05 сентября 2022, 08:33

Маршрут по искусству. О чём рассказывают на экскурсиях «Город как картина»

Это цикл интерактивных арт-прогулок по улицам Самары от филиала Третьяковской галереи. Участникам предлагают посмотреть на городскую среду не как на набор фактов и достопримечательностей, а как на произведение искусства. Во время экскурсий проводят параллели между визуальным окружением и живописью, исследуют особенности восприятия и ассоциации. Мы решили узнать, как это происходит и побывали на третьей экскурсии цикла «Город как картина», где главной темой был человек.

Традиционно прогулка стартует от клуба Третьяковки на Фрунзе, 102Б. Здесь мы знакомимся с искусствоведом Дарьей Волковой и художником Антоном Вейсом. Участников экскурсии просят на телефонах открыть ранее предоставленные презентации с изображениями картин, арт-объектов, портретов героев, о которых пойдёт речь. Это виртуальное дополнение очень удобно. Не нужно ничего «гуглить».

Итак отправляемся в путь, но уходим совсем недалеко. Буквально за углом во дворике Третьяковки находится стрит-арт в виде силуэта человека, рядом - зеркало. Его автор молодая художница из лаборатории художественного проектирования Bomba Lab под руководством Андрея Сяйлева. Идея этой работы - сравнить себя с неким идеалом в представлении художника или общества. Силуэт на стене - это тень, которая может быть нашей. Отражаясь в зеркале, у нас есть возможность задуматься о том, кто мы, нравимся ли мы себе, принимаем ли свой облик.

Кстати, многие художники обращались к теме зеркал. Самая крупная работа, написанная по отражению - «Менины» (1656) Диего Веласкеса, в ней автор затронул тему иллюзорного мира.

Буквально в нескольких шагах находится следующий предмет нашего интереса. Вы не поверите, но это обычный светофор со светящейся фигурой человечка-пешехода. Это одна из вещей так активно продвигаемых современными урбанистами. Но так было не всегда.

Нам предлагают взглянуть на фото первых светофоров из Лондона с точки зрения градостроительства. Сначала были ручные светофоры, которые регулировал человек, ночью их было почти не видно. В газовый фонарь помещали две линзы - зелёную и красную. Их нужно было переворачивать вручную. На рубеже XIX-XX веков появляются электрические светофоры. В 1920-х годах на них добавляют жёлтый цвет. В 1929-ом светофор появляется в России. В 1930-х он становится автоматическими.

Арт-объекты, состоящие из множества светофоров, есть в двух городах: Пензе и Лондоне. Оба они выполнены в форме дерева. Только российский сложен из настоящих списанных светофоров.

Постепенно перемещаемся на одну из самых оживлённых улиц старого города.  Ленинградская, 34 - здание, в котором находился магазин Константина Головкина, самого популярного в Самаре человека прошлого века. Сейчас мы вспоминаем его имя, когда речь заходит о первых автомобилях, городском музее и его коллекции, знаменитой «даче со слонами».

Он любил рисовать и образовал кружок художников, занимался парусным спортом, археологией, разными исследованиями и много чем ещё. Мало кто из современных именитых самарцев может дотянуть до его уровня. Если бы Головкин жил в наше время, то скорее всего дружил бы с Илоном Маском или просто был им.

Далее - скульптурная композиция Дядя Стёпа. Это пример того, как в нашей культуре прижился образ суперчеловека. Работа достаточно спорная. Кому-то памятник нравится, кто-то считает его достаточно нелепым.

А появился в культуре образ доброго сказочного великана благодаря писателю Сергею Михалкову. Можно долго рассуждать о том, чем он вдохновлялся, почему наделил Дядю Степу чертами присущими одному из главных супергероев Америки в синем трико. Оба они невероятно сильные, справедливые и росли без родителей. О родственниках Степана из произведения нам ничего неизвестно, да и фамилия у него похожа на имя - Степанов, что часто встречалось среди воспитанников детских домов.
Композицию Дядя Стёпа открыли на Ленинградской в 2015 году.

