В филиале Третьяковской галереи в Самаре открылась выставка «Коллекционер Иван Морозов: от Ван Гога до авангарда» (16+). Здесь пересеклись русские и французские авторы, переплелись культуры и отразилась богатая история. Посмотрели новую экспозицию и рассказываем, почему новый проект не стоит пропускать.
Выставка «Коллекционер Иван Морозов: от Ван Гога до авангарда» в Третьяковке в Самаре. Фото: Виталий Шабинский
Коллекционер
Произведения, которые присутствуют на новой выставке, собрал меценат, предприниматель и купец Иван Морозов. Он покупал работы импрессионистов, постимпрессионистов и авангардистов. Он сопоставлял сюжеты и стили российских и французских художников.
Иван Морозов не стал живописцем, но взял на себя не менее важную для искусства роль – коллекционера. Фото: Виталий Шабинский
До Первой мировой войны купец успел приобрести около 250 полотен западноевропейской живописи. Затем он не мог выезжать заграницу и покупал работы только российских художников. В конце 1918 года коллекцию Морозова национализировали. Она стала Вторым музеем новой западной живописи. Позже на основе коллекции появился Государственный музей нового западного искусства.
Иван Морозов
Родился в 1871 году в Москве. Он происходил из династии купцов-старообрядцев. Отец Абрам Морозов был директором правления Тверской мануфактуры бумажных изделий, меценатом и попечителем детских приютов в Тверской губернии. Иван Морозов сам занимался живописью, но профессиональным художником не стал.
Иван Морозов родился в 1871 году в Москве. Он происходил из династии купцов-старообрядцев. Отец Абрам Морозов был директором правления Тверской мануфактуры бумажных изделий, меценатом и попечителем детских приютов в Тверской губернии. Иван Морозов сам занимался живописью, но профессиональным художником не стал.
На выставке в Третьяковке в Самаре представлено 52 работы из девяти ведущих музеев. Фото: Виталий Шабинский
Выставку в Третьяковке открывает портрет коллекционера, который написал его любимый художник Константин Коровин. Именно тогда, в 1903 году, он приступил к коллекционированию. Вместе с братом Михаилом посетил Париж и завязал там полезные знакомства. Благодаря этому Морозов приобрёл шедевры Винсента Ван Гога, Клода Моне, Поля Сезанна, Отона Фриеза, Анри Матисса, Андре Дерена и Огюста Эрбена. Но коллекционирование не длилось долго. В 1918 году Морозов приобрёл последнюю работу русского художника, а затем эмигрировал.
Незадолго до своей смерти Морозов дал очень важное интервью. Почему очень важное? Он был человеком, закрытым в отличие от другого собирателя искусства Сергея Щукина. В интервью Морозов рассказал о том, что его коллекцию посещали художники и критики. Его коллекция всегда была открыта, что очень важно. Это говорит о том, что она могла влиять на судьбы русского искусства. Морозов знал, что формирует историю.
куратор выставки Татьяна Юденкова

Два мира художников
По воспоминаниям современников, Морозов хранил французское искусство на втором этаже здания, а русское – на первом. В его кабинете находились работы Серова, Врубеля и Коровина. Многие картины он собирал вопреки общественному мнению, потому что тогда не все принимали новое видение и эксперименты.
В сознании коллекционера русское и французское всегда переплетались и взаимодействовали. Это становится заметно, когда смотришь на «Бульвар капуцинок» Клода Моне. Картина является отправной точкой на выставке. Рядом с ней находятся холсты Коровина, на которых изображён Париж. Благодаря близости этих произведений можно сравнить цвета, приёмы, ощутить разницу восприятия, а также заметить сходство.
Многие картины Иван Морозов покупал вопреки общественному мнению, в те времена не все принимали новое видение и эксперименты. Фото: Виталий Шабинский
Морозов был знатоком творчества Поля Сезанна. Он очень точно датировал его работы. Целую стену в своём особняке он украсил его картинами, но одно место оставалось пустым. Здесь должна была находиться работа, которую коллекционер искал около пяти лет.
Он купил её в 1907 году. Это ранняя работа Сезанна «Равнина у горы Святой Виктории, вид со стороны Валькро». И её можно увидеть в Третьяковке.
Картина Сезанна «Равнина у горы Святой Виктории, вид со стороны Валькро». Фото: Виталий Шабинский
В последние годы собирательства коллекционер обратил внимание на художников-авангардистов из «Бубнового валета». Это важная сторона его коллекции. Их творчество также рифмуется с произведениями Сезанна.
Конечно, Морозов не мог пройти мимо авторов, которые совершили революцию в искусстве. Поэтому в его коллекции есть полотна Винсента Ван Гога. Раньше русская публика с трудом воспринимала такое творчество, но Морозов видел в этом большую ценность.
Работу «Прогулка заключённых» Ван Гог написал в доме для душевнобольных. В ней прослеживается глубокая философия, а также вдохновение черно-белой гравюрой Гюстава Доре.
Работа Ван Гога «Прогулка заключённых». Фото: Виталий Шабинский
Далее на выставке мы видим, как художники развивали натюрморт, пейзажную тему, а также экспериментировали с портретами и обнажённой натурой.
Выставка заканчивается женским портретом. Образ женщины в искусстве – это ещё одна главная тема, которая открывает XX век. Женщины оказываются на равных с мужчинами по вкладу в русское искусство, но ещё не чувствуют себя эмансипированными особами, как это принято трактовать. Мотив женственности, тоски и других состояний мы способны считывать в образах из этого раздела.
куратор выставки Татьяна Юденкова
Образ женщины в искусстве – одна из главных тем, которая открывает XX век. Фото: Виталий Шабинский
В экспозиции представлено 52 работы из девяти ведущих музеев. Что интересно, на ней присутствуют стенды для слабовидящих с интерактивным дополнением. Например, есть тактильная копия картины Александра Осмёркина «Натюрморт с лимонами и ступкой». Можно потрогать фигуры и растение с полотна Натальи Гончаровой, а также ощутить аромат осеннего леса, который ассоциируется с произведением художницы. Аудиогид для выставки записал известный телеведущий и коллекционер искусства Андрей Малахов.
Самарский филиал Третьяковки неделю назад получил звание «Музей года» по версии The Art Newspaper Russia, для нас это высокая планка. Выставка была задумана в 2021 году. Сегодня в Самаре впервые показаны Клод Моне, Поль Сезанн, Анри Матисс и другие представители французского импрессионизма и постимпрессионизма. Возможность провести выставку с шедеврами из ведущих музеев страны – это профессиональное признание.
директор филиала Третьяковской галереи в Самаре Михаил Савченко
Выставка доступна до 28 сентября 2025 года.
Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()
Написать комментарий