30 августа 2022, 19:21

Один вечер из жизни «ВолгаФеста»

Его назвали главным событием этого лета в Самаре. Он по праву считается визитной карточкой нашего региона. «ВолгаФест» (0+) в этом году посетили 200 тысяч жителей и гостей города. Специально для тех, кто не попал на него, мы составили личный топ мест фестиваля. Для этого провели на «Волгафесте» один вечер, поняли для себя, что действительно стоило посмотреть.

Всё самое интересное происходило на песке. Ровно в шесть вечера на Красноармейском спуске начали наполнять воздухом огромный воздушный шар. Возле него скопилась огромная очередь - больше сотни желающих бесплатно покататься. К сожалению, мы не смогли подняться в воздух, так как нужно было занимать места с первых минут работы фестиваля. У нас же времени не было - велик риск пропустить все остальные события. Как оказалось, шар высоко и далеко не взлетел. Поэтому, по нашему мнению, если вы не были там, то ничего не потеряли.

У воды работали музейные площадки с мастер-классами, инсталляции, лектории. Здесь «Мягкий цех» от филиала Третьяковской галереи представил свою работу - большое полотно, сшитое учениками «цеха», под названием «Ковёр-самаралёт». Часть его фрагментов связали, часть сшили, сплели, где-то можно было увидеть аппликации. На ковёр можно было сесть или лечь, чтобы ощутить всю его фактуру.

Любопытное событие прошло возле площадки «Дом Устинова» - танцевальный перформанс «Птицы». Зрителям предложили понаблюдать за танцем как за жизнью пернатых - birdwatching. Это повторение ранее показанной импровизации от группы молодых девушек. Организаторы писали, что у птиц есть уникальная способность – преображать пространство, в котором они находятся. И, казалось, небольшая часть леса рядом с «Домом Устинова» тоже изменилась, стала местом обитания новых существ. С помощью пластики своего тела художницы постарались передать настроение пернатых, их жизненный путь, ежедневные занятия от пробуждения до завершения дня. Наблюдать за этой интерпретацией было любопытно. Плюс ко всему визуальную часть поддерживало музыкальное сопровождение, состоящее из звуков и дыхания танцующих.

Организаторы назвали главным событием фестиваля спектакль, который проходил каждый день вечером на главной сцене в амфитеатре. Желающих посмотреть «Сказку о потерянном голосе» было огромное количество. Пускать зрителей перестали примерно за десять минут до начала представления, поэтому, если вы не были vip-гостем или аккредитованным журналистом, то шансы посмотреть спектакль были довольно малы. Повезло лишь тем, кто занял место заранее.

Сказку создала команда самарских авторов на основе сюжетов, придуманных детьми. И это было очень заметно, так как она представляла собой квинтэссенцию из самых популярных образов. Например, в ней прослеживались отсылки к «Властелину колец», «Русалочке» и традиционным мюзиклам. Хоть сказку и позиционировали как контент для детей и взрослых, но из-за простоты сюжета, как нам показалось, она не представляла особого интереса для человека старше 18 лет. Компенсировала этот недостаток хорошая визуальная часть со световыми эффектами, танцами, огнём и искусственно созданной бурей. В финале подводная принцесса победила злые силы и дети были в восторге.

Здесь же в амфитеатре прошёл аудиовизуальный перформанс «Микро: множество». Проект является коллаборацией автора идеи и куратора Анны Титовец, художников группы Stain, композитора и пианиста Петра Айду, а также научного консультанта проекта, автора книги «Микропластик в окружающей среде» Василия Казмирука. Перформанс - это размышление над тем, как мы сосуществуем с пластиком, а окружающая среда с более мелкими частицами - микропластиком. Айду сыграл на рояле, который дополнил необычными пластиковыми деталями, с помощью них композитору удавалось извлекать необычные практически космические звуки.