Тут же на Ленинградке находим скульптуру Головкина, которая появилась совсем недавно. Его поза достаточно проста, незамысловата. Одежда мало детализирована. Экскурсоводы предлагают нам представить, как бы выглядел памятник Головкину в более современной концептуальной интерпретации. Это могла бы быть, например, геометрическая композиция из стекла или лазерная проекция в виде его достижений.

Каждая прогулка от Третьяковки предполагает небольшое творческое задание. Во время его выполнения участники могут «внедриться» в городскую среду: добавить собственную фактуру к фактурам города, придумать собственный дорожный знак или нарисовать ассоциативную карту местности. В этот раз всем раздали бумажные усы как у Головкина, на которых можно было изобразить свои ассоциации с сегодняшней прогулкой.

Кульминацией прогулки стал ЖЭК-арт двор на Галактионовской. Это место решили включить в маршрут, так как оно полностью создавалось людьми, а именно одной семьёй. Здесь и плюшевые игрушки, и животные вырезанные из покрышек, и цветы из пластика, даже манекен в форме. Важно понимать, что ЖЭК-арт или как его еще называют ЖКХ-арт - это не что-то пёстрое и забавное. Народный способ украшения собственного двора выделился в особое направление современного искусства, его исследуют как феномен наравне с другими проявлениями уличной культуры - стрит-артом и граффити.

Существует даже виртуальный музей ЖЭК-арта dvor.digital, где можно найти много интересной информации об этом явлении. В разделе «бестиарий» находится описание самых популярных самоделок, а по ссылке «люди» вам расскажут истории от авторов. Кроме того, можно углубиться в тему с помощью книги дизайнера Полины Соколовой «Как воспринимать ЖКХ-арт?». То, что мы видим сегодня во дворах - лебедей из резины, игрушечные зоопарки, пальмы из бутылок и прочее, может исчезнуть в будущем. Но не только потому, что вводятся новые нормы по содержанию территорий. Это явление временное, так как его источник - люди, а они не вечны.

Третьяковка будет продолжать цикл пешеходных экскурсий. Уже готовятся новые темы для прогулок, советуем не пропустить. Кстати, места нужно бронировать заранее, так как их количество ограничено. Лучше обратиться к организаторам через социальные сети или по номеру телефона +7 (902)235-18-60.

Фото: Виталий Шабинский, Ксения Якурнова

Комментарии ()

    Ski2023

    Рекомендуемое

    «Воспоминания». Много жанров - это плохо?
    01 сентября 2021, 15:28
    «Воспоминания». Много жанров - это плохо?

    Режиссером и сценаристом картины выступила Лиза Джой. Кажется, что она не совсем понимала, какой именно фильм хочет снять, поэтому намешала всего, не раскрыв должным образом ни одну составляющую.

    Летучий корабль, вид на горы и осетинская башня: 4 новых места, которые стоит посетить каждому
    29 августа 2022, 13:58
    Летучий корабль, вид на горы и осетинская башня: 4 новых места, которые стоит посетить каждому

    Продумали план действий для тех, кто изучил вдоль и поперёк ближайшие скверы и парки: на выходных едем на новые, пока что менее известные и популярные локации. В списке: парк с панорамой на Жигулёвские горы, место, где можно отдохнуть после трипа по Самарской луке, и целый комплекс с домами и подворьями разных народов.

    Мастрюки, сосновый лес у Старой Бинарадки, Белое озеро
    03 ноября 2021, 08:15
    Мастрюки, сосновый лес у Старой Бинарадки, Белое озеро

    На календаре хоть и среда, но как-будто пятница. Впереди четыре дня выходных. Можно выбрать денёк, чтобы отправиться погулять на природе, посмотреть на интересные архитектурные объекты. И всё это конечно же с соблюдением социальной дистанции и при условии хорошего самочувствия.

    Дом с атлантами: лифт, подвалы и сейф-кладовая
    07 июня 2022, 16:12
    Дом с атлантами: лифт, подвалы и сейф-кладовая

    Реставрацию интерьеров особняка на Венцека, 55 ещё не завершили, но мы всё равно решили прогуляться по его многочисленным комнатам и заглянуть в подвалы. Узнали, что будет с оригинальными атлантами, зачем бывшие владельцы построили лифт и кладовую-сейф.