09 октября 2022, 09:15

Мир духов, средневековье и сады. Почему стоит идти на выставку «Тёмный модерн»

Музей Модерна в своём уютном подвале представил новую экспозицию. Его пространство наполнили сложной философской литературой, духом мрачного средневековья, изображениями эпохи Возрождения и живыми растениями. Всё это - экспериментальный проект «Тёмный модерн» (16+) о содержательных мотивах стиля.

Модерн, который является продолжением символизма, обладает не только внешними визуальными чертами, но и внутренним содержанием, о котором уже мало что известно, ведь он по большей части стал просто дизайном для обеспеченных господ. Организаторы выставки решили обратиться к темам и мотивам, характерным для искусства рубежа ХIХ-ХХ веков. В то время художники любили размышлять над тем, что такое смерть, душа, существует ли райский сад.

Здесь живопись, музыка, поэзия, скульптура из прошлого переплетены с работами современных авторов, которые продолжают традиции модерна, но уже по-своему - с применением цифрового искусства, инсталляций и живых участников выставки - цветов.

Новая версия стиля модерн скорее похожа на ностальгию по ушедшим тонким, эфемерным представлениям о таинствах, волшебных существах, античных богах. Мифы и легенды вновь оживают в репродукциях, на страницах книг. Одновременно это ещё и экологическая повестка. Во мраке подвала обитают растения, заботливо подсвеченные лампами.

Конечно, без них модерн не был бы отражён полностью - ведь вся его визуальная составляющая построена на образах райских садов и причудливых цветов. Вспомнить хотя бы сам дом Курлиной, в котором работает музей. Какие в нём витражи на окнах, сколько переплетений в лепнине под потолком и в мебели. Множество растительных мотивов легко заметить в интерьерах и на фасадах других особняков Самары того времени. В прошлом в моде была повальная романтизация природы, её наделяли чуть ли не магическими свойствами, и сегодня на выставке говорят не только о глобальной, но и внутренней духовной экологии.

Я использую понятие «тёмный» в значении сложно понимаемого. Скорее, мы воспринимаем это искусство нерационально, больше обращаемся к бессознательному, к чувственному. Растения мы высадили в день открытия вместе с посетителями. Создание сада носит символический характер, но он абсолютно неоднозначный. Фраза о том, что всем нам нужно возделывать свой сад, может трактоваться как угодно. Здесь каждый, высаживая свой росток, вкладывал в экспозицию часть себя. По итогу выставки мы можем раздать подросшие растения посетителям.

куратор выставки «Тёмный модерн» Никита Кузнецов

В «Тёмный модерн» нужно всматриваться, его необходимо чувствовать. Эта выставка создана для того, чтобы подолгу размышлять над образами, медленно перемещаться в четырёх залах от одной глубокой философской темы к другой. В каждом пространстве разместили довольно большие текстовые описания. Это повод остановиться, чтобы произошло полное погружение в тему. Что такое душа? Почему смерть пляшет в образе скелета? Чем сад смерти отличается от райского?

Атмосферности выставке придаёт обстановка подземелья. Благодаря тому, что ты находишься в настоящем подвале старого особняка, ощущаешь причастность к чему-то тайному, почти оккультному. Перед тобой приоткрываются проходы в другие миры. В глубине воображаемого средневекового подземелья ты находишь нечто похожее на идола, чувствуешь страх и трепет перед неизведанным, но это оказывается всего-лишь инсталляция «Камневик» от арт-группы НУМЫЖЫ.

«Тёмный модерн» - это обман восприятия, безумная фантазия или сладкий сон. То, что кажется на первый взгляд таким мрачным и сложным, при детальном рассмотрении становится понятным и простым. Ты понимаешь, что на полках лежат не древние окаменелости, собранные для экспериментов по алхимии, а что-то природное, найденное прямо рядом с нами: корни из села Рождествено, ветки с острова Поджабный, камни из Загородного или парка Дружбы.

В экспозиции представлены работы Олега Елагина из Самары, Марии Архиповой из Москвы и самарского объединения НУМЫЖЫ. Выставка будет работать до 28 февраля 2023 года по адресу Красноармейская, 15.

Фото: Андрей Савельев

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Гуляем по Самаре» с Дарьей Волковой: Автовокзал, двор детства и заброшенная обсерватория
    24 августа 2023, 10:46
    «Гуляем по Самаре» с Дарьей Волковой: Автовокзал, двор детства и заброшенная обсерватория

    Ловили, кажется, последние тёплые дни уходящего лета с Дарьей Волковой –  искусствоведом самарской Третьяковки. Прогулялись вместе по курмышам рядом с Автовокзалом, заглянули во двор, где выросла Дарья, рассмотрели мозаики на домах по улице Советской Армии и даже вспомнили, какой была раньше заброшенная обсерватория.

    Поэзия о любви, внутреннем звере и призрачных бабушках. «Стихограм» в Самаре
    31 января 2024, 15:40
    Поэзия о любви, внутреннем звере и призрачных бабушках. «Стихограм» в Самаре

    Площадка, которая объединяет десятки авторов и сотни слушателей. Поэтическому шоу «Стихограм» недавно исполнилось три года. Мы посетили его в Артист Loft на Ленинградской, 29 и рассказываем, почему стихотворения – это актуально, смешно и нескучно.

    Дом со слонами в Самаре. Прошлое, настоящее и будущее дачи Константина Головкина
    26 сентября 2024, 14:03
    Дом со слонами в Самаре. Прошлое, настоящее и будущее дачи Константина Головкина

    7 сентября 2024 года после трёх лет реставрации открылся один из самых известных городских исторических особняков в Самаре – Дом со слонами. Памятник архитектуры, вдохновлённый эпохой модерна, стал отражением творческих взглядов своего владельца Константина Головкина. Рассказываем, в чём были сложности при реставрации и что там можно увидеть сегодня.

    История одного экспоната: сервиз Алексея Толстого
    06 декабря 2023, 09:20
    История одного экспоната: сервиз Алексея Толстого

    Постепенно пополняем коллекцию рубрики «История одного экспоната». Вы уже можете почитать узнать про череп бентозуха, картину Кустодиева, бронзовое навершие и даже диван Альфреда фон Вакано. В новом тексте рассказываем про старинный сервиз, который в прошлом веке принадлежал семье Толстых, а сейчас находится в Самарском литературном музее.