30 октября 2023, 16:48

Музей «Заварка». Каким стал дом Маштакова

В декабре 2023 года исполнится год с момента открытия галереи «Заварка» в доме Маштакова в Самаре. С ноября она станет филиалом самарского Музея Рязанова. Сходили в галерею, заглянули в печные окошки, осмотрели двери XIX века. Теперь рассказываем вам о секретах «Заварки» и особенностях реставрации объекта культурного наследия.

Заварка

Дом Маштакова построили в конце XIX века по проекту архитектора Александра Щербачёва. После революции здание перешло в городскую собственность. Просторные залы переделали под коммуналки. До 1990-х годов дом на Самарской, 207 был жилым. В 1992-м его признали аварийным. Он стоял заброшенным до 2020-х. После полуторалетней реставрации на двух этажах дома Маштакова открыли галерею «Заварка».

Заходим с улицы в небольшой коридор: светлые стены, отполированные полы и арт-объекты у входа – следы недавней реставрации. На первый взгляд, здание совершенно новое. Но команда реставраторов постаралась сохранить 80% оригинальной постройки.

Чайная на 1 этаже. Фото: Виталий Шабинский

На первом этаже – просторный зал, чайная. Часть стен не закрашены, чтобы посетители могли видеть старые брёвна из которых построен дом. Кое-где остались следы пожара. Столы и лавочки в чайной сделали из сосновых досок, которые раньше были полом. Мастера отшкурили доски, но сохранили их рельеф, фактуру и цвет.

Вид из коридора и двери XIX века. Фото: Виталий Шабинский

Здесь же дают интересную тень потолочные светильники – металлические трубки со светодиодами внутри. Есть ощущение, что находишься среди рассыпавшихся чаинок.

Потолочные светильники. Фото: Виталий Шабинский

Идея назвать «Заварку» «заваркой» появилась у архитектора Дмитрия Храмова во время реставрации здания. Чайное название можно оправдать с нескольких сторон. Во-первых, у Маштакова был чайный бизнес. Во-вторых, по планировке первый этаж здания изначально был запланирован под чайную. В-третьих, по задумке архитектора, галерея - это место, в котором у художников придумываются или «завариваются» проекты.

член совета регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, редактор отдела «Культура» газеты «Волжская коммуна» Армен Арутюнов 

Во время восстановления дома Маштакова, дореволюционное и советское наследие реставраторы находили буквально под ногами. Под полом затерялись монеты СССР и бижутерия, медицинские банки, номерники дома, гвозди и кронштейны, ободки от бочек. Последние сейчас украшают светильники на первом этаже.

Находки реставраторов во время восстановления дома Маштакова. Фото: Виталий Шабинский

Другие находки стали частью экспозиции первого этажа «Замороженная стена». Вы видите будто заледеневшее стекло с окошками, на которые подули и разморозили. В каждом из них спрятан элемент старого дома. Вся стена – символ того, что благодаря человеческому вниманию, теплу и заботе о здании, оно «растаяло» и показало свои секреты гостям.

Экспозиция «Замороженная стена» на 1 этаже музея. Фото: Виталий Шабинский

За стеной уборная – отдельная инсталляция о водопроводе. Здесь открытые водопроводные трубы, карта с историческим самарским водопроводом XIX века, настоящая колонка, которая заменяет кран и цинковое ведро вместо раковины.

Вид раковины в уборной. Фото: Виталий Шабинский

Поднимаемся на второй этаж по старой лестнице, которая даже не скрипит. Единственное, что не смогли сохранить у дома Маштакова – башенки. Напоминание о них оставили на стене между этажами. Верёвкой обозначили обрез конструкции в полном масштабе, разместили сохранившиеся детали слухового окна в тех местах, где они находились «при жизни» башни. На лестничном пролёте поставили шпиль. За 120 лет, пока он венчал башню, подгнила только самая верхняя «уличная» часть. 

Переход на 2 этаж музея. Фото: Виталий Шабинский

На втором этаже видим двери XIX века. При реставрации стен подлинные детали дома не красили и оставили в деревянной текстуре, а новые – покрыли несколькими слоями краски. На контрасте становится понятно, что сохранилось из прошлого, а что – новодел. 

