10 августа 2023, 11:41

Музейный комплекс в Ширяеве. Как жили Репин, Ширяевец и купцы

«Бурлаков на Волге» видел, наверное, каждый. Автор картины – Илья Репин. Он работал над ней в Ширяеве. Сейчас здесь – посвящённый художнику музей. Съездили в Ширяево и узнали, как Репин писал «бурлаков», как он здесь жил, и почему стоит заглянуть в дом Ширяевца. Гид по музею нам помогла составить экскурсовод историко-музейного комплекса Елена Пахомова. 

Историко-музейный комплекс

Адрес: Ширяево, улица Советская, 14

Координаты: 53.419105, 50.022004

Билет можно купить в кассе перед входом в музей. Цены: полный – 150 рублей, льготный – 75 (пенсионеры, инвалиды, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, студенты), дети до 16 лет – бесплатно. Посетить музей можно самостоятельно или с экскурсией, о которой заранее нужно договориться с работниками музея.

Бурлаки на Волге 

Дом-музей Ильи Репина – типовое «имение» зажиточного крестьянина образца XIX века: двор с хозяйственными помещениями и бытовой утварью, сараи, конюшни, погреб и небольшая изба. Все постройки восстановили в 1990-ые годы. Того самого дома, в котором жил художник, не сохранилось. Грабли, лопаты и другую хозяйственную утварь, которую вы встретите во дворе, собрали у сельчан. В сарае – импровизированный выставочный зал с репродукциями картин Репина.

Идём в дом. Внутри погружаемся в быт XIX века. Летом 1870-го Репин остановился у крестьянина Ивана Алексеева с младшим братом и двумя друзьями художниками – Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым. Он решил сменить просторную столичную квартиру на скромный сельский дом. Репин спал на лавке у входа, готовил на плитке, привезённой из Петербурга, купил самовар, которого не было у крестьян. Также он приобрёл керосиновые лампы, чтобы рисовать по вечерам, когда становилось темно.

Раньше в крестьянских избах делали низкие потолки, чтобы каждый входящий невольно поклонялся «красному углу», который находился напротив двери. Репину из-за своего высокого роста постоянно приходилось сильно нагибаться при входе в дом.

В «доме Репина» реконструировали крестьянский быт. Восстановили печь, которая служила очагом, а не «духовкой», отремонтировали сени, хозяйственную каморку и расставили мебель в передней. Примерно в такой обстановке Репин писал свой шедевр.

После приезда в Ширяево Репин попал в неловкую ситуацию. Утром он отправился на Волгу и начал рисовать группу девочек, которые позировали молодому художнику за пятачки. Местные жители не оценили таких взаимоотношений и даже заставили детей выбросить монетки, посчитав, что Репин – демон, скупающий детские души. Только после предъявления писарю свидетельства с печатью Императорской Академии, ширяевцы успокоились, а художник начал искать «своих бурлаков». Он наблюдал, как бурлаки отдыхали на отмели, делал эскизы. Тут Репин встретил Канина, попа-расстригу, который много лет работал на Волге. Анин позировал Репину на ширяевском берегу в бурлацкой лямке, прицепленной к барке в характерной позе бурлака, тянувшего баржу. Именно так Репин и изобразил его на своей картине.

экскурсовод музейного комплекса Ширяево Елена Пахомова

После окончания работы над «Бурлаками на Волге», Репин начал писать картину «Шторм на Волге». Дом Алексеевых выходил окнами на реку, поэтому художник мог наблюдать за буйством стихии. В Петербург он увёз недописанную картину.

Специально к открытию музея селу подарили копию «Шторма». Её написали студенты Академии художеств имени Репина. В Ширяево также находятся этюды «Бурлаков» и «Шторма» и наброски картин Фёдора Васильева и Евгения Макарова.

Ширяевец (Абрамов)

Идём дальше. На соседней улице – дом, где в 1887 году родился поэт Александр Ширяевец. Его настоящая фамилия – Абрамов. Псевдоним он взял в память о родном селе.

