20 июня 2024, 11:48

«Мордовская изба» в Коноваловке. Знакомство с национальной культурой

В Борском районе в селе Коноваловка есть Центр национальной культуры «Мордовская изба». Там собран богатый этнографический материал, посвящённый традициям мордовского народа. Сюда приезжают на экскурсии гости со всей области. Это особо интересно тем, кто увлекается этнотуризмом. Вместе с организатором и руководителем этого Центра Таисой Степановой мы расскажем некоторые интересные факты из истории Коноваловки, и, конечно, о самой «Мордовской избе», как одной из туристических локаций Самарской области.

Воспоминания старожила

В «Мордовской избе» собраны книги и альбомы, посвящённые истории и культуре мордвы, произведения декоративно-прикладного творчества, а также работы юных краеведов, посвящённые родному селу. Благодаря им, мы и узнали про историю села.

Согласно архивным данным, первые сведения о Коноваловке (раньше её называли Ивановкой) относятся к концу XVIII века.

Впрочем, есть основания полагать, что история села уходит корнями в более глубокую древность. Сохранились воспоминания одного из старожилов Коноваловки, тогда завуча местной школы Сергея Писцова. Он беседовал со многими стариками, которые помнили «дела давно минувших дней» и рассказы своих предков.

В «Мордовской избе» можно узнать историю села Коноваловка Борского района. Фото: Виталий Шабинский

«Почти все старожилы села, – рассказывал Писцов, – мне говорили, что в наши края люди стали прибывать во второй половине XVII века, примерно в 1650-1670 годах, во время царствования Алексея Михайловича Романова. Как только царём Российским стал Алексей Михайлович, так крестьянам трудно стало, и уезжали кто куда. Первыми поселенцами были гонимые нуждой крестьяне из села Пролейки Кошкинского (сейчас Елховского) района Куйбышевской области. Главным вожаком был крепкий старик, то ли Иван, то ли Иванов. Этот старик выбрал место у оврага, вязками поросшего на южной стороне, напротив обрывистого северного берега. И начали строиться. Овраг они назвали Вязовкой, а новое село – Ивановкой...»

Но вот беда – не было здесь родников, и потому жители решили обосноваться в новом месте поблизости.

«Два старика Ивановки Нуй-атя и Парь-атя, или старик-жнец и старик-столяр в километрах 7-8 от Ивановки на юго-восток нашли овраг в лесу, – рассказывал Писцов. – Берега оврага как бы сложены из камней, а из-под камней вытекала чистая, родниковая, холодная вода. Овраг они назвали Кевлеем (Кев – камень, лей - родник). Вокруг этого оврага росли коренастые дубы, липы, берёзы, осины, а ниже на юго-восток – ветла, чернотал, перевитые хмелем. А там, где сейчас Первомайская улица, были моховые болота, осокой, камышом и тростником поросшие, где обитали птицы, звери».

В музее представлены старые книги и альбомы, посвящённые истории и культуре мордовского народа. Фото: Виталий Шабинский

В музее есть сведения о семьях, которые заселили здешние места в стародавние времена. Так, на улицах Пролейка, Малыкла, Кужа, Большая, Шентала жили выходцы из мордовских сёл, на некоторых других – русские и татары.

В старину дома в селе были, главным образом, деревянными и саманными, а крыши покрывали соломой.

Церковь в честь святого Михаила Архангела

В 1825 году в селе была построена деревянная церковь в честь святого Михаила Архангела. Для неё на станцию Марычевка (ныне Заливная) привезли пять колоколов. Вес самого большого составлял 156 пудов. Чтобы привезти его в Коноваловку, в путь отправились почти все мужчины села. Ни быков, ни лошадей с собой не брали, вспоминали старожилы, а тащили колокол по снегу сами на крепких санях.

К началу ХХ века население Коноваловки заметно возросло, и здесь решили строить ещё одну церковь. Уже из кирпича. Каждый житель стремился внести свой вклад в это дело. Кто деньгами, кто дарами (в виде хлеба и скота), а кто и работал здесь бесплатно. Строительство новой кирпичной церкви было прервано с началом Первой мировой войны.

В советское время недостроенный храм разобрали на кирпичи, построили из них школу. И вот что удивительно: недавно в этом здании открыли храм, и люди стали приносить туда уцелевшие и сохранённые ими иконы.