Зал, где проходят лекции, кинопоказы, концерты, дискуссии и творческие встречи. Фото: Виталий Шабинский

Одна из главных изюминок дома Маштакова – печи. Во-первых, это его основа, на них буквально держится здание. Во-вторых, печные окошки - часть инсталляции «Заварки». Раньше через них чистили печные каналы. Сейчас там спрятаны тайники, которые хранят историю этого здания. Например, при открытии в одном включается видеоинтервью с его бывшим жильцом Маргаритой Барской. В другом стоят куклы детского кукольного театра и проигрывается фрагмент интервью, в котором Барская рассказывает о соседских спектаклях.

Инсталляция с фрагментом интервью Маргариты Барской о соседских спектаклях. Фото: Виталий Шабинский

Мы пришли в «Заварку» вечером, когда посетители уже разошлись. Поэтому второй этаж был свободен, и мы в одиночестве прошлись по залам галереи. Здесь их три. Первый и третий – выставочные пространства. В них на стенах и подвесных конструкциях – планшеты, выполненные в тематике выставки. Это залы-трансформеры: витрины с экспонатами можно перемещать между ними.

Один из залов-трансформеров на 2 этаже музея. Фото: Виталий Шабинский

Во втором зале проходят лекции, кинопоказы, концерты, дискуссии и творческие встречи. Первое, на что обратили внимание в этом зале – потолочное раскрытие. Если поднять голову можно увидеть чердак, балки, бревна и металлические листы. Крышу почти полностью поменяли, раскрытие сделали из того, что смогли пересобрать и сохранить.

Потолочное раскрытие в одном из залов музея на 2 этаже. Фото: Виталий Шабинский

Ещё одна инсталляция в зале – напольные ниши, которые закрыты калёным стеклом. В них меняют экспозиции для каждой выставки. По задумке, эти две ниши спорят друг с другом. Например, в первой инсталляции в правой нише были ветки и бревно, а в левой то, что получается из древесины в руках мастера. В одной из последних, справа – черепки от разбитой посуды, а на противоположной стороне – антикварный сервиз. Всё это – споры между мертвым, сломанным и живым, восстановленным – лейтмотив всей галереи. 

Часть экспонатов музея «Заварка». Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Внутри ЦСКА: бассейн под открытым небом, виды на Заволгу и музей спортклуба ВВС
    01 апреля 2024, 17:21
    Внутри ЦСКА: бассейн под открытым небом, виды на Заволгу и музей спортклуба ВВС

    Одной из остановок во время прогулок вдоль Волги чаще всего становится именно он – спортивный комплекс ЦСКА: у пивзавода прерывается первая очередь набережной, а у спорткомплекса начинается её вторая часть. Со стороны сложно поверить, что внутри уместились и круглогодичный открытый бассейн, и сауны, и даже собственная гостиница. Увидели всё это лично: заглянули в закрытый от посетителей мини-музей, тренажёрный зал с шахматами и понаблюдали за тренировкой в настоящем олимпийском бассейне.

    Поэзия, музыка и арт-объекты. Что показали в галерее «Олег»
    28 февраля 2024, 08:20
    Поэзия, музыка и арт-объекты. Что показали в галерее «Олег»

    В Самаре появилось ещё одно культурное пространство – студия-галерея «Олег». Его создали художники и музыканты в здании бывшего завода имени Масленникова. Корреспонденты «Кому на Волге» посмотрели выставку «…ВСЕГДА СНЕГА…» (12+). Рассказываем, как устроена самоорганизованная площадка.

    «Балтика» внутри: трёхэтажные котлы, галереи для туристов, модный бар
    21 июля 2022, 11:57
    «Балтика» внутри: трёхэтажные котлы, галереи для туристов, модный бар

    Решили на несколько часов почувствовать себя королями хмеля и солода и прошлись по всей производственной цепочке завода «Балтика-Самара». Заглянули в варочное и бродильное отделения, увидели цех розлива и склад, где хранится готовая продукция.

    Шостаковичу посвящается
    05 октября 2022, 13:23
    Шостаковичу посвящается

    В Самаре и Тольятти завершился фестиваль «Шостакович.ХХ век». Под занавес зрители увидели танец на музыку Десятникова в исполнении труппы театра «Урал Опера Балет», услышали Девятую симфонию Шостаковича и письма композитора в исполнении Сергея Маковецкого. О том, как это было и о впечатлениях участников фестиваля рассказывает Ксения Аитова.