06 июля 2022, 17:24

Новый «Дон Кихот» на самарской сцене

Театр оперы и балета завершил сезон масштабной премьерой «Дон Кихот Ламанчский» в постановке Юрия Бурлаки. Её посетила Ксения Аитова и теперь рассказывает, почему вам совершенно точно стоит увидеть этот балет уже это осенью. Рассказываем и про исторические образы, и про лошадь с ослом на сцене оперного, и про научный подход к премьере. 

Балет эпохи модерн

Новый «Дон Кихот» - балет-праздник с сотнями красочных костюмов, зажигательными испанскими танцами, живописными декорациями эпохи модерн и жизнерадостной музыкой Людвига Минкуса. Со всем тем, чего, кажется, ищет сегодня региональный театральный зритель.

Постановка и новая хореографическая редакция Юрия Бурлаки стала уже седьмой в истории Самарского/Куйбышевского театра оперы и балета. «Дон Кихота» выпускали в 1941, 1953, 1966, 1982, 2004 и 2010 годах,  в том числе такие легендарные фигуры, как Алла Шелест, Игорь  Чернышев и Никита Долгушин. Балет по совсем, казалось бы, не  приспособленному для этого роману поставил в 1869 году Мариус Петипа, но классикой стала версия Александра Горского  (1900 год, Большой театр). Балетмейстер привнёс в неё открытия Станиславского и новшества  эпохи модерн, от живописного стиля до асимметрии в построении кордебалета.

Основой для либретто стал один из эпизодов романа Сервантеса, в котором отец хочет выдать красавицу Китри замуж за богача Гамаша, но та предпочитает бедняка Базиля. В спектакле параллельно рассказаны две (пересекающиеся) истории. Помню, как  в юности впервые увидела одну из самарских версий «Дон Кихота» и окончательно убедилась, что балетный спектакль можно  сделать из какой угодно литературы, просто отдельно будет танцующая пара со своей любовной историей, отдельно - главные герои из первоисточника.

Как пишут балетные критики, в советское время «Дон Кихот» шел сильно купированным. Не было, например, видений главного  героя и некоторых связанных с ним персонажей. Революционности в балете тоже поубавилось. Спустя 120 лет после премьеры Горского больше, чем сделанные по  Станиславскому мизансцены, бросается в глаза архаичная пантомима (если вы ещё не знаете, как в балете показывают деньги, после «Дон Кихота» уже никогда не забудете).

Версия Бурлаки, конечно, уже не вызовет тех жарких дискуссий, какие  спровоцировала премьера Горского. Но история Рыцаря Печального Образа, а вместе с ним и спектакль как драматическое целое, интересует постановщика не меньше, чем  собственно балетная составляющая. Действие из-за этого разрастается по времени (этот «Дон Кихот» - совсем не короткий), но обретает больше логики и внятности. Из него понятно, почему этот чудак вдруг бросается помогать  Базилю (в Китри он видит свою Дульсинею), его видения занимают целые сцены и добавляют спектаклю мистического плана, а вместе с ним и колорита эпохи. 

Образ спектакля 1900 года

Юрий Бурлака - известный реконструктор классических балетов. В «Дон Кихоте» он выступает в том числе как автор концепции музыкальной драматургии. Восстановлена оригинальная партитура Минкуса и оркестровка  отдельных номеров (аранжировщик - Александр Троицкий, дирижер-постановщик и музыкальный руководитель - Евгений  Хохлов). Декорации создали с опорой на сценографию Александра Головина и Константина Коровина, которую видели зрители премьер 1900 и 1906 годов (художник-постановщик - лауреат «Золотой Маски» Альона Пикалова).

Ещё один лауреат «Золотой Маски» Татьяна Ногинова воссоздала красочные костюмы из спектакля 1900-го по эскизам Александра Головина и Гурли Теляковской. Для масштабной постановки сшили почти полтысячи нарядов. Впрочем, называть это  воссозданием не совсем правильно, скорее имитацией. Техника танца в XXI веке стала другой, ткани, цвета и корсеты тоже поменялись. Как говорит Бурлака, «это лишь  образ спектакля 1900 года». Образ получился очень красивым.

