Это цикл интерактивных арт-прогулок по улицам Самары от филиала Третьяковской галереи. Участникам предлагают посмотреть на городскую среду не как на набор фактов и достопримечательностей, а как на произведение искусства. Во время экскурсий проводят параллели между визуальным окружением и живописью, исследуют особенности восприятия и ассоциации. Мы решили узнать, как это происходит и побывали на третьей экскурсии цикла «Город как картина», где главной темой был человек.
Традиционно прогулка стартует от клуба Третьяковки на Фрунзе, 102Б. Здесь мы знакомимся с искусствоведом Дарьей Волковой и художником Антоном Вейсом. Участников экскурсии просят на телефонах открыть ранее предоставленные презентации с изображениями картин, арт-объектов, портретов героев, о которых пойдёт речь. Это виртуальное дополнение очень удобно. Не нужно ничего «гуглить».
Итак отправляемся в путь, но уходим совсем недалеко. Буквально за углом во дворике Третьяковки находится стрит-арт в виде силуэта человека, рядом - зеркало. Его автор молодая художница из лаборатории художественного проектирования Bomba Lab под руководством Андрея Сяйлева. Идея этой работы - сравнить себя с неким идеалом в представлении художника или общества. Силуэт на стене - это тень, которая может быть нашей. Отражаясь в зеркале, у нас есть возможность задуматься о том, кто мы, нравимся ли мы себе, принимаем ли свой облик.
Кстати, многие художники обращались к теме зеркал. Самая крупная работа, написанная по отражению - «Менины» (1656) Диего Веласкеса, в ней автор затронул тему иллюзорного мира.
Буквально в нескольких шагах находится следующий предмет нашего интереса. Вы не поверите, но это обычный светофор со светящейся фигурой человечка-пешехода. Это одна из вещей так активно продвигаемых современными урбанистами. Но так было не всегда.
Нам предлагают взглянуть на фото первых светофоров из Лондона с точки зрения градостроительства. Сначала были ручные светофоры, которые регулировал человек, ночью их было почти не видно. В газовый фонарь помещали две линзы - зелёную и красную. Их нужно было переворачивать вручную. На рубеже XIX-XX веков появляются электрические светофоры. В 1920-х годах на них добавляют жёлтый цвет. В 1929-ом светофор появляется в России. В 1930-х он становится автоматическими.
Арт-объекты, состоящие из множества светофоров, есть в двух городах: Пензе и Лондоне. Оба они выполнены в форме дерева. Только российский сложен из настоящих списанных светофоров.
Постепенно перемещаемся на одну из самых оживлённых улиц старого города. Ленинградская, 34 - здание, в котором находился магазин Константина Головкина, самого популярного в Самаре человека прошлого века. Сейчас мы вспоминаем его имя, когда речь заходит о первых автомобилях, городском музее и его коллекции, знаменитой «даче со слонами».
Он любил рисовать и образовал кружок художников, занимался парусным спортом, археологией, разными исследованиями и много чем ещё. Мало кто из современных именитых самарцев может дотянуть до его уровня. Если бы Головкин жил в наше время, то скорее всего дружил бы с Илоном Маском или просто был им.
Далее - скульптурная композиция Дядя Стёпа. Это пример того, как в нашей культуре прижился образ суперчеловека. Работа достаточно спорная. Кому-то памятник нравится, кто-то считает его достаточно нелепым.
А появился в культуре образ доброго сказочного великана благодаря писателю Сергею Михалкову. Можно долго рассуждать о том, чем он вдохновлялся, почему наделил Дядю Степу чертами присущими одному из главных супергероев Америки в синем трико. Оба они невероятно сильные, справедливые и росли без родителей. О родственниках Степана из произведения нам ничего неизвестно, да и фамилия у него похожа на имя - Степанов, что часто встречалось среди воспитанников детских домов.
Композицию Дядя Стёпа открыли на Ленинградской в 2015 году.
Тут же на Ленинградке находим скульптуру Головкина, которая появилась совсем недавно. Его поза достаточно проста, незамысловата. Одежда мало детализирована. Экскурсоводы предлагают нам представить, как бы выглядел памятник Головкину в более современной концептуальной интерпретации. Это могла бы быть, например, геометрическая композиция из стекла или лазерная проекция в виде его достижений.
Каждая прогулка от Третьяковки предполагает небольшое творческое задание. Во время его выполнения участники могут «внедриться» в городскую среду: добавить собственную фактуру к фактурам города, придумать собственный дорожный знак или нарисовать ассоциативную карту местности. В этот раз всем раздали бумажные усы как у Головкина, на которых можно было изобразить свои ассоциации с сегодняшней прогулкой.
Кульминацией прогулки стал ЖЭК-арт двор на Галактионовской. Это место решили включить в маршрут, так как оно полностью создавалось людьми, а именно одной семьёй. Здесь и плюшевые игрушки, и животные вырезанные из покрышек, и цветы из пластика, даже манекен в форме. Важно понимать, что ЖЭК-арт или как его еще называют ЖКХ-арт - это не что-то пёстрое и забавное. Народный способ украшения собственного двора выделился в особое направление современного искусства, его исследуют как феномен наравне с другими проявлениями уличной культуры - стрит-артом и граффити.
Существует даже виртуальный музей ЖЭК-арта dvor.digital, где можно найти много интересной информации об этом явлении. В разделе «бестиарий» находится описание самых популярных самоделок, а по ссылке «люди» вам расскажут истории от авторов. Кроме того, можно углубиться в тему с помощью книги дизайнера Полины Соколовой «Как воспринимать ЖКХ-арт?». То, что мы видим сегодня во дворах - лебедей из резины, игрушечные зоопарки, пальмы из бутылок и прочее, может исчезнуть в будущем. Но не только потому, что вводятся новые нормы по содержанию территорий. Это явление временное, так как его источник - люди, а они не вечны.
Третьяковка будет продолжать цикл пешеходных экскурсий. Уже готовятся новые темы для прогулок, советуем не пропустить. Кстати, места нужно бронировать заранее, так как их количество ограничено. Лучше обратиться к организаторам через социальные сети или по номеру телефона +7 (902)235-18-60.
Фото: Виталий Шабинский, Ксения Якурнова
Комментарии ()
Написать комментарий