
Театр оперы и балета: сусальное золото и дух монаха в подвале
11 сентября Самарский оперный театр открывает новый сезон. Мы прогулялись по пока пустым залам, побывали в мастерских, заглянули за кулисы и спустились в легендарный подвал.
Нечасто подобное можно увидеть в Самарской областной библиотеке. Здесь открылась выставка самобытного и очень неформального художника под псевдонимом Neramozus. Предлагаем вам совершить путешествие по его необычным воображаемым мирам на выставке «За гранью вменяемости» (16+).
Экспозиция находится в локации «Открытое пространство» в холле второго этажа библиотеки. Автор представил 54 графических работы. По его словам они являются результатом путешествий за грани вменяемости - туда, где находится совершенно иная вселенная, со своими законами, где обыденные вещи приобретают новые формы и смыслы.
Художник решил заглянуть внутрь себя и открыл, возможно, очень откровенные свои стороны. Он наделил жизнью предметы и здания, превратив их в лавкрафтовских существ со щупальцами, клешнями, шипами и огромными глазами. Есть даже отдельная серия «Мутированные натюрморты» с предметами, «наделёнными душой». Тёмные сущности вырываются из книги в работе «Фолиант демонов», а свихнувшаяся посуда зубасто ухмыляется как хэллоуинская тыква.
Есть и отсылки к телесности. Так, прекрасный мир в «Breaking free» открывается только с видом через растянутую кожу и рёбра. Неужели только выбравшись из собственного тела, мы можем оценить прелесть существования?
Neramozus поднимает и глобальные вопросы. Например, будущим поколения достанутся многочисленные проблемы экологии, последствия войн и разрушений. До какого момента наша планета способна выносить всё, что с ней делает человек? «Бремя прошлого» показывает, что Земля живая и страдает от загрязнений. Только человек способен исправить то, что натворили его предки, пока не стало слишком поздно.
Сюрреалистичные сюжеты заставляют задуматься о своей собственной вменяемости. Некоторые работы могут даже действовать гипнотически. Если долго в них всматриваться, то можно погрузиться в свои же воспоминания и переживания. Многим иллюстрациям присущ символизм. Повторяющиеся узоры в «Цветке раздора» с разными религиозными знаками водят хоровод вокруг глаза, а в «Долине мерзости» обитают самые жуткие насекомые. Вместо солнца здесь чёрная пасть, вокруг которой раскинулись тентакли.
У автора есть своя любопытная интерпретация символов города. Она отражена в серии «Галлюцинации Самары». Князь Григорий Засекин становится киборгом на внеземном существе, похожем на коня. Он уже не человек, а нечто из другого мира, что-то фантастическое и устрашающее. Памятник ИЛ-2 становится идолом, которого окружают жрецы в темных одеждах. Они проводят ритуал с кострами, словно пытаясь оживить давно усопшую сущность. Машина здесь представлена в виде погибшего змея, внутренности которого вывалились наружу.
Подобных интерпретаций городских достопримечательностей на выставке достаточно. В основе работ лежит метод аугментирования – выхода за границу, введения дополнительных элементов и понятий, которые позволяют создать иной концептуальный образ в новом измерении. То есть привычные вещи получают новые детали, благодаря бесконечному процессу мышления.
На протяжении многих веков художники погружались в подобные вселенные, каждый давал им свои названия. Neramozus не стал придумывать ничего нового и обозначил это пространство как подсознание. Для него оно стало ясным взором, не затуманенным розовыми очками, крепким алкоголем или запрещёнными веществами. С самого детства автор видел мир иначе, в своём воображении он добавлял к нему новые формы. Повлияла на этот процесс жизнь в серых бетонных джунглях и растрескавшийся асфальт под ногами.
Я будто бы соединился с космосом. В первую очередь ко мне приходила мысль об определённой форме. Например, в жанре натюрморт рисовать обычную посуду мне было скучно, потому что это делают многие. Чтобы случилось, если бы я исказил эти вещи, превратил бы их в сущности? Я начал работать над этим. Так появились фантастические образы.
Если мы говорим о расширении сознания, то я рекомендую всем художникам, не только начинающим, приучать себя к чтению книг. Каждое литературное произведение - это жизнь. Чем больше книг ты прочитал, тем больше жизней ты прожил. Также я рекомендую слушать любую музыку, чтобы научиться её понимать, и интересоваться творчеством других авторов, тех кто рядом или уже не с нами. Изучайте историю искусства.
Я не курю, если выпиваю, то по праздникам. Всё моё время уходит на хобби и работу. Я педагог дополнительного образования, преподаю классическую гитару детям.
художник Neramozus
Если вы всё-таки решили посетить эту выставку, то её не стоит воспринимать с точки зрения психологии и уж точно психиатрии. Расширение рамок сознания, конечно, может быть связано с внутренними переживаниями и аллюзиями на популярную литературу или фильмы, в частности хорроры. Здесь просто другая вселенная, своя философия. Тайное место, скрытое от глаз посторонних. Для библиотеки эта экспозиция очень смелая, немного выходящая за рамки дозволенного.
На яркие картины Neramozusа можно посмотреть до 8 ноября.
Фото: Виталий Шабинский
11 сентября Самарский оперный театр открывает новый сезон. Мы прогулялись по пока пустым залам, побывали в мастерских, заглянули за кулисы и спустились в легендарный подвал.
Сад баланса на улице Ново-Садовой – это красивое дизайнерское пространство в городе, и место классных событий. В выходные, 23 и 24 сентября, здесь прошёл фестиваль «Сад культур» (0+). Мы его конечно же посетили и рассказываем, почему подобные события пропускать не стоит.
В Самаре в крытом скейт-парке Point торгового центра «Гудок» состоялась поп-ап выставка. В ней приняли участие художники, которые только начинают свой творческий путь. Некоторые из них выставлялись впервые. Рассказываем, как искусство интегрировали в пространство скейт-парка.
Мы заглянули в уникальное, на наш взгляд, для Самары пространство, которое стало важной частью культурной жизни города. Рассказываем, как в старинном особняке на Ленинградской, 31 проходят «классические» квартирники, лечат растения и создают особую культурную атмосферу.
Комментарии ()
Написать комментарий