Спектакль готовили год, что неудивительно при таких масштабах: в «Дон Кихоте» декорации и костюмы  меняют почти в каждой картине. Публика то и дело встречает оформление аплодисментами.

Ветхая комната Дон Кихота, за окнами которой из деревьев появляются видения героя. Таинственный заповедный лес, живописная  площадь в Барселоне, невероятной красоты «Сад Дульцинеи» во втором акте - на сцене больше  50 человек в костюмах и декорациях в стиле импрессионизма, имитированы не только цвета, но и формы пачек начала ХХ века. Спектакль радует глаз, причем стилизация исторических декораций позволяет не впасть в излишнюю визуальную приторность.

Не меньше декораций радуют артисты. Изящная Китри Ксении Овчинниковой, ее обаятельный Базиль (Дмитрий Петров), нелепый Гамаш (Максим Маренин), величавый Дон  Кихот (Антон Зимин). Отдельные актёрские открытия - уморительно смешной Санчо Панса (Искандар Абельгузин), запомнившийся отнюдь не только впечатляющим полётом над сценой, и темпераментный тореадор Эспада (Дмитрий Сагдеев) с гибкой Мерседес (Гульназ Сагдеева).  

Кони и смыслы

Спектакль часто стремится вызвать у зрителей вздох удивления. Отдельно нужно отметить неоднократный выход на сцену коня Дон Кихота и осла Санчо Пансы. Приём с  выводом на сцену настоящих животных производил впечатление и в  1900 году, и в 1869-м (в мемуарах первые постановщики рассказывают, как тщательно выбирали подходящего на роль Росинанта коня). Не потерял он актуальности и в наши дни - животных  встречают неизменные овации. Это  стремление поразить сочетается с дотошностью исследовательской работы, и она касается не только происходящего на сцене.

К премьере вышел исчерпывающий буклет (концепция Юрия Бурлаки, редактор-составитель Кей Бабурина ), в котором можно прочитать статью доктора искусствоведения Анны Груцыновой, посвящённую истории «Дон Кихота», эссе балетного критика Богдана Королька о месте спектакля Горского в  эпохе русского модерна и материал редактора отдела «Культура» газеты «Волжская коммуна» Армена Арутюнова с обзором и картой архитектурных памятников модерна в пешей доступности от театра. В этом же буклете к либретто балета подверстали музыкально-хореографический  план спектакля - проще говоря, список сцен каждой картины. Это помимо биографий всех создателей, от Людвига Минкуса до ассистентов постановщиков, хронологии жизни Горского и хроники местных постановок «Дон  Кихота». В общем, в буклете есть всё, что может так или иначе помочь не только восхититься красотой балета, но и погрузиться в  его смыслы.

Фото: Дмитрий Бурлаков

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Где кататься на лыжах в Самарской области
    27 января 2022, 14:43
    Где кататься на лыжах в Самарской области

    Чем заняться зимой в свободное время? Один из вариантов - лыжи. Чтобы разнообразить ваш лыжный досуг, мы нашли и собрали в одном материале вообще все более или менее обустроенные трассы региона. Узнаете, где можно взять лыжи напрокат, позаниматься с тренером, а где - покататься под музыку.

    История одного экспоната: картина художника Кустодиева
    16 ноября 2022, 08:15
    История одного экспоната: картина художника Кустодиева

    Рассказываем про визитную карточку Самарского художественного музея – работу Бориса Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой». Вместе с заместителем директора по научной работе Татьяной Петровой разбираемся, как и когда картина попала в Куйбышев, и почему же она так нравится посетителям.

    Копылово - песчаный полуостров посередине Волги
    14 июля 2022, 16:53
    Копылово - песчаный полуостров посередине Волги

    Это одна из самых популярных в Самарской области локаций для «дикого» отдыха. На полуостров Копылово каждый год приезжают тысячи отдыхающих. За него голосуют, как за один из лучших курортов России. Рассказываем, откуда вообще взялся полуостров Копылово, чем он так привлекателен и о том, как влияет человек на экологию этого места.