В Самаре показали литературный спектакль по произведению Венедикта Ерофеева. В главных ролях - выпускники кафедры театральной режиссуры Самарского государственного института культуры. Сцена - в Доме культуры «Победа» на проспекте Кирова. Актёры постарались максимально полно передать неизбалованному зрителю дух и атмосферу поэмы «Москва-Петушки» (18+). В день открытия Всероссийской студвесны в Самаре рассказываем о важности этой постановки для студентов и о том, почему важен выход театра на городскую периферию.
Формат, за который не берутся
На один вечер Дом культуры «Победа» на проспекте Кирова превратился в состав «Москва-Петушки». Здание словно оживилось. Наверное, нечасто тут можно было увидеть очередь в кассу. Многим захотелось погрузиться внутрь маргинального и одновременно выдающегося произведения. Идея его нового прочтения принадлежит коллективу Самарского государственного института культуры.
Спектакль мы сделали со студентами во время обучающей программы. В качестве материала использовали произведение Венедикта Ерофеева, за которое мало кто брался. Эту поэму очень трудно перевести на язык сцены. Когда нам это удалось, захотелось поделиться опытом со всеми. Решили попробовать показать спектакль в уютном зале за пределами пространства, в котором он рождался. В этом есть свои творческие сложности и этапы, которые хочется преодолеть.
режиссёр-постановщик Елена Болотина
Литературный спектакль позволяет, в отличие от простой пьесы или любого другого формата, передать максимально полно стилистику автора. Поскольку Венедикт Ерофеев написал именно поэму, то особенности его произведения постарались сохранить: все монологи, бранные словечки, эмоциональные всплески.
Над постановкой также работала режиссер-хореограф Ирина Боровкова. Ведь важно, чтобы актёры не просто проговаривали текст, но и умели передавать настроение и чувства через пластику. В современном театре нельзя обойтись без хореографов и речевиков. Все они работают над одной задачей - донести слово до зрителя.
Внутри спектакля
Те, кто читал «Москва-Петушки», по-разному относятся к этому произведению. Для кого-то это трагичная история спившегося мужчины, который не сумел найти место в жизни, для других - пример удивительной игры со словом, яркими и запоминающимися комедийными образами. В спектакле есть и то, и другое. А ещё глубокое философствование о жизни русского народа - поэма написана в 1969 году и до сих пор актуальна.
Четыре актрисы и три актера играли одного человека, находясь на сцене одновременно. При этом каждый из них видел Венечку по-своему. Это было заметно по интонации, позам, выражению лиц. В целом они старались сохранить основные черты героя, который для Ерофеева является автобиографичным, но не без личного отношения к нему. Кажется, лучше всего справились именно девушки. Их Венечка получился более эмоциональным.
В целом создалось впечатление, что у героя явное расщепление личности. Его множественные альтер-эго разговаривали с ним, с окружающим миром, стараясь находить ответы на насущные для него вопросы: «Куда идти?», «Где купить выпить?», «Почему не ладится с работой?», «Зачем ехать в Петушки?» и так далее.
Он не просто мужик, который бухает в электричке (именно «бухает» в общепринятом и полном смысле этого слова). Персонаж совершает путешествие по своему сознанию в поисках истинных ценностей. Поэтому многоголосие в его голове вполне оправдано. Учитывая, что у него еще и алкоголизм, то без психиатрического диагноза тут не обошлось. Зависимость героя перешла в ту стадию, когда трудно понять, где реальность, а где вымысел. Поэтому он начинает видеть ангелов и разговаривает с Богом.
Но не нам судить о разложении личности. Тяга к саморазрушению присуща всем людям. Каждый убивает себя по-своему: одни - экстремальным спортом, другие - курением, третьи - вредной едой, а кто-то загоняет себя в могилу негативным мышлением. В каждом из нас живёт частичка этого персонажа.
Для кого постановка
Конечно, те, кто пресытился постановками высокого уровня в столицах и посмотрел весь репертуар «Золотой Маски», могут заскучать. Это понятно. У актёров здесь нет громких имён и многолетнего опыта. Но, учитывая, что билет стоил всего 150 рублей, вышло вполне достойно. Приятно было посмотреть на симпатичных парней и девушек, которые только начинают свой путь в театре.
Спектакль будет интересен тем, кто редко посещает самарские театры. Тем, кому проблематично добираться до исторического и одновременно культурного центра Самары. Постановки на периферии дают возможность сходить на театральную постановку. Режиссёр пообещала, что подобные эксперименты продолжатся. Возможно, в скором времени мы увидим новые спектакли от СГИКа на Безымянке.
- Актёрам тоже важно расширять аудиторию и выходить на тех, кто редко посещает постановки. Театр - всегда диалог между актёрами и зрителями. Во время него происходит обмен энергиями. Для общества это важно, - говорит Елена Болотина.
Фото: Ирина Бойкина
Комментарии ()
Написать комментарий