В музее-галерее «Заварка» представили проект «Город/Деревня: маршрут построен» (12+), посвящённый особенностям Самары и жизни в ней. Художники и фотографы показали свой взгляд на город. В их работах можно увидеть «средневековые замки» и комнаты-коробки, медитативный вид из окна дома на Красной Глинке и детские игры в посёлке Толевый. Рассказываем подробнее про выставочные арт-объекты, которые нам особенно запомнились.
Выставка «Город/Деревня: маршрут построен» (12+) в музее-галерее «Заварка» продлится до 18 апреля 2025 года. Фото: Виталий Шабинский
Выставка «Город/Деревня: маршрут построен» – это коллаборация музея с самарскими художниками и со Школой проектной фотографии. Экспозиция занимает три зала, в каждом из которых есть арт-объекты, напрямую связанные с Самарой, с её жителями и условными границами.
Участники выставки: Екатерина Оленина, Арина Лапшина, Лилия Файзуллова, Мария Ковалевская, Наталья Шульгина, Ольга Савельева, Евгения Фролова, Ольга Фролова, Ольга Жаркова, художники Яна Арбузова, Дарья Волкова и Михаил Митюков.
Отголоски прошлого
В начале прошлого века не все улицы Самары были замощены, не существовало разветвлённой канализации и необходимого освещения. В городе можно было легко встретить плодовые сады и огороды, по центральным улицам гуляли коровы, козы и свиньи. Крестьяне тянулись сюда в поисках новой жизни. На выставке можно проследить, как менялся город: как он постепенно превращался из поселения деревенского типа со старым укладом в современный мегаполис с кучей проводов и столбов, дорожных знаков и пешеходных переходов, магазинов и других атрибутов. Но в то же время он всё-таки сохранил немного частичку дачной жизни в уютных двориках у деревянных домов и бывших усадеб.
Этой выставкой мы завершаем наш календарный год. Мы изучали историю дома, когда он был доходным. Мы изучали нематериальное культурное наследие Самарского края (фольклор). Мы изучали феномен ностальгии через выставку «Сюрприз». А сейчас решили обратиться к тому месту, где расположен дом, в котором находится музей. И для этого проекта мы позвали Школу проектной фотографии, а также пригласили самарских художников.
Вместе с сотрудником музея-галереи Кириллом Гуровым мы провели большую работу в плане фактологии и изучения материала. В первом выставочном зале есть отдельный блок, посвящённый путеводителю по Самаре. Он позволяет увидеть, как город выглядел на рубеже XIX-XX веков. Представьте, что вы путешественник, который сошёл с теплохода. Перед вами открывается главная улица Дворянская, Струковский сад. А если мы обратимся к периферии, там, где мы сейчас находимся, то увидим, что город проникает и за её территорию. Здесь есть кумысолечебные заведения, трубочный завод, дачи. Мы можем наблюдать движение отходников – тех самых крестьян, которые освободились от крепостной зависимости и эмигрируют в Самару, чтобы зарабатывать. Взаимопроникновение города и деревни наблюдается на рубеже веков, поэтому мы задумались: что же такое Самара XIX-XX веков? Город или деревня? Что преобладает больше?
куратор выставки, заведующий музеем-галерей «Заварка» Екатерина Елисеева
Переселение людей из деревни происходило и в советское время. Эту тему отразила в своей работе Мария Ковалевская. Она использовала фотографию самарского панельного дома, в который можно «заглянуть». За импровизированными окошками скрываются элементы обоев, ковров и скатертей. Всё чаще встречаются цветочные мотивы, это благодаря тому, что бывшие жители частных домов привносят в город свой взгляд на красоту. Их интерьеры нередко пестрят подобными принтами и даже сами хозяева носят халаты с цветочными и природными узорами.
Работа Марии Ковалевской – фотография самарского панельного дома, в который можно «заглянуть». Фото: Виталий Шабинский
Екатерина Оленина с помощью объёмного коллажа представила то, как город сливается с деревней. В её работе деревянные дома переплетаются с современной инфраструктурой с помощью проводов, сухих веток и орнаментов на лентах.
