В Доме архитектора прошла выставка художников «уличной волны» All city population (18+). Авторы показали инсталляции, скульптуры и другие фантазийные работы на тему жизни в мегаполисе и взаимодействия искусства с обывателями. Узнали, кого художники поселили в ванне и почему не стоит бояться фиолетовых осьминогов.
Работа Екатерины Олениной. Фото: Виталий Шабинский
Искусство уличной волны – это термин, которым принято характеризовать творчество художников с граффити или стрит-арт бэкграундом. Чаще всего такие авторы с годами переключаются на создание работ для галерей или коммерческих проектов, но продолжают периодически заниматься уличным искусством. Широко применять термин стали в 2015 году на фоне бума в развитии искусства, связанного с андеграундной культурой.
Считается, что впервые «уличная волна» сформировалась в США в 1970-х годах. Начало положили криминальные банды и художники, которые расписывали поезда метро в Нью-Йорке. В России «уличная волна» сложилась в 1985 году. На её появление повлияла культура хип-хопа: танцы, музыка, граффити. Постепенно художники отходили от создания нелегальных шрифтов и тэгов, оттачивали свои скилы, открывая новые области применения аэрозольной краски. Со временем авторы перешли к огромным муралам на зданиях, созданию инсталляций, холстов, дизайну и диджитал-арту. Уличный бэкграунд стал отличительной особенностью таких художников.
Выставка художников «уличной волны» All city population (18+) в Доме архитектора. Фото: Виталий Шабинский
В Самаре есть немало авторов, которые так или иначе были частью субкультуры. На выставке All city population можно было увидеть тех, кто начинал на улице более 20 лет назад, а также новичков. Среди них Фрол Весёлый, Денис Вертиго, Ваня БВ, Клаус, Михаил Качикаракис, Екатерина Оленина, Кирилл Зырянов и другие.
Художники создали портрет городского жителя, а также показали, как искусство способно внедряться в городскую среду. Автор Ваня БВ обратился к такому явлению как «радость узнавания» через свою инсталляцию с зеркалами. В названии работы отражён процесс, когда мозг человека испытывает приятные эмоции от того, что он смог вспомнить то, что предстало перед его взором. Психологи считают, что такой эффект помогает снижать стресс и тревожность перед неизведанным. Порой представления об объекте меняются и становятся по итогу не тем, чем казались вначале.
Работа Кирилла Зырянова. Фото: Виталий Шабинский
Некоторых на создание работ вдохновили вселенные из хорроров. Автор Кирилл Зырянов поместил в розовую ванну монстра с тентаклями и одним огромным глазом. Этот лавкрафтианский ужас, который держится на идее непостижимости вселенной, дополнили холсты под названием «Чужеземцы». Автор в своих работах представил, что люди живут рядом с инопланетянами, но пока не знают об их присутствии. Из-за разрушения экосистемы эти существа начали выбираться наружу и звать своих собратьев. Теперь человечеству придётся принять новых соседей.
Несколько необычных скульптур создал художник Клаус. Его «Старушка-веселушка» олицетворяет отсутствие в жизни людей гармонии и баланса. Персонаж находится одновременно в двух состояниях – взрослом и молодом, при этом он упускает ценность момента. Вторая скульптура «Многоликий повелеватель» – образ существа, которое следит за всем, что происходит в мире. При этом персонаж забывает, что иногда взор нужно обращать внутрь самого себя.
Фото: Виталий Шабинский
Тема наблюдений также присутствует в инсталляции «Во все глаза». Екатерина Оленина говорит со зрителем с помощью своих работ. Однако не всегда люди готовы столкнуться с чем-то непривычным и непонятным. По мнению автора, художник и зритель говорят на разных языках, но есть способ их сблизить. Для этого Екатерина поместила зеркало в центр инсталляции, чтобы каждый мог увидеть своё отражение внутри осьминога и стать его частью. Это оптическая ловушка, в которой можно разглядеть ещё и лицо самого автора.
У меня есть опыт работы с уличной средой – я клеила в старом городе керамические плитки с узором в разных местах. Их быстро, конечно, отрывали. Также у меня была большая инсталляция на сгоревшем доме в виде глаз, из которых лились кровавые слёзы. Иногда я просто клею стикеры. Мне важно, чтобы мои работы «говорили» с городом и с его жителями, чтобы люди их подмечали.
Я обожаю старый город – это моя родная стезя. Знаю там практически каждый дом и переживаю из-за сноса старинных зданий.
художница Екатерина Оленина
Работы художников «уличной волны». Фото: Виталий Шабинский
Выставка All city population интересна тем, что в пространстве улицы работы художников не продержались бы так долго. Чаще всего такое творчество закрашивают жилищно-коммунальные службы или разрушают вандалы. Всё, что осталось бы после такого экспонирования – это снимок, сделанный автором для социальных сетей. А здесь можно было рассмотреть детально каждую работу в безопасной для неё среде.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий