07 декабря 2022, 16:46

На Чувашской биеннале современного искусства: мифы, экология, NFT

В Самарской области по громким культурным событиям временное затишье, и мы решили отправиться к нашим соседям по Волге - в Чувашию. Здесь прошла масштабная биеннале, в которой приняли участие художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Чебоксар и других городов России. Жанна Скокова лично оценила работы авторов, разобралась в поисках национальной идентичности и интерпретации истории предков.

Для начала нужно рассказать немного про особенности географии места, чтобы вникнуть в контекст того, что здесь происходило. Ехали в Чувашию мы на машине. Спустя больше шести часов дороги в темноте и тумане въехали в Чебоксары. Первое, на что обратили внимание - здесь почти не сохранилось дореволюционных памятников архитектуры из-за строительства ГЭС в 1970-х годах. Район со старинными постройками затопило. Большая часть домов в так называемом историческом центре - советского времени. Но взглянуть есть на что: широкая набережная, порт, маяк, парки и ботанический сад.

Мы отправились в Чувашский государственный художественный музей. Биеннале проходила в нём с 12 ноября по 2 декабря. Тема - культурное и этнографическое наследие Чувашской Республики, а название - «Икс историй: память о будущем». Событий подобных этому в Чебоксарах ещё не происходило.

То, что нас ждут мифы, легенды и народные поверья чувствовалось уже с первых шагов в сторону музея. Вход в него охраняют существа с львиными телами и женскими головами в национальных уборах. Они напоминают египетских сфинксов. По официальной версии - это богиня Сехмет. Но по канону её изображали с головой львицы и телом женщины. Видимо, автор работы решил по особому интерпретировать миф.

История чувашей, с географической точки зрения, начинается в Центральной Азии. В ней можно найти следы культуры гуннов, традиции кавказских народов и лингвистические заимствования из других языков, например, венгерского. Подавляющее большинство объектов материальной культуры Чувашии дохристианского периода (до середины XVI века) было утеряно или уничтожено. Но у народа осталась память о наследии, предках, ритуалах. Именно с этим предстояло работать художникам.

Авторы собрали по крупицам то, что можно интерпретировать и изучить: редкие старые руны, которые сохранились только на надгробиях и в узорах вышивки, представления о квадратной земле и восьмиугольной Вселенной, мифы о трех солнцах и богах. Всё это они перемешали с современностью, актуальными сегодня социальными проблемами,  мыслями о нашем будущем на Земле.

На входе в музей нам вручили путеводитель по биеннале. В нём были указаны авторы работ, а также описания, созданные кураторами. Буклет мы даже не открывали, чтобы сразу погрузиться в медиацию по выставке. Это такой формат, который позволяет сотруднику галереи или музея не просто рассказать об экспозиции, но и вовлечь посетителя в беседу. Тогда выставка становится не просто объектом для восприятия, но и поводом для публичной дискуссии. Зритель не просто анализирует работы, но и делится своими взглядами, иногда они могут совпадать с авторскими. Кстати, медиация на выставках в России стала популярной не так давно. В Самаре такой формат часто практикуют в галерее «Виктория».

В Чувашском музее медиаторами для нас стали две студентки педагогического университета. Девушки задавали много вопросов и предлагали самим разобраться в вопросе: «Что хотел сказать автор?» .

Каждая работа чем-то цепляла. Где-то можно было уловить даже аналогию с Самарой: проблемы увядающей деревянной архитектуры, утрата зданий с лепниной, тяга к природе, к реке.

«В тишине земли и неба»

Уроженка Чебоксар Татьяна Андреева в своей живописи обращается к образам из мифологии. В центре сюжета - молодая девушка, которая спит на границе миров: реального и потустороннего. Над ней возвышается священное древо, а в небе парит глаз верховного божества Тура - создателя вселенной.

«Неизвестные»

Это инсталляция Саши Госмант, которая родилась в Чувашии, но переехала в Москву. Художница утверждает, что «Неизвестные» являются представителями Шурхунов или Асьтахов (герои чувашской мифологии). В работе отчётливо считывается тема экологии - невозможности существования без вездесущего пластикового мусора даже в космосе. Он подобно змеям окутывает пространство вокруг людей.

