06 июля 2022, 17:24

Новый «Дон Кихот» на самарской сцене

Театр оперы и балета завершил сезон масштабной премьерой «Дон Кихот Ламанчский» в постановке Юрия Бурлаки. Её посетила Ксения Аитова и теперь рассказывает, почему вам совершенно точно стоит увидеть этот балет уже это осенью. Рассказываем и про исторические образы, и про лошадь с ослом на сцене оперного, и про научный подход к премьере. 

Балет эпохи модерн

Новый «Дон Кихот» - балет-праздник с сотнями красочных костюмов, зажигательными испанскими танцами, живописными декорациями эпохи модерн и жизнерадостной музыкой Людвига Минкуса. Со всем тем, чего, кажется, ищет сегодня региональный театральный зритель.

Постановка и новая хореографическая редакция Юрия Бурлаки стала уже седьмой в истории Самарского/Куйбышевского театра оперы и балета. «Дон Кихота» выпускали в 1941, 1953, 1966, 1982, 2004 и 2010 годах,  в том числе такие легендарные фигуры, как Алла Шелест, Игорь  Чернышев и Никита Долгушин. Балет по совсем, казалось бы, не  приспособленному для этого роману поставил в 1869 году Мариус Петипа, но классикой стала версия Александра Горского  (1900 год, Большой театр). Балетмейстер привнёс в неё открытия Станиславского и новшества  эпохи модерн, от живописного стиля до асимметрии в построении кордебалета.

Основой для либретто стал один из эпизодов романа Сервантеса, в котором отец хочет выдать красавицу Китри замуж за богача Гамаша, но та предпочитает бедняка Базиля. В спектакле параллельно рассказаны две (пересекающиеся) истории. Помню, как  в юности впервые увидела одну из самарских версий «Дон Кихота» и окончательно убедилась, что балетный спектакль можно  сделать из какой угодно литературы, просто отдельно будет танцующая пара со своей любовной историей, отдельно - главные герои из первоисточника.

Как пишут балетные критики, в советское время «Дон Кихот» шел сильно купированным. Не было, например, видений главного  героя и некоторых связанных с ним персонажей. Революционности в балете тоже поубавилось. Спустя 120 лет после премьеры Горского больше, чем сделанные по  Станиславскому мизансцены, бросается в глаза архаичная пантомима (если вы ещё не знаете, как в балете показывают деньги, после «Дон Кихота» уже никогда не забудете).

Версия Бурлаки, конечно, уже не вызовет тех жарких дискуссий, какие  спровоцировала премьера Горского. Но история Рыцаря Печального Образа, а вместе с ним и спектакль как драматическое целое, интересует постановщика не меньше, чем  собственно балетная составляющая. Действие из-за этого разрастается по времени (этот «Дон Кихот» - совсем не короткий), но обретает больше логики и внятности. Из него понятно, почему этот чудак вдруг бросается помогать  Базилю (в Китри он видит свою Дульсинею), его видения занимают целые сцены и добавляют спектаклю мистического плана, а вместе с ним и колорита эпохи. 

Образ спектакля 1900 года

Юрий Бурлака - известный реконструктор классических балетов. В «Дон Кихоте» он выступает в том числе как автор концепции музыкальной драматургии. Восстановлена оригинальная партитура Минкуса и оркестровка  отдельных номеров (аранжировщик - Александр Троицкий, дирижер-постановщик и музыкальный руководитель - Евгений  Хохлов). Декорации создали с опорой на сценографию Александра Головина и Константина Коровина, которую видели зрители премьер 1900 и 1906 годов (художник-постановщик - лауреат «Золотой Маски» Альона Пикалова).

Ещё один лауреат «Золотой Маски» Татьяна Ногинова воссоздала красочные костюмы из спектакля 1900-го по эскизам Александра Головина и Гурли Теляковской. Для масштабной постановки сшили почти полтысячи нарядов. Впрочем, называть это  воссозданием не совсем правильно, скорее имитацией. Техника танца в XXI веке стала другой, ткани, цвета и корсеты тоже поменялись. Как говорит Бурлака, «это лишь  образ спектакля 1900 года». Образ получился очень красивым.

Спектакль готовили год, что неудивительно при таких масштабах: в «Дон Кихоте» декорации и костюмы  меняют почти в каждой картине. Публика то и дело встречает оформление аплодисментами.