Таиса Степанова

Сундуки для приданого, ярмо для быков, комната в стиле 1960-ых

Войдя в «Мордовскую избу», гости сначала попадают в комнату, где собраны предметы домашней и дворовой утвари. Большая их часть сделана из дерева. Сразу обращают на себя внимание пять массивных липовых бочек. Это сундуки для приданого мордовских девушек. На каждом из них – свой знак, свой рисунок, который говорил о роде, к которому принадлежала невеста, о её социальном происхождении.

В Центре можно увидеть национальные предметы домашней и дворовой утвари. Фото: Виталий Шабинский

У мордовских свадебных обрядов были свои особенности. Сначала в дом к невесте приходили две женщины из рода жениха. Они спрашивали, не хотела бы она выйти замуж за такого-то молодого человека. Делали это тайно, потому что невеста могла отказать, и это считалось бы позором для жениха. Свадьбы были многочисленные, и на них непременно пели мордовские песни.

Национальный женский образ – представительницы мордовского народа. Фото: Виталий Шабинский

Вся музейная утварь создана руками жителей Коноваловки. Один из таких предметов – «букань ермо» – ярмо для быков. В углу комнаты можно увидеть большое колесо от ветряной мельницы. Как говорит хозяйка музея, «ветряки» работали в селе вплоть до шестидесятых годов прошлого века. Хлеб (кши) был одним из древних и основных продуктов питания мордвы. Он являлся непременным элементом многих обрядов. Например, при обращении к Верховному богу Нишкепазу все члены семьи садились в «красном» углу, на стол ставили «хлеб здоровья» («шумбра кши») и зажигали свечу. «Хлеб здоровья» был и частью свадебного обряда.

В музее можно увидеть много предметов, связанных с крестьянским бытом, включая ткацкий стан, сито, деревянные вилы и лопаты.

В музее собрано множество предметов, связанных с крестьянским бытом. Фото: Виталий Шабинский

Есть здесь корзины и лапти, сплетённые из лозы. Мордовские лапти отличались от русских и чувашских косым плетением. На носу были обозначены три лыковых треугольничка («петушка»), а сзади и по бокам делали витые петли, в которые продевали оборки в качестве украшения.

Другие экспонаты, представленные в Центре национальной культуры «Мордовская изба». Фото: Виталий Шабинский

Представлены здесь и изделия из глины – кувшины и горшки. В одном из них можно увидеть маленькую дырочку – оттуда вытекала сыворотка при приготовлении творога.

Вторая комната оформлена в стиле 1960-х годов ХХ века. Правда здесь же можно узнать и о том, как были обустроены мордовские жилища и в более ранние годы.

Образец комнаты в мордовской избе. Фото: Виталий Шабинский

Жили небогато. В избе были длинные скамейки, табуретки, деревянные кровати, покрытые дерюгой, прялка, ткацкий станок, небольшое зеркало в деревянной оправе. У тех, кто богаче, – ещё и железный умывальник. Старые люди обычно спали на печке. Дети – на полатях под потолком. Те, кто постарше, зачастую спали на полу. А пара, поженившаяся не так давно, – на кровати, рядом с которой висела люлька. Освещалась комната коптилкой, отчего в доме было много копоти. Нередко в помещении содержали и приплод от скота.

Таиса Степанова

Народное рукоделие. Фото: Виталий Шабинский

В музейной комнате представлено также рукоделье мордовок – например, вышитые узорами скатёрки, на которых сохранились национальные орнаменты, связанные с культом природы. Чёрный цвет символизировал землю, голубой – небо, зелёный – деревья. От обилия вышивок многие жилища выглядели как светёлки. В красном углу размещалась икона, окружённая вышитыми божниками.

Семьи были большие. Например, у моей мамы, когда она была маленькой, в семье было 32 человека. Последняя из снох, по существу, была на положении рабыни. Она позже всех засыпала и раньше всех вставала, чтобы обеспечить едой всё многочисленное семейство.

Таиса Степанова

Традиционно в первую очередь за стол садились старики, после них – мужчины, а уж дети и женщины – после мужчин.

В Центре можно увидеть целую коллекцию женских мордовских костюмов, которые были переданы сюда местными жителями. Одежду шили изо льна.

Русские люди появились в Коноваловке в XVIII веке, с образованием неподалеку Борской казачьей крепости. Фото: Виталий Шабинский

Как отметили побывавшие здесь этнографы, детали этих костюмов полностью повторяют те, которые отличали платья казачек. И это не случайно. О связи этого мордовского села с казачеством говорят и другие факты. В коноваловских песнях – особый казачий колорит. Близлежащую гору жители села до сих пор называют Казачьей. В музее можно увидеть предметы, найденные в результате археологических раскопок, которые проходили в окрестностях села в 1996 году под руководством археолога Натальи Малковой. Были вскрыты 97 погребений. И в них обнаружили казачьи костюмы, нательные кресты, женские украшения.

