30 октября 2023, 16:48

Музей «Заварка». Каким стал дом Маштакова

В декабре 2023 года исполнится год с момента открытия галереи «Заварка» в доме Маштакова в Самаре. С ноября она станет филиалом самарского Музея Рязанова. Сходили в галерею, заглянули в печные окошки, осмотрели двери XIX века. Теперь рассказываем вам о секретах «Заварки» и особенностях реставрации объекта культурного наследия.

Заварка

Дом Маштакова построили в конце XIX века по проекту архитектора Александра Щербачёва. После революции здание перешло в городскую собственность. Просторные залы переделали под коммуналки. До 1990-х годов дом на Самарской, 207 был жилым. В 1992-м его признали аварийным. Он стоял заброшенным до 2020-х. После полуторалетней реставрации на двух этажах дома Маштакова открыли галерею «Заварка».

Заходим с улицы в небольшой коридор: светлые стены, отполированные полы и арт-объекты у входа – следы недавней реставрации. На первый взгляд, здание совершенно новое. Но команда реставраторов постаралась сохранить 80% оригинальной постройки.

Чайная на 1 этаже. Фото: Виталий Шабинский

На первом этаже – просторный зал, чайная. Часть стен не закрашены, чтобы посетители могли видеть старые брёвна из которых построен дом. Кое-где остались следы пожара. Столы и лавочки в чайной сделали из сосновых досок, которые раньше были полом. Мастера отшкурили доски, но сохранили их рельеф, фактуру и цвет.

Вид из коридора и двери XIX века. Фото: Виталий Шабинский

Здесь же дают интересную тень потолочные светильники – металлические трубки со светодиодами внутри. Есть ощущение, что находишься среди рассыпавшихся чаинок.

Потолочные светильники. Фото: Виталий Шабинский

Идея назвать «Заварку» «заваркой» появилась у архитектора Дмитрия Храмова во время реставрации здания. Чайное название можно оправдать с нескольких сторон. Во-первых, у Маштакова был чайный бизнес. Во-вторых, по планировке первый этаж здания изначально был запланирован под чайную. В-третьих, по задумке архитектора, галерея - это место, в котором у художников придумываются или «завариваются» проекты.

член совета регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, редактор отдела «Культура» газеты «Волжская коммуна» Армен Арутюнов 

Во время восстановления дома Маштакова, дореволюционное и советское наследие реставраторы находили буквально под ногами. Под полом затерялись монеты СССР и бижутерия, медицинские банки, номерники дома, гвозди и кронштейны, ободки от бочек. Последние сейчас украшают светильники на первом этаже.

Находки реставраторов во время восстановления дома Маштакова. Фото: Виталий Шабинский

Другие находки стали частью экспозиции первого этажа «Замороженная стена». Вы видите будто заледеневшее стекло с окошками, на которые подули и разморозили. В каждом из них спрятан элемент старого дома. Вся стена – символ того, что благодаря человеческому вниманию, теплу и заботе о здании, оно «растаяло» и показало свои секреты гостям.

Экспозиция «Замороженная стена» на 1 этаже музея. Фото: Виталий Шабинский

За стеной уборная – отдельная инсталляция о водопроводе. Здесь открытые водопроводные трубы, карта с историческим самарским водопроводом XIX века, настоящая колонка, которая заменяет кран и цинковое ведро вместо раковины.

Вид раковины в уборной. Фото: Виталий Шабинский

Поднимаемся на второй этаж по старой лестнице, которая даже не скрипит. Единственное, что не смогли сохранить у дома Маштакова – башенки. Напоминание о них оставили на стене между этажами. Верёвкой обозначили обрез конструкции в полном масштабе, разместили сохранившиеся детали слухового окна в тех местах, где они находились «при жизни» башни. На лестничном пролёте поставили шпиль. За 120 лет, пока он венчал башню, подгнила только самая верхняя «уличная» часть. 

Переход на 2 этаж музея. Фото: Виталий Шабинский

На втором этаже видим двери XIX века. При реставрации стен подлинные детали дома не красили и оставили в деревянной текстуре, а новые – покрыли несколькими слоями краски. На контрасте становится понятно, что сохранилось из прошлого, а что – новодел. 

