Музей Модерна в своём уютном подвале представил новую экспозицию. Его пространство наполнили сложной философской литературой, духом мрачного средневековья, изображениями эпохи Возрождения и живыми растениями. Всё это - экспериментальный проект «Тёмный модерн» (16+) о содержательных мотивах стиля.
Модерн, который является продолжением символизма, обладает не только внешними визуальными чертами, но и внутренним содержанием, о котором уже мало что известно, ведь он по большей части стал просто дизайном для обеспеченных господ. Организаторы выставки решили обратиться к темам и мотивам, характерным для искусства рубежа ХIХ-ХХ веков. В то время художники любили размышлять над тем, что такое смерть, душа, существует ли райский сад.
Здесь живопись, музыка, поэзия, скульптура из прошлого переплетены с работами современных авторов, которые продолжают традиции модерна, но уже по-своему - с применением цифрового искусства, инсталляций и живых участников выставки - цветов.
Новая версия стиля модерн скорее похожа на ностальгию по ушедшим тонким, эфемерным представлениям о таинствах, волшебных существах, античных богах. Мифы и легенды вновь оживают в репродукциях, на страницах книг. Одновременно это ещё и экологическая повестка. Во мраке подвала обитают растения, заботливо подсвеченные лампами.
Конечно, без них модерн не был бы отражён полностью - ведь вся его визуальная составляющая построена на образах райских садов и причудливых цветов. Вспомнить хотя бы сам дом Курлиной, в котором работает музей. Какие в нём витражи на окнах, сколько переплетений в лепнине под потолком и в мебели. Множество растительных мотивов легко заметить в интерьерах и на фасадах других особняков Самары того времени. В прошлом в моде была повальная романтизация природы, её наделяли чуть ли не магическими свойствами, и сегодня на выставке говорят не только о глобальной, но и внутренней духовной экологии.
Я использую понятие «тёмный» в значении сложно понимаемого. Скорее, мы воспринимаем это искусство нерационально, больше обращаемся к бессознательному, к чувственному. Растения мы высадили в день открытия вместе с посетителями. Создание сада носит символический характер, но он абсолютно неоднозначный. Фраза о том, что всем нам нужно возделывать свой сад, может трактоваться как угодно. Здесь каждый, высаживая свой росток, вкладывал в экспозицию часть себя. По итогу выставки мы можем раздать подросшие растения посетителям.
куратор выставки «Тёмный модерн» Никита Кузнецов
В «Тёмный модерн» нужно всматриваться, его необходимо чувствовать. Эта выставка создана для того, чтобы подолгу размышлять над образами, медленно перемещаться в четырёх залах от одной глубокой философской темы к другой. В каждом пространстве разместили довольно большие текстовые описания. Это повод остановиться, чтобы произошло полное погружение в тему. Что такое душа? Почему смерть пляшет в образе скелета? Чем сад смерти отличается от райского?
Атмосферности выставке придаёт обстановка подземелья. Благодаря тому, что ты находишься в настоящем подвале старого особняка, ощущаешь причастность к чему-то тайному, почти оккультному. Перед тобой приоткрываются проходы в другие миры. В глубине воображаемого средневекового подземелья ты находишь нечто похожее на идола, чувствуешь страх и трепет перед неизведанным, но это оказывается всего-лишь инсталляция «Камневик» от арт-группы НУМЫЖЫ.
«Тёмный модерн» - это обман восприятия, безумная фантазия или сладкий сон. То, что кажется на первый взгляд таким мрачным и сложным, при детальном рассмотрении становится понятным и простым. Ты понимаешь, что на полках лежат не древние окаменелости, собранные для экспериментов по алхимии, а что-то природное, найденное прямо рядом с нами: корни из села Рождествено, ветки с острова Поджабный, камни из Загородного или парка Дружбы.
В экспозиции представлены работы Олега Елагина из Самары, Марии Архиповой из Москвы и самарского объединения НУМЫЖЫ. Выставка будет работать до 28 февраля 2023 года по адресу Красноармейская, 15.
Фото: Андрей Савельев
Комментарии ()
Написать комментарий