Ветхая комната Дон Кихота, за окнами которой из деревьев появляются видения героя. Таинственный заповедный лес, живописная  площадь в Барселоне, невероятной красоты «Сад Дульцинеи» во втором акте - на сцене больше  50 человек в костюмах и декорациях в стиле импрессионизма, имитированы не только цвета, но и формы пачек начала ХХ века. Спектакль радует глаз, причем стилизация исторических декораций позволяет не впасть в излишнюю визуальную приторность.

Не меньше декораций радуют артисты. Изящная Китри Ксении Овчинниковой, ее обаятельный Базиль (Дмитрий Петров), нелепый Гамаш (Максим Маренин), величавый Дон  Кихот (Антон Зимин). Отдельные актёрские открытия - уморительно смешной Санчо Панса (Искандар Абельгузин), запомнившийся отнюдь не только впечатляющим полётом над сценой, и темпераментный тореадор Эспада (Дмитрий Сагдеев) с гибкой Мерседес (Гульназ Сагдеева).  

Кони и смыслы

Спектакль часто стремится вызвать у зрителей вздох удивления. Отдельно нужно отметить неоднократный выход на сцену коня Дон Кихота и осла Санчо Пансы. Приём с  выводом на сцену настоящих животных производил впечатление и в  1900 году, и в 1869-м (в мемуарах первые постановщики рассказывают, как тщательно выбирали подходящего на роль Росинанта коня). Не потерял он актуальности и в наши дни - животных  встречают неизменные овации. Это  стремление поразить сочетается с дотошностью исследовательской работы, и она касается не только происходящего на сцене.

К премьере вышел исчерпывающий буклет (концепция Юрия Бурлаки, редактор-составитель Кей Бабурина ), в котором можно прочитать статью доктора искусствоведения Анны Груцыновой, посвящённую истории «Дон Кихота», эссе балетного критика Богдана Королька о месте спектакля Горского в  эпохе русского модерна и материал редактора отдела «Культура» газеты «Волжская коммуна» Армена Арутюнова с обзором и картой архитектурных памятников модерна в пешей доступности от театра. В этом же буклете к либретто балета подверстали музыкально-хореографический  план спектакля - проще говоря, список сцен каждой картины. Это помимо биографий всех создателей, от Людвига Минкуса до ассистентов постановщиков, хронологии жизни Горского и хроники местных постановок «Дон  Кихота». В общем, в буклете есть всё, что может так или иначе помочь не только восхититься красотой балета, но и погрузиться в  его смыслы.

Фото: Дмитрий Бурлаков

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    24 кадра. Фото от участников «Самарской волны»
    15 октября 2022, 08:00
    24 кадра. Фото от участников «Самарской волны»

    Летом прошла краеведческая фотоэкспедиция «Самарская волна». Её итог - выставки в разных районах Самарской области и Самаре. Мы отобрали 24 природные фотографии участников проекта.

    Итоги года самарских художниц: алкоголизм, кошачья шерсть, одежда
    25 января 2024, 09:08
    Итоги года самарских художниц: алкоголизм, кошачья шерсть, одежда

    Галерея «Виктория» провела в арт-пространстве «КУБ» на Куйбышева, 78 однодневную выставку локальных женщин-авторов под названием «Ты была хорошей девочкой?» (18+). На ней представили инсталляции, видео-арт, объекты и миниатюрную графику. Работы связаны с переживаниями художниц, событиями в их жизни и итогами 2023 года. Жанна Скокова увидела гардеробную, похожую на торговый контейнер, чемодан с переживаниями и волосатые «кексы».

    Что осталось от усадьбы Аксакова в Страхове
    15 февраля 2022, 16:02
    Что осталось от усадьбы Аксакова в Страхове

    Сюда редко, но доезжают туристы. Их привлекают таинственные развалины старого храма на берегу Кутулукского водохранилища. Что это, как туда добраться, куда делась часть села Страхово, немного о его истории, читайте в нашем гиде.

    Lora: первая итальянская остерия в Самаре
    30 ноября 2022, 17:20
    Lora: первая итальянская остерия в Самаре

    На месте «О море море» его владельцы месяц назад открыли новое место - остерию Lora. Протестировали далеко не дешёвое заведение: были не в восторге от соусов, но поняли, почему чек здесь выше, чем в среднем по Самаре.