Дом-музей Ширяевца раньше был частью постоялого двора – его сдавали крестьянам. В избе сохранили обстановку XIX века: всё та же русская печь, полати, кровать, детская люлька, красный угол. В сенях – хозяйское помещение, где хранили грабли, лопаты, колодки для валенок и лаптей, вёдра и инструменты. Брёвна каморки, и полы в ней - XIX века.

Большая часть экспонатов были в этом доме с конца  XIX века. Сегодня экспозиция является выставкой крестьянского быта села Ширяево рубежа ХIХ - ХХ веков. Экспонаты – «руками не трогать». 

Ширяевец писал стихи с малых лет. Но его ранние произведения не сохранились. В 1898 году поэт закончил с Похвальным листом церковно-приходскую школу в Ширяеве, поступил в Самарское второе городское училище. В 1900-м году после смерти отца он оставил учёбу и начал работать. В 1905 году он с матерью переехал в Среднюю Азию, где до 1922-го работал чиновником почтово-телеграфного ведомства в Ташкенте, Бухаре и Ашхабаде. Александр Ширяевец был близким другом Сергея Есенина. После смерти волжского поэта в 1924 году Есенин написал: «Мы теперь уходим понемногу…».

Купеческий простор

Советуем заглянуть в дом-музей купца Вдовина. После низких потолков и тёмных комнат крестьянских домов, эта усадьба – просто хоромы. Полностью воссоздать и показать натуральный купеческий быт не получилось из-за недостаточно больших помещений.

Комнаты в доме поделили на тематические зоны. Например, в первой воссоздали гостиную и столовую, во второй – дамскую спальню и рабочий кабинет. Естественно в реальной жизни такого никогда не было.

Несмотря на «половинчатость», стиль и эстетика купеческого быта чувствуется. Он резко контрастирует на фоне крестьянского, представленного здесь же. Например, в женской спальне мы видим небольшой крестьянский сундук с минимумом одежды. Рядом – купеческий шкаф, для которого в домах крестьян просто не было места.  

В купеческом доме также работают выставочные залы. Здесь свои работы выставляют мастера из Самарской области.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «На заре» – поэтический сталкеринг
    25 апреля 2023, 10:20
    «На заре» – поэтический сталкеринг

    В мае этого года здание галереи на Некрасовской, 2 закрывается на масштабную реконструкцию. «Виктория» временно переезжает и прощается с родными стенами до 2025 года. Кураторы Анастасия Альбокринова и Дмитрий Крылов подготовили ностальгический проект «На заре» (0+), чтобы каждый посетитель смог ощутить приятную грусть.

    Улица как галерея: зачем в Самаре оформлять пространства
    25 июля 2022, 13:49
    Улица как галерея: зачем в Самаре оформлять пространства

    Уличное искусство имеет огромную силу. Оно может создавать точки притяжения людей, менять наш взгляд на привычное окружение, заставлять думать и наслаждаться эстетикой наших городов. Мы нашли пять мест в Самаре - примеры паблик-арта, который стал удачным коммерческим оформлением пространств.

    На площадках «Чистого Репина»
    11 июля 2022, 19:28
    На площадках «Чистого Репина»

    В Ширяеве 9 июля прошёл эко-арт фестиваль. Наш автор Вадим Карасёв погрузился в «Чистого Репина» и узнал, зачем камням давали имена, увидел как становятся полезными отходы, ну и приложил сам руку к одному из арт-объектов.

    Пять любимых текстов журналиста Ксении Якурновой: про книги о Безымянке, персики на гриле и затёртый нос Буратино
    06 января 2024, 09:45
    Пять любимых текстов журналиста Ксении Якурновой: про книги о Безымянке, персики на гриле и затёртый нос Буратино

    Посчитать, сколько раз за год я сказала: «Теперь это точно мой любимый текст на “Кому на Волге”» – просто нереально. Как и нереально было выбрать пять из них. Но в голову сразу пришли именно эти: о «Безымянлаге», зимнем трипе на «Верблюд» и логотипщике, который реально любит своё дело. Эффект «вау», конечно же, только в тандеме с кадрами от наших фотографов – никак иначе.