- Идея этого перформанса была вдохновлена размышлением о сосуществовании человека и пластика. Если вы задумаетесь, то заметите, что в середине прошлого века человечество пережило пластиковую революцию, и по сути  мы стали «хомопластикус». Конечно, это не строгий термин, но мы можем так говорить, потому что микроскопические частицы пластика окружают нас везде и достаточно серьезно влияют на окружающую среду. Во всём мире ограничивают его потребление, но не так много исследований существует в этой области. Хотим привлечь внимание к проблеме, - рассказала Анна Титовец.

Ещё одна музыкальная часть состояла из колокольного концерта Саввы Зорина, который прошел в павильоне «Небесные чертоги». Затем в амфитеатре выступила группа «Парнишка», с солистом тщательно скрывающим своё лицо от публики. Они порадовали всех каверами на легендарные хиты и лёгкой ненавязчивой поп-музыкой.

За шесть дней «ВолгаФеста» на берегу Волги в Самаре прошло около 50-ти разных событий. Конечно, все их посетить было бы практически невозможно. Однако однозначно яркое впечатление оставила арт-группа «Творческая дача» из Ижевска. Их перформансы возле скульптуры великана Алангасара были очень аутентичными, будто переносили гостей во времена язычества. По словам художника Анфима Ханыкова, Алангасар - герой удмуртского эпоса и первочеловек. Его сопровождали коза, собака и плавучий Выкузе. По вечерам на площадке около Алангасара звучала необычная музыка. Её создавали с помощью инструментов, состоящих из палок, деревянных брусков. Сопровождал всё это синтезатор.

Самым ламповым и необычным местом досуга можно назвать лес с железными кроватями за «Домом Устинова», здесь можно было отдохнуть в тени деревьев на старом матрасе. Кто-то даже приходил сюда с детьми, чтобы попрыгать на старой металлической сетке и сфотографировать руки манекенов, торчащие из стволов.

Приятное впечатление оставил интерактивный Лес-лабиринт от московского архитектурного бюро «Дружба». Это игровое пространство для всей семьи. Днём в нём было не протолкнуться, зато ночью можно было вдоволь побродить по коридорам и даже забраться на башню. В такие моменты чувствуешь себя вновь маленьким, готовым покорять любые вершины без всякого страха.

Если говорить откровенно, то этот «Волгафест» оставил приятное впечатление, но нам показалось, что всё-таки фестиваль был рассчитан именно на детей. Мероприятий для взрослых в программе встречалось мало, а из-за огромных очередей приходилось менять свои планы по посещению той или иной площадки. Нам не хватило современного искусства, доступного и смелого.

Фото: Дмитрий Бурлаков, Андрей Савельев, Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Самарский костёл. Атмосфера, правила, история
    11 июля 2022, 10:17
    Самарский костёл. Атмосфера, правила, история

    Это одна из визитных карточек Самары. Полное и правильное название - храм Пресвятого Сердца Иисуса Римско-католической церкви. Самобытность этого здания привлекает туристов. Экскурсоводы ставят костёл в один ряд с другими достопримечательностями города. Мы заглянули в величественный храм и узнали, рады ли здесь туристам, можно ли заходить в церковь в шортах, и как здесь организовать фотосессию.

    Где отдыхать в Самарской области в 2022 году
    29 апреля 2022, 18:57
    Где отдыхать в Самарской области в 2022 году

    Рассказываем про комфортный отдых в кемпинге под Тольятти, катание на лошадях по живописным местам в районе Жигулей, новые правила посещения Стрельной. А ещё узнаете о том, куда вас отвезёт ретропоезд и в какие города теперь будут ездить железнодорожные туристические чартеры.

    На Чувашской биеннале современного искусства: мифы, экология, NFT
    07 декабря 2022, 16:46
    На Чувашской биеннале современного искусства: мифы, экология, NFT

    В Самарской области по громким культурным событиям временное затишье, и мы решили отправиться к нашим соседям по Волге - в Чувашию. Здесь прошла масштабная биеннале, в которой приняли участие художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Чебоксар и других городов России.