Зал, где проходят лекции, кинопоказы, концерты, дискуссии и творческие встречи. Фото: Виталий Шабинский

Одна из главных изюминок дома Маштакова – печи. Во-первых, это его основа, на них буквально держится здание. Во-вторых, печные окошки - часть инсталляции «Заварки». Раньше через них чистили печные каналы. Сейчас там спрятаны тайники, которые хранят историю этого здания. Например, при открытии в одном включается видеоинтервью с его бывшим жильцом Маргаритой Барской. В другом стоят куклы детского кукольного театра и проигрывается фрагмент интервью, в котором Барская рассказывает о соседских спектаклях.

Инсталляция с фрагментом интервью Маргариты Барской о соседских спектаклях. Фото: Виталий Шабинский

Мы пришли в «Заварку» вечером, когда посетители уже разошлись. Поэтому второй этаж был свободен, и мы в одиночестве прошлись по залам галереи. Здесь их три. Первый и третий – выставочные пространства. В них на стенах и подвесных конструкциях – планшеты, выполненные в тематике выставки. Это залы-трансформеры: витрины с экспонатами можно перемещать между ними.

Один из залов-трансформеров на 2 этаже музея. Фото: Виталий Шабинский

Во втором зале проходят лекции, кинопоказы, концерты, дискуссии и творческие встречи. Первое, на что обратили внимание в этом зале – потолочное раскрытие. Если поднять голову можно увидеть чердак, балки, бревна и металлические листы. Крышу почти полностью поменяли, раскрытие сделали из того, что смогли пересобрать и сохранить.

Потолочное раскрытие в одном из залов музея на 2 этаже. Фото: Виталий Шабинский

Ещё одна инсталляция в зале – напольные ниши, которые закрыты калёным стеклом. В них меняют экспозиции для каждой выставки. По задумке, эти две ниши спорят друг с другом. Например, в первой инсталляции в правой нише были ветки и бревно, а в левой то, что получается из древесины в руках мастера. В одной из последних, справа – черепки от разбитой посуды, а на противоположной стороне – антикварный сервиз. Всё это – споры между мертвым, сломанным и живым, восстановленным – лейтмотив всей галереи. 

Часть экспонатов музея «Заварка». Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Cемь самарских арт-дворов: летающий малыш, звери в телеке и панды из бутылок
    05 августа 2022, 10:15
    Cемь самарских арт-дворов: летающий малыш, звери в телеке и панды из бутылок

    «Двор-арт» – неотъемлемая часть самарской культуры: здесь и лебеди из шин, и клумбы из бочек, и пальмы из бутылок. Нашли семь дворов, которые стоит посетить абсолютно всем, и показываем Змея-Горыныча с пластиковыми головами, волка из крышечек и деревянного коня в шляпе.

    «В этом рисунке будет энергия Волги»: художники про новый паблик-арт на набережной
    30 июля 2024, 16:44
    «В этом рисунке будет энергия Волги»: художники про новый паблик-арт на набережной

    На набережной в Самаре в районе Ленинградского спуска появляется огромная абстракция. Её создают Денис Тачез, Владислав Шенков, Егор Гурт, Соня Лазутова и Егор Кыш. Коллектив художников расписывает асфальтовое покрытие спортивной площадки. Скоро она станет новым местом притяжения горожан и туристов. Узнали у создателей, в чём заключается идея паблик-арта, чем они вдохновляются и каково работать целый день на городском пляже.

    Самара новогодняя. Топ мест для клёвых фото
    31 декабря 2021, 16:30
    Самара новогодняя. Топ мест для клёвых фото

    Каких-то массовых гуляний по поводу Нового года в Самаре не будет. Всё из-за уже всем надоевшего коронавируса. Но ничего не мешает просто пойти погулять с семьёй или друзьями по красивым местам города. Особенно привлекательно выглядят площади, парки и скверы, которые украсили к празднику. Рассказываем о самых ярких локациях.

    Инопланетные холмы. Зачем ехать в Подвальские террасы?
    31 июля 2023, 17:32
    Инопланетные холмы. Зачем ехать в Подвальские террасы?

    На границе с Ульяновской областью, в трех часах езды от Самары, находятся Подвальские террасы. Интересны они не только своим рельефом, но и богатой флорой и фауной и, конечно же, живописными видами. Вместе с краеведом и гидом Петром Якубсоном выясняли, как связаны террасы и мел, которым мы все писали в детстве, какие растения могут выжить на этих склонах и действительно ли где-то спрятан родник, о котором мало кто знает.