Традиции и праздники актуальные и сегодня

Долгое время здешняя мордва держалась своих дохристианских обычаев, когда у этого народа было много божеств – огня, земли, воды, воздуха. На скатертях, полотенцах и других музейных экспонатах можно увидеть коловорот и другие древние языческие символы. Дохристианские обычаи проявляются и в некоторых обрядах, которые живы в селе до сих пор. Как и прежде, на день поминовения местные жители расстилают на полянке покрывала и ставят угощения для усопших.

Русские люди появились в Коноваловке в XVIII веке, с образованием неподалеку Борской казачьей крепости. У каждого народа были свои особенности в обустройстве жилья. Русские улицы были прямыми, а мордва издавна привыкла строить дома вдоль извилистых оврагов.

Традиционный символ древнего мордовского праздника «Вастазь чи» кленовый венок. Фото: Виталий Шабинский

Во избежание конфликтов между мордвой и русскими появился особый коноваловский праздник, аналогов которому нет нигде. Он совпал с другим, более древним мордовским праздником – «Вастазь чи». В переводе – «день встречи». Праздник олицетворяет встречу весны и лета. Его традиционный символ – кленовый венок.

Раньше праздники проходили на большой лесной поляне. Люди приходили сюда в своих лучших нарядах, на улице стояли накрытые столы. Парни и девчата брали с собой кружки, чтобы обливаться водой из колодцев, которые были по дороге. Считалось, что вода снимает весь негатив, и люди становятся готовыми к новой, духовной, чистой жизни. На празднике люди плясали, пели. Было очень весело. У каждого круга были свои запевалы и гармонисты. Сельчане соревновались – кто кого перепляшет и перепоёт. Кстати, частушка до сих пор жива в селе. Среди угощений непременно было самое древнее национальное блюдо – кулага. Это кушанье напоминает кисель. Его готовили на основе ржаной муки с добавлением мёда, яблок и ягод. Кулага получалась сладкой и сытной.

Таиса Степанова

Древний мордовский праздник «Вастазь чи» в Коноваловке отмечают и сегодня. Традиционно он проходит в конце июня. Съезжаются гости со всей области. В этот день организуются этнографические выставки. На сельской площади проходят скачки. На сцене выступают фольклорные мордовские ансамбли со всей области. В том числе и фольклорный коноваловский коллектив «Энзель вайген», который по традиции исполняет старинные песни и обряды, например, «Коноваловские посиделки» - с танцами, частушками, игровыми песнями и хороводами.

Стараемся сохранить все особенности этого праздника. Мы же должны потомкам что-то оставить после себя, а иначе для чего живём?

организатор и участник коллектива «Энзель вайген» Таиса Степанова

Каждый год в село приезжают фольклорные экспедиции – не только из Самары и Тольятти, но и из Москвы и Орла.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Феминизм, табак и «космическая» зубная паста. Плакаты с выставки «Реклама ар-нуво»
    08 ноября 2022, 15:44
    Феминизм, табак и «космическая» зубная паста. Плакаты с выставки «Реклама ар-нуво»

    Вы удивитесь, когда увидите, как раньше продвигали товары и услуги. Если сравнить рекламу из 1990-х и 1890-х годов, то последняя покажется верхом утончённости, эстетики и свободы мысли. Здесь и прекрасные дамы с сигаретами, обнажённая натура, феминизм, настроения в обществе того времени, жонглирование цветом и формой. Всё это показали на выставке «Реклама ар-нуво» (6+) в Музее Модерна.

    Нечеловеческий вид: выставка для собак в Victoria Underground
    17 мая 2022, 10:21
    Нечеловеческий вид: выставка для собак в Victoria Underground

    Всё здесь - от анимации до саунд-арта, от живописи в дихроматическом спектре до ароматических инсталляций, от найденных объектов до тактильных скульптур, адаптировано специально под собак. Открытие выставки посетила Жанна Скокова, которая рассказывает о своих впечатлениях, а ещё о том, чем авторы проекта могут заинтересовать и людей, и животных на одной площадке.

    Под крышей серпа и молота
    01 октября 2021, 13:57
    Под крышей серпа и молота

    Будущий филиал Третьяковской галереи в Самаре откроют в следующем году. Под него отреставрировали здание Фабрики-кухни. Рассказываем, где будут висеть картины, куда довезёт панорамный лифт, а ещё о том, какую роль в реставрации сыграла записка на кладбище.