Екатерина Оленина с помощью объёмного коллажа представила то, как город сливается с деревней. Фото: Виталий Шабинский
Глубокий подтекст есть и в работе «Ткань Времени». Её автор Наталья Шульгина создала деколлаж с интересной подсветкой: удалила со снимков все элементы кроме старых зданий и оставила пустые полупрозрачные участки на месте новостроек, столбов и проводов.
Работа «Ткань Времени» Натальи Шульгиной. Фото: Виталий Шабинский
Идея появилась у меня во время экспедиции с Кириллом Гуровым. Когда я смотрела на старые постройки, то думала, что аутентичного деревянного дома уже не осталось. Всё равно рядом будут газовая труба, электрические провода, антенны и тарелки кабельного телевидения. Мне захотелось увидеть идеальный образ. Так я решила выделить то, что принадлежит городу, чтобы за счёт этого лучше разглядеть черты деревни.
фотограф Наталья Шульгина
Жизнь сегодня
Наш город только кажется хорошо знакомым и полностью изученным. На самом деле мы ещё многое не знаем о Самаре. Так, новые грани города постаралась открыть Ольга Фролова. Она представила набор сувенирных открыток, на которых изображены частные дома в Зубчаниновке. Эти здания из кирпича имеют башенки, ворота, полукруглые окна и напоминают современную интерпретацию средневековых замков. Автор превратила эти дома в новые неофициальные достопримечательности, которые могут посмотреть туристы. Она даже придумала для них клишированное описание, которое часто встречается на сувенирной продукции.
Ольга Фролова представила на выставке набор сувенирных открыток, на которых изображены частные дома в Зубчаниновке, напоминающие современную интерпретацию средневековых замков. Фото: Виталий Шабинский
Ольга Фролова долгое время жила в Зубчаниновке, где люди строят дома, которые напоминают замки или дворцы. Они выглядят достаточно помпезно. Чтобы найти какие-то интересные предметы и ракурсы в посёлке она неоднократно возвращалась туда. Также Ольга искала подобные здания на сайте бесплатных объявлений, узнавала, кто выставляет их на продажу и как они выглядят внутри. А внутри они выглядят всё также помпезно и важно. В итоге Ольга смешала фотографии, снятые в Зубчаниновке, со снимками из интернета.
основатель и куратор Школы проектной фотографии Кристина Сырчикова
Автор из Пензы Евгения Фролова представила на выставке буклет в виде коллажа, составленного из снимков скриншотов онлайн-карты местности с людьми. Таким образом девушка показала повседневную жизнь местных жителей в районе Сухой Самарки. При этом на кадрах не видно их лиц.
Лилия Файзуллова обратила своё внимание на территорию посёлка Толевый. Её проект посвящён людям, проживающим здесь в общежитии. Все герои помещены в импровизированные комнаты-коробки и у каждого из них есть своя история. Лилия сама родом из Толевого, поэтому тема городской окраины ей близка. Другой проект автора – «Толевый: правила игры» посвящён не только территориальным границам, но и временным. В нём Лилия представила детские фотографии из личного архива, а также те, что передали её друзья детства. В её зине можно найти и правила для детских игр, а если развернуть его полностью, то перед глазами зрителя предстанет карта местности с указателями.
Проект Лилии Файзулловой посвящён людям, проживающим в общежитии в посёлке Толевый. Все герои помещены в импровизированные комнаты-коробки и у каждого из них есть своя история. Фото: Виталий Шабинский
Ещё одна интересная работа – шкатулка со спрятанным в ней фотоальбомом, который также создала Наталья Шульгина. Какое-то время она жила на Красной Глинке и делала снимки через одно определённое окно в квартире. Поэтому в фотоальбоме можно увидеть Глинку туманную, снежную, летнюю и даже с яркой радугой после дождя. Автора успокаивали эти прекрасные и медитативные виды, поэтому она решила с помощью фотоснимков поделиться ими.
Также в экспозиции представлены зины, например, посвящённые району Металлург. Советуем прийти и полистать их, чтобы самостоятельно погрузиться в атмосферу окраин.
«Квартира с видом». Автор Арина Лапшина. Фото: Виталий Шабинский
Выставка продлится до 18 апреля 2025 года. Адрес: ул. Самарская, 207а.
Комментарии ()
Написать комментарий