуем посмотреть их работы вживую для того, чтобы погрузиться в атмосферу грёз не только с помощью визуальной части, но и царящих в галерее звуков.
Проект реализован в партнерстве с Центром современной культуры «Смена», Фондом поддержки современного искусства «СФЕРА», ЗИМ Галереей.
Выставка открыта до 14 января. Посетить её можно бесплатно в «ЗИМ Галерее», на Ново-Садовой, 106 г.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий