С 27 апреля по 1 мая в Нижнем Новгороде в очередной раз прошёл фестиваль Intervals. Это крупнейший в России ежегодный международный фестиваль медиа-арта. Во время этого события десятки городских локаций становятся площадками технологичного искусства. Делимся впечатлениями и рассказываем, стоит ли ехать в следующем году в соседний город для того, чтобы посмотреть на работы медиахудожников из разных стран.
Фото: Жанна Скокова
Искусство и технологии
Сегодня никого не удивить муралами на фасадах и скульптурами художников. Эти форматы стали привычными для жителей мегаполисов. В Самаре практически весь исторический центр усеян работами художников, которые были созданы в рамках фестивалей паблик-арта. В основном это муралы и небольшие арт-объекты, посвящённые популярным и патриотичным темам.
Медиаискусство – это иной вид взаимодействия со зрителем. Художники создают работы и представляют их с помощью современных технологий. Это может быть видео-арт (в том числе виджеинг), саунд-арт, медиаинсталляция, перформанс, ландшафтное или нейросетевое произведение. Мэппинг – самый известный и популярный формат на медиафестивалях. Он представляет собой наложение объёмного изображения на любой объект, при этом проекция полностью повторяет геометрию этой поверхности.
Фото: Жанна Скокова
Международный фестиваль медиаискусства Intervals проходит в Нижнем Новгороде с 2017 года. Его создатели – одни из пионеров в этой области в России. Начинался фестиваль с экспериментальных вечеринок на андеграундной площадке. Со временем он обрёл большую популярность и трансформировался в нечто новое.
Сфера медиа-арта очень открытая. Не нужно быть художником из династии, чтобы получить признание. Здесь нет патриархата и династийности. Попасть в лайн-ап любого фестиваля проще чем кажется. Мои коллеги, которые более 10 лет находятся в индустрии, попали в неё через какие-то подпольные маленькие вечеринки, когда виджеи снимали небольшие комнаты, приходили со своими проекторами и показывали творчество здесь и сейчас. С таких вечеринок начиналось российское медиа-арт комьюнити, которое расползалось по всему миру. Многие из этих людей стали известными медиахудожниками.
соосновательница и куратор фестиваля медиаискусства Intervals Ксюша Чеховская
Фото: Жанна Скокова
От «Швейцарии» до Стрелки
В этом году Intervals проходил на 17 локациях города. В нём участвовали 20 художников из Кореи, Испании, Франции, Турции, Азербайджана и России. Фестиваль собрал около 350 тысяч зрителей.
Локации были самыми разными. Уличные: Павильон №2 Нижегородской ярмарки, гостиница Ермолаевых, мыс Стрелки, стадион «Нижний Новгород», Академия «Маяк», Почаина, фонтан на Чёрном пруду, Законодательное собрание, берёзовая роща в парке «Швейцария».
Также работы художников размещались внутри строений: Павильон №1 Нижегородской ярмарки, выставочный пакгауз, пространство HIDE, DKRT, центр культуры «Рекорд», пространство ЦЕХ, Школа креативных индустрий, Планетарий 1. Самыми посещаемыми внутренними локациями стали: Нижегородская ярмарка, Планетарий 1 и пространство ЦЕХ. В них побывали более 20 тысяч человек.
Фото: Жанна Скокова
У нашей инсталляции в парке «Швейцария» очень интересная история. Когда мы гуляли по парку, увидели там берёзовую рощу, которая произвела яркое впечатление. Она символизирует патриотичность, любовь к Родине. В то же время заметно, что деревья были посажены человеком по идеальной сетке. Шаг влево, шаг вправо и начинает рябить в глазах от одинаковых берёз, будто это симуляция, а не реальность. Меня очень зацепил контраст между русскостью и искусственностью. Я решил, что это место силы и тут нужно что-то сделать. Наша инсталляция представляет из себя столбы, похожие на берёзки. В этом пространстве нет идеальной точки для зрителя.
медиахудожник и основатель студии media.tribe Саша Коджо
Фестиваль Intervals можно было посетить бесплатно – доступ к работам авторов свободный. Всем желающим были доступны лекции от представителей российского медиаискусства. Образовательную программу подготовили совместно с Британской высшей школой дизайна. Принять участие в паблик-токах можно было по регистрации на официальном сайте или без неё, если в зале оставались свободные места.
Платная программа тоже была. Начиналась она поздней ночью. Например, в павильоне №2 Нижегородской ярмарки прошла серия выступлений от художников Лены Потуремец и Ильи SymphoCat, Славы SAF, Артура Софина, Александра Василенко и коллектива media.tribe. Каждое шоу выглядело самобытным, но не таким впечатляющим как уличные инсталляции. Поэтому можно было ограничиться и бесплатной программой.
Фото: Жанна Скокова
Длится фестиваль обычно несколько дней. Важно понимать, что для того, чтобы увидеть всё, придётся объехать и обойти практически весь Нижний Новгород, потому что точки с арт-объектами раскиданы по разным районам города. И нужно быть готовым иногда постоять в очереди перед входом на очередную площадку, так как событие привлекает большое количество туристов.
Фото: Жанна Скокова
В Самаре ещё не проходил фестиваль подобного масштаба и формата. Однако медиаискусство постепенно внедряется в культурную повестку. Например, на акции «Ночь музеев – 2023» в «Доме 77» зрителям показали несколько работ медиахудожников. На большом летнике бара «Вечно молодой» находилась главная инсталляция вечера «Elements», собранная из нескольких экранов. На ней транслировали работы авторов: Ketwo (Германия), Andres Albarran (Мексика), Masayuki Azegami (Япония), Andy Gutierrez (США) и других. В помещениях второго корпуса креативного кластера показали выставку цифрового искусства от авторов из России – Lucien.Art и Ilya Dyadura. На четвёртом этаже в галерее 419 можно было управлять огромным компьютерным глазом.
Фото обложки: Жанна Скокова
Комментарии ()
Написать комментарий