«Вестники и обещания»

Серия чёрно-белых фотографий Норильска, которые снял Алексей Павлов. Автора очень впечатлила местная среда - безлюдные пейзажи, промышленность, архитектура. Его волнует взаимоотношение человека и природы. Героями снимков выступили местные жители, а также городские птицы, которые заслужили место в местном музее. Популяция голубей напрямую связана с климатическими изменениями в Норильске. Они словно демиурги из мифологии северных народов, которые потеряли интерес к созданному ими миру. В фотографиях Павлова реальность объединяется с фантазией, давая понять, что привычное потребительское мышление не сулит ничего хорошего для нашего будущего.

«Генетический код»

Лиля Ким взяла фотографии из личного архива, распечатала, разрезала на кусочки перемешала и соединила заново, чтобы показать три поколения женщин в семье. Сквозь очертания одной личности проглядывает другая, они смешиваются до тех пор, пока изображение не становится нечётким. Лица кажутся всё более расплывчатыми, как память о наших прабабушках и прадедушках.

«Песнь» и «Высокая вода»

Лиза Шаплина также поработала с фотографиями семьи, напечатанными на полупрозрачном стекле. На инсталляции проступают тексты старинных обрядовых песен, которые на фоне тихонько поет бабушка Лизы.

В проекте «Высокая вода» она использовала стеклянные рельефные детали, похожие на элементы украшения фасадов. Эти части архитектуры поместили в песок, собранный на берегу Волги. Символизм вполне понятен. Из-за строительства ГЭС многим чебоксарцам пришлось переехать. Дом родителей Лизы ушёл под воду. От него не осталось ничего, кроме воспоминаний.

«Корчага всякого»

Эдуард Кулёмин из Смоленска изучает историю взаимоотношений культур различных этносов и позволяет зрителю прикоснуться к истокам. Пристальным объектом его внимания является византийская амфора-корчага, на которую нанесена самая древняя надпись на кириллице в России. Сейчас сосуд приобрел новое символическое значение: он - капсула времени, накопитель информации.

На биеннале были представлены пять произведений видеоарта. Среди них работа известных художников, например, нижегородской группы «Провмыза». Их  «Отчаяние» номинировали на премию Кандинского в 2008 году. А ещё здесь можно было найти NFT-работы. Приобретая их владелец получает физическую версию и электронную. Выставка сопровождалась большой образовательной программой. Гости могли послушать лекции о современных аспектах культуры, встретиться с художниками и кураторами из других городов, посетить авторские экскурсии по городу.

Фото: Жанна Скокова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Фото, инсталляции и зины на выставке «Звон тишины»
    07 августа 2023, 11:13
    Фото, инсталляции и зины на выставке «Звон тишины»

    В «Нулевой комнате» показали работы студентов Школы проектной фотографии. Их объединили в экспозицию под общим названием «Звон тишины» (12+). Отправились на выставку, чтобы узнать, как звучит тишина в понимании учеников Кристины Сырчиковой.

    Мельница в Бариновке: погружение в XIX век, местные булочки и лабиринт из сена
    04 сентября 2023, 15:43
    Мельница в Бариновке: погружение в XIX век, местные булочки и лабиринт из сена

    В июле 2023 года после реставрации запустили единственную сохранившуюся в Самарской области деревянную ветряную мельницу. А построили её в Бариновке в 1848 году. Теперь территория около мельницы стала экопарком. Приехали сюда, чтобы увидеть, как раньше мололи муку, зайти в гости в дом мельника и почувствовать себя его помощниками.

    Новая набережная в Тольятти: море, скалодром и «пятак»
    17 августа 2023, 19:30
    Новая набережная в Тольятти: море, скалодром и «пятак»

    На новую набережную Тольятти ехать стоит. Как минимум летом или ранней осенью уж точно. И вот почему мы рекомендуем это место к посещению: после реконструкции набережная в Автозаводском районе действительно может посоперничать с самарской. Прогулялись по обновлённым тропинкам, затестили скамейки-лежаки, покатались на самокате и насладились панорамным видом на Жигулёвское море.

    «Павильон» – грёзы о биеннале в Венеции на «Станкозаводе»
    18 марта 2024, 07:30
    «Павильон» – грёзы о биеннале в Венеции на «Станкозаводе»

    В Самаре прошла выставка по мотивам Венецианской биеннале (18+). Её можно было посетить в течение трёх дней на «Станкозаводе». Здесь работал импровизированный павильон русских художников, который мог бы открыться на 60-й биеннале в Италии. Мы сходили на выставку и узнали, что отечественные авторы готовы предложить миру.